“Монах уходит далеко от мира не потому, что ненавидит мир, но потому, что любит мир и этим способом может больше помочь ему своей молитвой в делах, которые не могут совершиться благодаря человеческим усилиям, но только при божественном вмешательстве” – эти слова принадлежат не одному из древних отцов, великих отшельников прошлого, “граждан пустыни”, а буквально нашему современнику, человеку, почившему ровно 30 лет назад, но уже прославленному в лике святых; простому монаху, даже не принявшему священный сан, чьи простые, но глубокие мысли, высказанные им в беседах и письмах, утешают, вдохновляют, духовно исцеляют миллионы людей по всему миру.
Речь идет о преподобном Паисии Святогорце. Святой старец, совсем молодым человеком выбравший иноческий путь и удалившийся на Афон, очень чутко понимал трудности семейной жизни и много помогал и продолжает помогать христианам, среди “бурь плавающих по морю житейскому”. Но особое значение имеет богатейший духовный опыт святого Паисия для монашествующих. Более 40 лет провел старец в ангельском образе. Его близость к нам (еще живы многие, знавшие преподобного лично) делает наследие геронды максимально актуальным, а пропущенное через сердце святоотеческое предание и живой опыт афонитов, с которыми ему посчастливилось общаться, делает его универсальным для всех стран и народов.
У нас быстро полюбили Паисия Святогорца. Давно переведены и изданы большими тиражами его труды и житие, чуть ли не в каждом храме можно встретить икону преподобного. Более того, на канонической территории Русской Православной Церкви строится монастырь, посвященный авве Паисию. Эта маленькая женская обитель находится в Беларуси, недалеко от села Ольжево, близ древнего города Лида, и на настоящий момент имеет статус Архиерейского подворья. Настоятельницей монастыря в 2018 году назначена монахиня Кассиана (Купаленко).
В этот праздничный день матушка любезно согласилась ответить на вопросы нашей редакции.
Всякая суета лишает возможности почувствовать душой святое место
— Дорогая матушка, позвольте в первую очередь поздравить вас с престольным праздником – памятью преподобного Паисия Святогорца. Ваш монастырь, если не ошибаюсь, единственный в Русской Православной Церкви, посвященный этому святому. Расскажите, как случилось, что именно старцу Паисию, греческому святому XX века, прославленному лишь в 2015 году, было решено посвятить обитель?
— Благодарю вас за поздравление, праздник преподобного Паисия Святогорца, нашего небесного покровителя – это радостный для нас день, в обитель приезжает много людей прославить преподобного Паисия и разделить с нами радость праздника. Это прихожане Лидских храмов и паломники из более далеких мест, которые очень любят и почитают Преподобного. Многие из этих людей нашли ответы на свои сложные вопросы в книгах о преподобном Паисии, в его простом очень мудром слове. Обрели духовную помощь и утешение в молитвах к нему. Божественную литургию в этот день в обители возглавляет наш владыка Порфирий (епископ Лидский и Сморгонский Порфирий (Преднюк) – ред.), который очень любит монашество, преподобного Паисия, и делает все возможное, чтобы обитель духовно развилась и следовала тем монашеским традициям, которые были близки нашему небесному покровителю.
Инициатива посвятить обитель преподобному Паисию принадлежала владыке Порфирию, когда принималось решение о создании монастыря в Ольжево и о моем переводе из Спасо-Евфросиниевского Полоцкого монастыря. С большой радостью я это поддержала. Владыка Порфирий очень хорошо знает монашескую жизнь, так как он много лет был монахом Жировичского монастыря и прошел там все степени монастырской жизни, начиная с самых низких и тяжелых послушаний. Мы считает большим благословением Божьим для обители то, что владыка является нашим духовным отцом, служит еженедельно по субботам в обители Литургии, исповедует сестер и прихожан, и задает вектор духовной жизни монастыря. Очень ценно, когда духовный отец монашествующих знает сам хорошо монашескую жизнь и изучал эту жизнь не только по книгам, но и практическим путем, находясь под духовным руководством более духовно опытных, что было возможно в Жировичском монастыре, в котором монашеская традиция не прерывалась даже в советские годы.
