19 марта 2025 года, в день памяти Ченстоховской иконы Божией Матери, архиепископ Брестский и Кобринский Иоанн совершил Божественную литургию Преждеосвященных Даров в Спасо-Преображенском мужском монастыре в агрогородке Хмелево по случаю второго престольного праздника.
Его Высокопреосвященству сослужили наместник монастыря архимандрит Серафим (Петручик), братия обители в священном сане, духовенство Жабинковского благочиния Брестской епархии.
Диаконский чин возглавил клирик кафедрального собора преподобного Симеона Столпника в г. Бресте диакон Иоанн Бокша. Богослужебные песнопения исполнил хор монастыря.
После сугубой ектении архиепископ Иоанн вознес молитву о восстановлении мира.
По заамвонной молитве архиерей совместно с духовенством совершили молитву у чудотворного списка Ченстоховской иконы Божией Матери, находящегося в монастыре, после чего архипастырь обратился к молящимся со словами назидания и наставления о христианском подвиге Святой Четыредесятницы.
Наместник монастыря от имени братии и паломников поблагодарил управляющего Брестской епархией за посещение обители и совместную молитву.
Ченстоховская чудотворная икона Божией Матери особо почитается в Брестской епархии. Свое название икона получила от названия холма Ченстоховский, вблизи которого находится католический монастырь Ясная Гора (Польша), где хранится один из списков этого образа.
Согласно церковному преданию, Ченстоховская икона была написана евангелистом Лукой в Иерусалиме, в Сионской горнице.
В 326 году св. царица Елена привезла Ченстоховскую икону в Царьград, где эта икона находилась почти пять веков, а позднее через Болгарию, Моравию и Чехию была привезена в Великое княжество Литовское князем Львом, основателем Львова. Многочисленные чудеса были явлены от этой иконы на Бельских землях. Когда монголо-татары осадили Бельский замок, чудотворную икону пронесли крестным ходом и поставили на городской стене. Татары, обстреляв Бельский замок, повредили икону Богородицы. Из иконы сразу потекла кровь. Следы от раны и теперь видны на святом образе. Нападавших тут же поразила неизвестная болезнь, от которой они начали умирать тысячами. Ужас вынудил захватчиков отказаться от осады замка.
После ухода татар князь мазовецкий Владислав пожелал перенести чудотворную икону в Силезию и поставить ее в своей крепости Ополье. Но шествие застыло, не в силах двинуться с места. Тогда Владислав встал на колени перед святой иконой и долго молился, прося вразумления. И князь услышал голос Царицы Небесной, повелевавшей перенести святыню на Ясную Гору Ченстоховскую. Придя в Ченстохов, князь Владислав построил на Ясной Горе монастырь, а в 1382 году перенес туда чудотворную икону и отдал ее на сохранение монахам павликанского ордена. Но на этом ее драматическая история не закончилась. Когда на Ченстоховскую обитель напали гуситы, завладев монастырскими сокровищами, пожелали взять с собой и чудотворную святыню. Один из них схватил святую икону и бросил на землю, второй замахнулся на нее мечом. И в тот же момент богохульники были наказаны: первый умер сразу, у второго отсохла рука, которой он замахнулся на святой лик. Остальные, присутствовавшие при этом, в скором времени либо погибли, либо внезапно ослепли.
По легенде, талантливый художник Иван Венжин из местечка Соколки (на Белосточчине) очень хотел написать Ченстоховский лик Богородицы для местной церкви. Однако, у него ничего не выходило. Иван был близок к отчаянию. Тогда Богородица сама пришла к нему на помощь. Войдя однажды в свою мастерскую, Иван Венжин увидел там икону, исполненную с удивительным мастерством и в полном соответствии с оригиналом. Голос Царицы Небесной повелел: «В награду за твои старания икона уже написана, возьми ее и отнеси в Сокольский собор».
Список иконы, хранящийся в Спасо-Преображенском монастыре, очень древний и сделан на холсте. Согласно одной из версий, икона Божией Матери была куплена местным помещиком и хранилась у него в часовне.
Однажды случился пожар, и часовня сгорела, икона же осталось целой и невредимой. После этого случая помещику было откровение, и он передал эту икону в построенную по решению сельчан Спасо-Преображенскую церковь. По одним данным церковь построена в 1725 году, а по другим – на 45 лет раньше. Храму пришлось перенести много трудностей, но, не смотря на это, он никогда не закрывался.
В XX веке икону неоднократно пытались похитить, но всякий раз она снова возвращалась на место. Многие люди получали от иконы исцеление от различных недугов.
Источник: сайт Брестской епархии