Оптина пустынь и Дом Романовых

ВXIX веке Оптина пустынь стала поистине духовным маяком, привлекающим к себе множество разных людей. Волею Божьею, собранные в одном месте преподобные старцы могли дать ответы на вопросы людей разного возраста и происхождения – от простых крестьян до писателей и философов, таких как Федор Достоевский и Константин Леонтьев. Не остался в стороне от Оптиной и Царствующий дом Романовых, чьи представители не просто неоднократно посещали монастырь, но и имели с обителью и ее старцами тесную духовную связь.

Одним из таких представителей правящей в России династии был Великий Князь Константин Константинович Романов, замечательный поэт и драматург, публиковавшийся под псевдонимом К.Р.. Великий Князь имел и множество других талантов: сделал блестящую карьеру в армии и стал в 1889 году президентом Императорской Санкт-Петербургской академии наук. Вместе с тем, Константин Константинович был глубоко верующим человеком, искавшим Правды Божией и, неудивительно, что Господь направил его на встречу к старцам Оптинским.

Великий Князь Константин Константинович Романов

Первое посещение Великим Князем Оптиной датируется 1887 годом. Как отмечалось в скитской летописи: «В 1887 году Оптина пустынь удостоилась посещения Великого Князя Константина Константиновича, который пожелал познакомиться главным образом с ее мудрым старцем отцом Амвросием, а вместе и с духовным строем жизни ее иноков. Встреченный всей братией в Святых вратах обители, Великий Князь проследовал в настоятельские покои, предложенные Его Высочеству отцом настоятелем. Был вечер – канун праздника. Высокому гостю по монастырскому обычаю подан был ужин, к которому приглашался и настоятель. Но последний по своей простоте отказался от этой высокой чести, сказав, что он завтра служащий, а в таких случаях не имеет обыкновения ужинать. Эта простота отца Исаакия произвела между прочим отрадное впечатление на Великого Князя, который не раз высказывал, что подобных людей ему не приходилось видеть» [Летопись, С. 205].

Преподобный Амвросий Оптинский

Особые отношения сложились у Константина Константиновича со старцем Амвросием, с которым у него была доверительная и поистине сыновья переписка. В декабре 1887 года Князь писал старцу: «Глубокочтимый отец Амвросий, прошу вас, не думайте, что мое долгое молчание есть признак неблагодарности, или забывчивости. Письмо ваше и святую икону я получил, но гораздо позднее, чем вы думали, ибо мы с женою были заграницей. Вернулись мы домой 8-го числа декабря, с тех пор прошло уже много дней, но у меня было много хлопот, так что только теперь могу вас от души поблагодарить за дорогие ваши строки и священный образ. И письмо и благословения ваши я всегда буду свято хранить как знак памяти о незабвенных днях, проведенных в вашей святой обители, и о беседе в келлии у вас. Верьте мне, что я умею ценить ваше ко мне внимание и дорожу им. Приимите мою искреннюю и чистосердечную признательность за добрые слова и милые выражения, с которыми вы так любовно ко мне обращаетесь. Да пошлет вам Господь дни светлые и счастливые в наступающем году и да подкрепит Он ваше здоровье на радость всем вас почитающим. Прошу вас от души и впредь не забывать и моих в ваших молитвах и в благословении, хотя и заочном, но не менее дорогом для меня» [РГБ Ф. 213. К. 56. Д. 5. Л. 1-1 об].

Второе посещение Оптиной Великий Князь совершил в июне 1888 года, когда, по замечанию скитописателя: «посетил старца Амвросия и пробыл в монастыре три дня» [Летопись, С. 144]. В 1901 году Великий Князь в третий раз посетил Оптину, но уже вместе с семейством. По свидетельству скитской летописи, 13 июня «в среду, в 7 часов вечера посетил Оптину пустынь Его Императорское Высочество Великий Князь Константин Константинович с Августейшими детьми. До парома доехал на лошадях, а от парома изволил последовать пешком до монастырских ворот, где был встречен отцом игуменом Ксенофонтом с братией. Торжественной встречи, по желанию Его Высочества, делаемо не было. Был в соборе и у памятников старцев. В скит не заходил. 16 июня «изволил прибыть в Оптину пустынь Его Императорское Высочество Великий Князь Константин Константинович. После панихиды на могилах старцев проследовал с отцом игуменом в скит. Его Высочество сопровождали Калужский губернатор и княгиня Оболенская, супруга товарища Министра внутренних дел, имение которого находится недалеко от Оптиной пустыни. Его Высочество, посетив начальника скита отца Иосифа, изволил отбыть в имение г-на Кашкина [Летопись, С. 281]. В четвертый раз Великий Князь посетил в день памяти пророка Божия Илии в июле 1901 года и подарил скитоначальнику отцу Иосифу фотографии себя и своего семейства [Летопись, С. 283]. В пятый раз Константин Константинович прибыл в Оптину в сентябре того же 1901 года и по замечанию летописца: «с любовию вспоминал о почившем старце отце Амвросии и посещении его в 1888 году [Летопись, С. 292].

