В преддверии Светлого Христова Воскресения в Тихвинском женском монастыре Гомеля день и ночь кипит работа. Сёстры выпекают куличи и творожные пасхи, прибираются в храме и, конечно, не забывают о молитве. Корреспонденты журнала «Белка» приехали в монастырь, чтобы поговорить с игуменией Верой (Афонькиной), которая служит настоятельницей обители с 1996 года.
О пути к вере
— Матушка, вы родились в России, в мордовском селе Кочкурово. Как оказались в Беларуси?
— Сюда я приехала со своей духовной матерью — игуменией Неониллой, ставшей первой настоятельницей нашего монастыря. Меня она взяла с собой в качестве помощницы, чтобы петь на клиросе.

В своё время мы с игуменией служили в Свято-Троицком Браиловском женском монастыре в Винницкой области Украины. В этой обители в 1990 году я и приняла монашеский постриг.
Матушку Неониллу направили в Гомель обустраивать монастырь по благословению Патриарха. Под её руководством сёстры постигали азы монашеской жизни, учились смирению, послушанию (так в монастыре называется работа), молитве.
— А как пришли к Богу?
— Я родилась и выросла в семье верующих родителей. Сколько себя помню, всегда обращалась к Господу — и в радости, и в болезни, и в беде.
— Почему выбрали монашеский путь? Ведь можно было остаться верующей в миру.
— Видимо, мои предки вымолили, чтобы кто-нибудь из нашего рода стал монашествующим или священником. А вообще, с бухты-барахты постриг не принимают. Знаю некоторых, которые хотели бы уйти в монастырь, но не имеют возможности.
— Как близкие восприняли ваше решение посвятить себя Господу?
— Родным понадобился год, чтобы свыкнуться с этой мыслью. Поначалу близкие не понимали моего желания посвятить себя Христу. Говорили, что и в миру можно спастись. В конце концов, родители смирились и благословили меня.
— Кто из святых в своё время вас особенно вдохновил?
— Затрудняюсь сказать. В своих молитвах часто обращаюсь к святителю Николаю Чудотворцу, преподобному Сергию Радонежскому, святому праведному Иоанну Кормянскому.
— Какая ваша любимая православная книга?
— В основном читаю труды Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника. А недавно открыла для себя святых отцов греческой церкви. Например, Паисия Святогорца, Иосифа Исихаста и его учеников. Традиции греческого монашества — совершенно другой мир.
О монастыре и монашестве
— Чем живёт монастырь? Сколько насельниц сегодня в обители?
— В нашем монастыре 18 насельниц. Многие из них трудятся в скиту, на подворье в Бобовичах. Сёстры занимаются сельским хозяйством, ухаживают за птицей и рогатым скотом, выращивают овощи. А ещё монастырь опекает больницу в Старых Дятловичах и каждый день кормит бездомных горячим обедом. Также насельницы шьют облачение для священников, выпекают просфоры, в том числе и для других приходов.
— Опишите обычный монастырский день.
— Подъём в 5:30. Через полчаса сёстры начинают вычитывать монашеское правило, после которого следует церковное богослужение. Затем насельницы завтракают и расходятся на послушания. Одни убирают, другие готовят обед, третьи ухаживают за пожилыми монахинями. После дневной трапезы — снова труд, потом вечерняя служба, ужин. Отбой в обители в 23 часа. Существуют и ночные молитвы, которые сёстры читают по очереди.
— Есть ли у насельниц дни отдыха?
— Да. Каждая послушница может рассчитывать на двухнедельный отпуск.
— При постриге монахиня даёт обеты безбрачия, нестяжания и послушания. Почему так важны именно эти добродетели?
— Послушание помогает бороться со своей самостью, самолюбием и гордыней. Последняя является главным врагом монаха и христианина вообще. Человек, идущий в монастырь, должен перешагнуть через себя. И чтобы исполнять волю Божью, нужно отказаться от своих «хотений». Сделать это непросто. В свою очередь, нестяжание помогает монаху не привязываться к земному. Сказано ведь: «Сребролюбие есть идолослужение». Ну а безбрачие нужно для того, чтобы свободно служить Господу.
— Смартфоны, соцсети прочно вошли в нашу жизнь. Сёстры пользуются гаджетами или умные устройства в монастыре под запретом?
— Одни послушницы умышленно отказываются от интернета и новомодных телефонов, другие пользуются гаджетами по мере необходимости. Как такового запрета на устройства нет.
