В день памяти священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, на передний план выходит тема страданий за веру, исповедничества. Эпоха, в которой оставил свой след священномученик Вениамин, ознаменована кровью людей, которые твердо стояли в своей вере. Что это значит – стоять в вере? Что значит быть христианином? Почему есть силы, которым христианство мешает, когда оно проповедует любовь?

Вдревние времена, в эпоху гонений на христиан наиболее существенной проблемой была тема свидетельства. Греческое слово «мученик» переводится на русский язык как «свидетель». В Римской империи культ императора был формой лояльности гражданина империи, поэтому признание человеком божественности императора означало также следование некой программе, причастность к определенной системе понятий, таких как «гражданин Рима», «солдат», «всадник», «плебей», «защитник государства».
Таким же образом христианство в понимании мучеников было и есть система ценностей и причастность к определенным понятиям: «любовь», «Истина», «жертвенность», «сила» в ее истинном понимании. Но в случае христианской веры есть и более глубокий смысл, который заключается в проповеди Царствия Божия на земле. У всякого гражданина есть некое свидетельство, которое указывает на его принадлежность к определенному государству: в нынешнее время это паспорт, а раньше это было ношение герба дворянина или короля.
Что значит эта печать: герб, флаг, паспорт и иные знаки государства? Они всегда обозначают некую программу, которая приходит вместе с ними. В античное время быть гражданином Рима считалось почетным, это означало, кроме всего прочего, что человек имеет право на достойный суд. Это одна сторона римской государственности. Другая – это наступательные походы и присоединение новых территорий. Для германцев слово «римлянин» означало «захватчик», «дисциплинированный воин». Итак, называясь каким-то именем, человек в первую очередь говорит, какую программу он несет миру.
В этом и заключалась проблема с мучениками в Римской империи: римская власть и римское право – это очень мощные, логичные институты, которые стремились систематизировать все сферы жизни Римской империи, и такое явление как христианство было для этих систем червоточиной, которая грозила в перспективе разрушить всю систему, что в итоге и случилось. Наиболее серьезные вопросы заключаются, как правило, в тех вещах, которые считаются мелочами, но с мелочей начинаются средние, а потом и великие дела. Дерево растет с семечка, и гонения на христиан всегда шли «на уровне семечка» в первую очередь. Для того чтобы утвердить систему, нужно начать с малого –поменять сознание людей, которые к ней принадлежат.
В тех гонениях, которым подверглась Русская Православная Церковь в XX веке, главная проблема была та же – власть транслировала некую программу, которая была абсолютно чужда христианству, христианскому образу сосуществования людей, поэтому накал гонений и сопротивления власти со стороны верующих был столь силен. Советская власть продвигала идею братства и равенства по определению, но христианство говорит, что это невозможно построить человеческими руками.
Появление обновленческой церкви в тот период было чем-то вроде воскурений, которые в древности мученики должны были бросить на жертвенник богов. В какой-то момент христианам предлагали всего лишь сжечь немного ладана у жертвенника, и на этом претензии со стороны власти снимались; это был минимальный жест лояльности, необходимый для определения гражданской позиции римлянина, тем не менее многие свидетели христианства остались непреклонны и были за это казнены. В случае с обновленческой церковью советская власть предлагала некий компромисс: вот вам церковь, которую государство не преследует, не обязательно становиться ее последователями, достаточно просто не выражать свою негативную позицию по отношению к ней. Таким образом власть требовала молчания, отсутствия выражения своей позиции. Та система ценностей, которую проповедует христианство, должна была исчезнуть из общественного поля зрения, потому что на ее место власть пыталась выдвинуть свою.

На этом этапе становится понятно, что именно строит человек, чем он живет, потому что от выбора «мелочи» зависит вся жизнь, зависит жизнь не только человека, но и всего мира вокруг него. Для христианина архиважным является вопрос преданности. Человек не говорит: «Я строю Царство Божие на земле», он говорит: «Я знаю, что только Бог силен дать людям любовь и мир, который они ищут», – и это исповедание ложится в основание противоречия с советской властью.
Почему это так важно? Потому что с этого начинается все, что следует дальше. Тот, кто верит, что равенство важнее всего, не остановится ни перед чем в достижении равенства и в итоге равенства не достигнет. Но тот, кто верит в Бога, знает, что только Бог правит миром, но в мир людей Он приходит через волю человека. Решение человека следовать за Христом – это движение веры и движение воли. Через такое решение Бог меняет мир сверхъестественным образом. Да, мученика расстреливают, но Церковь жива. Да, отнимают ризы и священные сосуды, но мученики служат в том, что окажется под рукой, и используют кружки как потиры. Божия сила совершается тогда, когда человек не мешает ей совершаться.
Священномученик Вениамин был осужден за то, что резко негативно относился к обновленческому расколу. Такие решения, как кирпичи, кладутся Богом в здание будущего дня. Молитва и свидетельство об Истине – это тот материал, который сегодня служит постройке того, что будет завтра, поэтому так принципиально, что исповедует человек. Если его поступки от эгоизма, то здание завтрашнего дня будет построено из гнилого материала и упадет на головы тех, кто в нем обитает. Если же человек сотрудничает с Богом и верит Ему, то будущий день возводится как крепость, в которой верующим ничто не угрожает.
Исповедание веры – это фундамент, необходимый для того, чтобы стоял мир. От христиан всегда требовалось немного – откажись от чего-то несущественного и будешь жить, и твои близкие будут в безопасности. Но христианин знает, что мелочей не существует. Бог в мелочах. Великое дело жизни многих поколений рождается в малом решении каждого конкретного человека. Митрополит Вениамин и многие другие исповедники веры показывают нам это своим примером. Поэтому и в нашей жизни не должно быть мелочей, исповедание веры – это ежедневный маленький, но кропотливый и напряженный труд.
Источник: сайт Сретенского монастыря