Относительно того, единственная ли наша обитель в Русской Православной Церкви в честь преподобного Паисия, знаю точно, что не единственная. В одной только Беларуси мне известно, что есть еще один храм в честь преподобного Паисия в городе Слуцке, который был освящен в марте 2019 года. Настоятелем назначен иеромонах Арсений (Канышко) с благословением правящего архиерея организовать при храме мужскую общину для желающих следовать монашескому образу жизни, чтобы впоследствии учредить мужской монастырь.
— Есть ли что-то, что лично вас связывает с прп. Паисием? Чувствовали ли вы его непосредственное участие в вашей жизни?
— Преподобный Паисий для нас – это подвижник, который в своей монашеской жизни очень четко определил, что главное, а что второстепенное. У которого удивительным образом сочетались любовь к монашеской аскезе, уединению и любовь к людям, любовь к современному страдающему человеку. Сколько молитв к Богу было обращено из его сердца о людях, сколько слез сострадания пролито, сколько слов утешения и наставления сказано. И в то же время, если почитать его Житие, удивляешься, какой при этом уединенной и молитвенной была его жизнь. В свое время мне довелось бывать в женском монастыре в Суроти (Греция), где похоронен преподобный Паисий, жить там по неделе-две, общаться с монахинями. Насельницы обители очень трепетно относятся ко всем заветам преподобного, и там, как мне кажется, все пронизано этой атмосферой молитвенной тишины и любви к людям, ко всем тем, кто приезжает на могилку преподобного Паисия как со своей болью, так и со своей радостью. Когда бываешь в Суроти, очень хочется как-то замедлиться, замолчать. Замолчать не только устами, не говорить никаких слов, но и мыслями, вопросами, недоумениями.
У могилки преподобного Паисия сделать это как-то легко, благодать этого места, его молитвы, его присутствие, его жизнь делает все каким-то ясным и понятным. В 1-м послании апостола Павла к Коринфянам говорится о том, что “святые будут судить мир”. Есть разные толкования этого места Священного писания, но вот когда оказываешься в Суроти, у могилки преподобного Паисия, перед простым, очень скромным деревянным крестом на его могилке, и вспоминаешь все его Житие и слова поучения, ты как будто оказываешься на своего рода суде твоих мыслей, чувств, потребностей, запросов, образа жизни, и ты понимаешь, что вот этот простой монах, который не имел ни священного сана, ни диплома богословского университета, постиг великое богословие, подлинную суть и смысл жизни, которые сделали его по благодати Божьей наследником Царствия Небесного.
В нашей жизни мы чувствуем присутствие преподобного Паисия постоянно. Часто так бывает, что мы даже не успеем помолиться о каких-то наших духовных и материальных нуждах, как через добрых людей нам подается все необходимое. Так, например, почти сразу после основания обители через раба Божьего Андрея к нам в обитель с Афона была принесена икона преподобного Паисия, очень большая и очень красивая, которую написал один афонский монах, лично знавший преподобного Паисия. Это стало для нас большим духовным утешением. Этот же добрый человек Андрей по своей инициативе, по любви к преподобному Паисию в этом году преподнес в дар обители совершенно удивительный образ матери Божьей Скоропослушницы, от которой с первого дня пребывания в нашей обители совершаются чудеса по молитве и вере тех людей, которые приезжают в обитель и в молитве обращаются к Матери Божьей.
Эта икона написана тем же монахом Кириллом, который знал лично преподобного Паисия и написал для нашей обители его образ. Обитель наша начала строиться, можно сказать, на пенечках, на голом месте в лесу и такие благословенные иконы для нас и всех, кто к нам приезжает – огромное утешение, источник благодати, силы и помощи, Благословение Божье.
— Значительная доля жителей Гродненской области исповедует католицизм. Как у вас складываются отношения с соседями-католиками?
