Преподобные Ефрем и Исаак, подвижники Сирийские

10 февраля по новому стилю Святая Церковь чтит память сразу двух преподобных, живших на Ближнем Востоке в первые века христианства. Известны они верующим как преподобные Ефрем и Исаак. Жили они в разном временном промежутке и в разных частях пустыни Сирийской. Первый известен, в первую очередь, как экзегет, поэт церковных гимнов и учитель покаяния. Молитву этого святого мы читаем ежедневно Великим постом.

Второй святой подвижник был больше уединенником, созерцателем и аскетом. Несмотря на разные земные обстоятельства, в которых они подвизались, оба они угодили Богу своей святой жизнью. Рассмотрим подробнее, чем их пример важен для нас, современных христиан, внемлем премудрости спасения, на которую они нас наставили.

 

Преподобный Ефрем Сирин

2 (1).JPG
Преподобный Ефрем Сирин

Святой Ефрем Сирин родился около 306 года в городе Низибия (территория современной Турции). В юном возрасте будущий святой удалился в Сирийскую пустыню, где подвизался под омофором епископа Иакова Низивинского, другого святого того времени. Возмужав в добродетелях, очистив себя постом и молитвой, он отправился в Каппадокию, где встретился со святителем Василием Великим. Последний подивился многоразличным дарованиям Ефрема и рукоположил его во диакона, как повествуют некоторые источники его жития. Доподлинно известно, что преподобный Ефрем всю жизнь оставался в этом чине, по смирению отказываясь от священнического сана. Это, однако, не помешало ему стать известным проповедником и наставником слова Божия среди жителей Низибии, куда он позже вернулся.

Преподобный Ефрем известен своими многочисленными духовными сочинениями, которые еще при его жизни были переведены на греческий язык. Среди них особое место занимают экзегетические трактаты. Осталось после него также множество сочиненных им молитв, стихов, гимнов и прозаических произведений. Последние годы жизни он провел в сугубом покаянии. По примеру святителя Василия Великого он основал больницу для нуждающихся и жил в полном нестяжании. В своем предсмертном завещании он смиренно написал: «Я же дал обет Богу, чтобы погребли меня со странниками. Я такой же странник, как и они. С ними положите меня. Положите меня на кладбище, где погребены сокрушенные сердцем». Почил о Господе святой около 373 года.

Святая Церковь так обращается к преподобному Ефрему в тропаре: «Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, / и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, / и был еси светильник вселенней, / сияя чудесы, Ефреме, отче наш, / моли Христа Бога спастися душам нашим». Приоткроем сокровищницу боговдохновенной мудрости «светильника вселенной», отца нашего Ефрема. В частности, о любви Божией к человеку он писал:

* * *

Любовь даровал Бог Церкви Своей, чтобы всегда украшалась той же любовью. Она делается залогом Божиим в душе; она – столп и утверждение в святой душе. Та же любовь низвела к нам Единородного Сына. Той же любовью отверст рай; по той же любви душа стала невестой Бессмертного Жениха, чтобы, как в зеркале, отражать в себе Его благолепие. По этой любви пострадал бесстрастный и чистый Жених. А если душа вне любви, то не благоволит о ней Небесный Владыка. Принуждать же ее произволение никогда не хочет Бог, потому однажды и навсегда предоставил ей свободу вести ту жизнь, какую сама хочет.

* * *

Сожалеет Бог, когда гибнет Его образ. Душа много любезнее Богу всех созданных Им тварей. Скорби о себе ради Бога, потому что Он сожалеет о тебе.

* * *

Желай спастись, ибо Господь любит усиленно желающих получить спасение и содействует им.

* * *

Возлюбленный, мужайся и возмогай о Боге своем; потому что милость Его во век.

* * *

Бог благ и всем источает благодеяния Свои. Он богат и всех питает туне. Он преисполнен щедрот, и на всех простираются щедроты Его. Он милостив, и на всех изливается благость Его. Он милостиво врачует все недуги, не употребляя сечений. Вместо сильного и тяжкого врачевства, которое могло бы привести в трепет, у Него – милосердие и всех милующее благоутробие.