— Один из святых сказал: «Если бы люди знали, какие скорби ждут их в монашестве, то никто бы на него не решился. Но если бы они знали, какие радости их ожидают, то немедленно приняли бы монашество». Что за скорби и радости имел в виду святой?
— В монашестве идёт усиленная духовная борьба, а сами монахи каждый день находятся на передовой. Как сказал апостол Павел: «Наша брань не против крови и плоти, но против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных».
Именно монахи первыми принимают на себя бесовские удары в виде помыслов. И если на одном из них зациклиться, то помрачается разум, а значит, можно совершить неправильные поступки, которые противоречат заповедям и Евангелию. Поэтому монаху особенно важно открывать свои помыслы на исповеди.
Невидимый людскому глазу бесовский артобстрел идёт постоянно, и нужно всегда быть начеку. Пожалуй, это и есть главная скорбь. А радость понятна — участие в таинствах, жизнь с благодатью, во Христе. Всё это невозможно передать словами.
— Какими качествами должна обладать игумения, чтобы удерживать монастырский порядок?
— В первую очередь важно быть молитвенницей. Ну и строгость, внимание, дисциплину никто не отменял.
— История обители тесно связана с именем святой преподобной Манефы Гомельской.
— Действительно, первые насельницы монастыря были духовными чадами матушки Манефы. Сегодня в живых осталась лишь одна преемница святой — схимонахиня Минодора, которая живёт возле Никольского мужского монастыря.
О любви, молитве и послушании
— Где черпаете силы для любви к сёстрам? Ведь иногда очень сложно избежать недопонимания.
— Весь порядок духовной жизни выстраивается как надо, если уделяешь молитве максимум внимания. В ней же и заключена сила. Важно непрерывно находиться в молитвенной связи с Богом, и он обязательно всё устроит и просветит о том, как нужно поступить в конкретной ситуации.
— Насколько важно при ссорах первому просить прощения у обидчика, даже если правда на твоей стороне?
— Как раз этому нас и учат святые отцы. Если тебя в чём-либо обвиняют, обличают, ты должен первым попросить прощения. Именно так в сердце взращиваются терпение и послушание.
— Уныние, депрессия, панические атаки — болезни нашего века. Как с ними бороться?
— Всё дело в недостатке молитвы. Часто мы уделяем внимание посторонним, а порой и бессмысленным вещам, напрочь забывая о Господе. Найдите время для богообщения и вы заметите, как изменится ваша жизнь.
— Обязательно ли сегодня иметь своего духовника?
— Нужно уяснить вот какую вещь: спасает не духовник, а Господь. Задача же духовника — направить человека по пути добра, чтобы тот совершал как можно меньше ошибок в жизни. Там, где есть благословение и молитва, разрешаются любые препятствия.
— Что посоветуете современному верующему человеку?
— Чтобы не заплутать в этом мире, уделяйте больше времени молитве. Изучайте Священное Писание, читайте Евангелие и Псалтырь, труды святых отцов. Кроме того, не забывайте о церковных богослужениях. И как можно чаще приступайте к таинствам исповеди и причастия.
НАША СПРАВКА
История Тихвинского женского монастыря Гомельской епархии началась в 1990 году и тесно связана с именем преподобной Манефы (в миру Мария Скопичева) — известной схимонахини. Родилась преподобная Манефа в 1918 году в деревне Севруки Гомельского района, приняла постриг в Чёнковском женском монастыре и, по свидетельству современников, всю жизнь помогала людям, своей святостью привлекала к себе страждущих.
Почила схимонахиня в феврале 1984 года. Но верующие люди продолжали приходить на её могилу, просить помощи об исцелении и духовной крепости. В 2006 году нетленные мощи схимонахини Манефы были перемещены в Свято-Петропавловский собор Гомеля.
При жизни у матушки Манефы были духовные ученицы — прихожанки Никольского храма. Они-то в 1990 году и обратились к архиепископу Гомельскому и Жлобинскому Аристарху с просьбой открыть в нашем городе женскую монашескую общину. Владыка дал благословение. Разместилась община на первом этаже здания Гомельского епархиального управления на улице Баумана, 16.
Со временем епархиальное управление расширилось, женскую общину решили переселить в другое место. Для монастыря местные власти выделили здание бывшего детского сада на улице Котовского, здесь по сей день и располагается Тихвинский женский монастырь.
Автор: Карина Тимофеева.
Фото: Мария Амелина