— Лидчина – замечательный регион, где очень мирно живут люди разных конфессий. Здесь много смешанных семей, где муж может быть православным, а жена, например, католичкой. Надо сказать, что здесь очень высокий культурный уровень общения среди лидчан, очень редко в городе можно встретить какую-то бестактность или грубость в отношении людей в рясах. Я пока с таким за шесть лет пребывания на Лидчине даже не сталкивалась. Я вожу машину и, как мне кажется, не так профессионально это делаю, как хотелось бы, бывает, попадаю на дороге в какие-то недоразумения, в Лиде участники дорожного движения демонстрируют в ответ на это всегда верх вежливости, предупредительности и доброй снисходительности. В городе можно встретить как католических монахинь, так и православных.
Как сказал когда-то игумен Афонского монастыря Симонопетра отец Елисей, посетив Беларусь: “Ваши люди на каком-то интуитивном уровне очень тонко чувствуют, что за каждой рясой стоит Христос”. То есть люди благоговейно относятся к священникам и монашествующим. Это действительно так. У нас бывают и католики, не так редки случаи, когда кто-то принимает решение принять православие. Но мы очень деликатны в этих вопросах, считаем вопрос вероисповедания очень личным делом каждого человека и разговариваем об этом с тем или иным человеком, если он сам желает об этом поговорить и задает какие-то вопросы.
— Вы начинали монашеский путь в Полоцком Свято-Евфросиниевском монастыре, затем несколько лет прожили в Греции, учились в Афинском университете, жили несколько лет в монастыре преподобного Патапия Фивейского. Теперь строите монастырь в лесу под Лидой. И, кроме того, несете послушание секретаря Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусской Православной Церкви. Какой опыт вы получили на этих этапах вашей жизни? Кто были вашими учителями и наставниками?
— Сложно ответить содержательно в таком объеме об опыте длиною в четверть века. Если попробовать сказать лаконично, то отвечу, пожалуй, так: Бог есть Любовь. И там, где есть Бог, там будет любовь, внимательное отношение к людям или хотя бы стремление на первое место это ставить, и там есть развитие и рост, духовный, в первую очередь. Понятно, что каждый из нас понятие “любовь” толкует по-своему. Для одних любить, это значит своим разумением “спасать” всех окружающих, требуя от них послушания, поста и молитвы, для других – это может быть стремление понять и услышать человека, его внутренние запросы и потребности, и в соответствии с этим служить ближним. Ведь Христос пришел всем послужить, а не административно поруководить. Важно попробовать услышать то, что сам человек порой выразить не может по самым разным причинам.
Как монахине, мне было очень интересно практическим путем познакомиться как с монашескими традициями Русской Православной Церкви, так и Церкви Элладской. Есть определенное сходство, но есть и существенные отличия, которые обусловлены разным историческим прошлым, менталитетом и даже какими-то национальными чертами. И в нашей Церкви, и в Элладской я встретила совершенно удивительных людей среди монашествующих, общение с которыми очень меня обогатило, продолжает обогащать и приносить радость и монашеское вдохновение. Кто-то из очень дорогих для меня людей уже почил, но много и тех, кто здравствует, слава Богу. Когда-нибудь мне очень хотелось бы написать что-то содержательное об этих людях и об этом опыте общения с ними. Для кого-то это может быть интересно. Но все должно пройти проверку временем.
Мне интересно и важно послушание секретаря в Синодальном отделе по делам монастырей и монашеству Белорусской Православной Церкви, которое я исполняю на протяжении уже почти 10 лет, по той причине, что оно дает возможность живого общения и живых встреч с единомысленными, очень светлыми людьми. Можно много претензий иметь к современному монашеству на предмет того, насколько оно соответствует в основном своем объеме подлинным монашеским идеалам. Но то, что монахи в плане аскетической традиции – практики, а не мечтатели, поспорить сложно. Да, каждый в меру своих сил и возможностей. Да, до св. Пахомия Великого нам очень далеко. Но вот это вложенное Божьей десницей в человека призвание к монашеству – одно из чудес и великое таинство. Современной жизни – особенно. Очень люблю монашество, невыразимо счастливо принадлежать к нему.
Мне интересно в каждом монашествующем все, чем человек хочет поделиться, все грани жизни, весь опыт, кризисы и расцветы, подъемы и спуски.
Важно и общение с мирянами, конечно же, но их космические миры в своей глубине чаще всего для основательного понимания и анализа (видимо, по причине удаленности от их жизни), мне недоступны. А в монашеской среде, при общении с монашествующими чувствуешь себя как рыба в воде.