Великий Князь Сергей Александрович и Великая Княгиня Елизавета Федоровна Романовы

Особое место в Царствующем Доме Романовых (как и в истории Русской Церкви начала ХХ века) занимает преподобномученица Елизавета Федоровна Романова. До принятия православия ее звали Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская. Она приходилась внучкой английской королеве Виктории. Выйдя замуж за Великого Князя Сергея Александровича (дядя императора Николая II), Елизавета Федоровна всем сердцем приняла не только свою новую родину, но и православную веру. Однако подлинным водоразделом в ее жизни стала гибель от руки террористов ее мужа, московского генерал-губернатора, убитого бомбой в феврале 1905 года. Трагическая смерть мужа перевернула мировоззрение Великой Княгини, избравшей после этого строгий христианский путь. Продав свои драгоценности, Елизавета Федоровна на вырученные средства покупает в Москве на Большой Ордынке усадьбу, в которой в 1909 году начнет свою деятельность знаменитая Марфо-Мариинская обитель милосердия, по своему уникальное и удивительное место. Сестры обители отличались тем, что помимо помощи больным и нуждающимся, проходили духовную, медицинскую и психологическую подготовку. Кроме того, главным отличием обители от других монастырей было то, что насельницы, принося обеты целомудрия, послушания и нестяжательства в любой момент могли покинуть место служения и завести семью, что не считалось нарушением обета.

Великая Княгиня Елизавета Федоровна Романова

Сама Елизавета Федоровна являлась примером для сестер своей обители: спала всего два-три часа в сутки на деревянной кровати без матраца, в полночь непременно молилась в церкви и неустанно заботилась о больных, находящихся в больничном комплексе. Все свое свободное время Великая Княгиня проводила в паломнических поездках по русским монастырям. Именно в одну из таких поездок она посетила Оптину пустынь. В скитской летописи приезд в Оптину Елизаветы Федоровны описывался так: «27 мая 1914 года в 10-м часу утра прибыла в Оптину пустынь Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Елизавета Феодоровна. Преосвященный Михей, встретив Ее Высочество в Введенском соборе, сказал краткое приветственное слово. Великая Княгиня, отслушав Литургию и молебен, отбыла в приготовленные для нее покои. Вечером Ее Высочество посетила больницу и милостиво беседовала с больными» [Летопись, С. 483]. «29 мая Великая Княгиня причащалась Святых Таин за поздней Литургией, которую служил Преосвященный Михей. В 5 часов вечера Ее Высочество прибыла в скит в сопровождении своей казначеи и проследовала в храм святого Иоанна Предтечи, где после краткого молебствия о ее здравии отец скитоначальник поднес высокой гостье образ святого Иоанна Крестителя в массивной сребропозлащенной ризе и просфору. Отслушав вечерню, Ее Высочество осматривали новый храм, библиотеку, кладбище, соборную келию, кедровую рощу, трапезу. Также посетили келии отца скитоначальника, старца отца Нектария и монаха Иова. Преосвященный Михей и братия сопровождали Августейшую посетительницу. В келии скитоначальника Великой Княгине были поднесены деревянные изделия скитян и «Описание скита Оптиной пустыни». В свою очередь Ее Высочество пожаловала скиту свой портрет с собственноручной надписью, описание основанной ею Марфо-Мариинской общины сестер милосердия и просфору. Во время пребывания Великой Княгини в скит был допущен и женский пол. В 8-м часу Ее Высочество отбыла в монастырь» [Летопись, С. 483]. 30 мая «В 5 часов, по возвращении из Шамордина, Великая Княгиня запросто посетила старца отца Нектария и долго с ним беседовала. В 8-м часу после вечерни и молебна Преосвященный Михей сказал прощальное напутственное слово. Заключив оное земным поклоном, Владыка, а также и вся присутствовавшая братия земно поклонились Великой Княгине. До парома Ее Императорское Высочество шла пешком в сопровождении братии и множества народа. На пароме во время переправы певчие пели догматик “в Чермнем мори”. Чудная погода, прекрасный звон колоколов, стройное пение, масса народа и при этом полный порядок делали проводы торжественными» [Летопись, С. 485-486].

Великая Княгиня Елизавета Федоровна Романова в Оптиной пустыни. Фреска Введенского собора монастыря

К сожалению, в Оптину Великая Княгиня больше не вернется. Начавшаяся в августе 1914 года 1-я мировая война изменила жизнь всей России. По распоряжению Елизаветы Федоровны в Марфо-Мариинской обители расположился госпиталь для раненных на фронтах Великой войны. Революция 1917 года поставила крест на ее трудах – в мае 1918 года она была выслана в Екатеринбург, а затем в Алапаевск. В ночь на 18 июля она, вместе с другими арестантами (среди которых были сыновья Великого Князя Константина Константиновича – Игорь, Иоанн и Константин, неоднократно посещавшие Оптину) была сброшена в шахту, которую закидали гранатами, завалили бревнами и закидали землей. Елизавета Федоровна умирала долго и мучительно, но перед смертью проявила свое христианское милосердие – она частью своего апостольника перевязала рану Великому князю Иоанну Константиновичу.

 

Продолжение следует…

 

Иерей Павел Арцабович

Источник: сайт Оптиной пустыни