— Недавно вы защитили магистерскую диссертацию в Минской духовной академии. Поделитесь с нашими читателями областью ваших научных изысканий.
— Ни в отечественной, ни в зарубежной историографии не проводилось целостного изучения зарождения и формирования института (θεσμός) настоятельства в общежительном монастыре. Своей магистерской диссертацией я положила начало этому исследованию. Начала с киновии пахомиан, как монастыря первых общежительных монахов, изучала тексты корпуса Pahomiana на языке оригинала. Далее планирую перейти к правилам святителя Василия Великого, ктиторским уставам, изучению жизни монахов-студитов. По сути я пытаюсь ответить на вопрос, работая с текстами (чаще на греческом языке) первого тысячелетия: кто такой настоятель общежительного монастыря согласно многовековому преданию Церкви?
Актуальна данная тема и в плоскости практической церковной жизни. Значительная часть сложных вопросов, с которыми сталкиваются сегодня монашеские общины в Русской Православной Церкви, не в последнюю очередь связана с периодом гонений, который пережили монастыри в XX веке, находясь на грани полного уничтожения. Последние три десятилетия Русская Православная Церковь возрождается, строятся храмы и монастыри, принимаются важные общецерковные документы. В 2012 году на обсуждение Межсоборного присутствия был вынесен проект “Положения о монастырях и монашестве”, посвященный вопросам организации жизни монастырей и монашества. Как показало общецерковное обсуждение, в котором приняли участие преосвященные владыки, игумены, игумении, церковные ученые, монашествующие и миряне, именно вопросы, связанные со служением настоятеля общежительного монастыря, оказались в центре проблемного поля при обсуждении “Положения” и привлекли к себе больше всего внимания. Это закономерно и богословски обосновано, так как на основании христоцентричного понимания Церкви, предание по такой же аналогии рассматривает и служение настоятеля в монастыре. “Игумен в монастыре представляет лицо Христа”, – читаем в Хиландарском уставе Святого Саввы Сербского. Следовательно, от настоятеля монастыря во многом зависит как расцвет монашеской общины, так и ее упадок.
Видится важным углубленное изучение процесса формирования института настоятельства, его становления и развития внутренней логики этого процесса, интуиции его участников, последовательности развития богословской мысли, обращаясь к церковному преданию, которое даровано Христовой Церкви в длительном историческом процессе Божественного Откровения.
Монашеская традиция общежительной жизни, сложившаяся в монастыре прп. Пахомия, изначально ориентировалась на преемственность и усвоение духовного учения непосредственно от учителя к ученику, на основе опыта совместной жизни и подражания, усвоения монашеского мировоззрения и идеалов христианской жизни. Киновийная жизнь восходила к отшельничеству. Прп. Пахомий Великий включил духовную традицию отцов-пустынников, которую он изучил деятельно на своем опыте, в жизнь общежительного монастыря в качестве внутреннего духовного делания и дополнил ее правилами общежительной жизни. Духовная традиция отцов-пустынников стала главной составляющей, ядром. Характер настоятельского служения и особенности устройства монастырей объясняются преемством традиции от монахов-отшельников.
Настоятель в общежитии пахомиан прежде всего – это духовный отец. И как духовный отец – он “душа” киновии, центр всего, опора, ось и движущая сила. Он помогает наладить подлинное общение с Богом и ближними, что возможно через послушание. Духовная власть настоятеля, реализуемая посредством духовного отцовства, предполагает рождение в Боге духовного сына от духовного отца, которое совершается добровольно как со стороны духовного отца, так и со стороны духовного сына. Это если в общем, о выводах моего магистерского исследования, которое называется “Служение настоятеля в общежительных монастырях преподобного Пахомия Великого”.
— Вы посетили немало святых мест христианского мира. Поделитесь вашим опытом паломничества. Какие святыни, храмы, монастыри оставили след в вашей душе?
— Самое сильное впечатление в плане своего исполнения, величия, оформления, наполнения на меня произвел собор Святого Саввы Сербского в Белграде. Исторически и богословски мне очень интересно первое тысячелетие христианства, византийское искусство, богословие этого периода и сама жизнь. И собор Святого Саввы для меня стал таким путешествием во времени. Когда во временя Великого входа на Литургии из алтаря торжественно вышла большая процессия в небесного цвета стихарях со звездами, которые гармонировали с убранством всего храма, я вспомнила из очень любимой мною исторической Литургики описание процессий, которые шествовали к главному храму Святой Софии в Константинополе, это потрясающе. Территориальные и хронологические рамки моего исследования охватывают византийский Восток, потому да, все это мне особенно интересно во всех отношениях.
Очень интересной была поездка в составе делегации Синодального отдела Русской Православной Церкви по монастырям Египта. Как известно, Египет – родина монашества, увидеть это все собственными глазами было важно. Мое детство и монашеская юность по сути прошла в стенах Полоцкого Спасо- Евфросиниевского монастыря, под сводами Спасской церкви 12 века с фресками и Крестновоздвиженского собора, это очень любимые мной храмы и родные стены. Во время учебы в Греции я посетила достаточно много женских монастырей, они все удивительны своей подлинной монашеской тишиной, благодатной красотой тех мест природы, где они расположены. Как правило, монастыри там организовываются вне населенных пунктов, в горах. Надо сказать, что оказываясь в любом монастыре даже на одни сутки, я ощущаю себя там как дома.
Очень люблю бывать в Троице-Сергиевой Лавре, преподобный Сергий – отец всех нас. В России нравятся мне очень провинциальные маленькие городки с их храмами, монастырями и неспешным ритмом жизни, они как будто остались в 18-19 веках, которые мне почему-то очень близки. Те из них, которые стоят на Волге особенно прекрасны. У нас в Беларуси нет таких больших рек, Волга очень впечатляет.
— Белоруссия стабильно остается одним из самых популярных направлений для паломников из России. Есть ли святые места вашей родной страны, которые особенно дороги вашему сердцу?
— Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь – альма матер и дом родной. Очень любимое и родное место. Преподобная Евфросиния делает эту обитель и это место очень благодатным и светлым, там покоятся ее мощи.
Жировичский монастырь можно назвать духовным центром Беларуси, там находится Жировичская икона Божьей Матери чудотворная, и похоронен духовный отец всего нашего белорусского народа митрополит Филарет (Вахромеев), которого мы имели счастье видеть, знать, молиться с ним на одной Литургии, причащаться Святых Христовых Тайн из его рук. Наш духовник, владыка Порфирий, является постриженником Жировичского монастыря и носителем этой монашеской традиции. Ну и наша маленькая обитель в Ольжево, это наша самая большая радость и наша жизнь. Очень люблю это место, здесь я была пострижена в монашество, потому у меня с ним особая связь.
— Что, на ваш взгляд, самое важное в паломнической поездке? Какой совет вы могли бы дать тем, кто, возможно, впервые отправляется в путешествие по святым местам?
— Мне кажется, что в паломнической поездке очень важно сконцентрироваться на том, чтобы “услышать” то место, куда мы едем. Для этого лучше заранее что-то о нем почитать, помолиться тому святому, который является покровителем этого места. Мне нравятся такие паломнические программы, которые имеют не очень насыщенный ритм, то есть лучше посетить меньше святых мест, но сделать это качественнее, иметь время помолиться у мощей святого, походить неспешно по территории, подумать, заглянуть в себя. К инициативе потратить много времени на фотографирование или пребывание в церковных лавках мне кажется, нужно относиться осторожно и умеренно, если цель поездки паломничество. Всякая суета лишает возможности почувствовать душой святое место, остановиться, задуматься, помолиться, в чем так нуждается современный человек среди всего того быстрого ритма повседневности, от которого в миру сегодня, к сожалению, никуда не деться.
***
Всех, желающих ближе познакомиться с жизнью Ольжевского монастыря во имя преподобного Паисия Святогорца и оказать ему посильную помощь, просим подписываться на страницу матушки Кассианы в ВКонтакте https://vk.com/id543197424.
С монахиней Кассианой (Купаленко)
беседовал Игорь Рыжов
Источник: «Православный паломник»