* * *

Бог богат в премудрых советах: иногда сокращает, иногда продолжает действия спасительных средств Своих; иногда спешит к нам, потому что любит нас; иногда удаляется от нас, опять по благосердию к нам. Он удаляется от нас, чтобы увеличить Свою любовь, которая течет вослед Его, и показывает, что не может она быть далекой от Него; Он спешит к нам, чтобы сделать известным, сколь нестерпимо Ему быть разлученным с нами… спешит Он к нам, по благости Своей. Как для нашей пользы удаляется Он от нас, так спешит к нам, чтобы настигнуть и спасти нас.

* * *

Все мы познаем Божий Промысл и все дары, какими ущедрил нас благий Бог. Благодать Его во всякое время часто посещает сердца наши, и если находит себе упокоение, то, войдя, постоянно обитает в душе; если же не находит чистого сердца, тотчас отступает. Но щедроты снова побуждают ее снизойти и посетить нас, грешных.

* * *

Бог любит нестяжательных, добровольно ради Христа подвергших себя скорбям, в подвиге, во бдении и во многом злострадании, и приуготовивших себя к тому, чтобы увидеть во славе Бессмертного Жениха. Таковые наследуют Небесное Царство.

* * *

Человеки, у нас Владыка кроток, незлопамятен, благ, щедр, милосерд, долготерпелив, всякий раз прощает наши нечестия, если сами того желаем. Ибо вот Он зовет, вот долго терпит, вот подает нам все Свои блага в этой и тамошней жизни, если хотим этого.

* * *

Ввергнем себя в море щедрот Божиих. Сам Бог увещевает и приглашает всех, говоря: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11: 28). Всех приглашает Человеколюбивый и Незлобивый, Сострадательный и Долготерпеливый, Который хочет, чтобы спаслись все люди. Не Своих только увещевает и призывает, но всех зовет: «Приходите ко Мне все, богат ли кто или беден, потому что «грядущаго ко Мне не изжену вон»» (Ин. 6: 37).

 

Преподобный Исаак Сирин

Святой Исаак Сирин, епископ Ниневийский, жил предположительно в VI–VII веках. О его жизни известно немного. В начале своего монашеского пути подвизался он в городе Ниневия на территории современного Ирака, в печально известном монастыре Мар-Маттай (в XXI веке этот древний монастырь был разграблен исламистами). Но во времена преподобного Исаака монастырь представлял собой мирное место для молитвы и подвижнических трудов. Желая углубленного постнического и ангельского жития, будущий святой удалился в отшельническую келию, где он стяжал многие Божии дары. Это не могло остаться незамеченным ниневийскими христианами, которые желали видеть его епископом. По принятии епископского сана святой Исаак оставался на кафедре всего пять месяцев (ввиду того, что некоторые из местных жителей не отличались благочестивыми нравами). После этого он удаляется на особый монашеский подвиг в суровую пустынную местность, а позже переселяется в один из общежительных монастырей того времени в другой части Сирийской пустыни.

5.JPG
Преподобный Исаак Сирин

Свою жизнь преподобный Исаак проводил в строгой аскезе, молитве, созерцании и воздержании, не прикасаясь даже к вареной пище. При жизни он был известен как церковный писатель и духовный наставник монахов. И по сей день его «Слова подвижнические» продолжают вдохновлять ищущих спасительных назиданий. Так, в XX веке его наставления высоко ценились старцами Иосифом Исихастом и Паисием Святогорцем. Известно, что среди наших соотечественников преподобного Исаака особенно почитал актер Петр Мамонов, восхищаясь его любовью к Богу и бесстрастием. Тропарь преподобному Исааку звучит так: «Добре священствуя во градех, / и в пустынях вселивыйся процвел еси, Исааче, / начальник монашествующим показался еси / и учитель подвижников, / сего ради память твою достодолжно празднующе, сице взываем: / слава прославльшему тя Христу, / слава тя освятившему, / слава давшему нам тя, предстателя искусного». Приобщимся и мы к некоторым назиданиям этого великого «учителя подвижников».

* * *

Не питай ненависти к грешнику, потому что все мы повинны; и если восстаешь на него ради Бога, то плачь о нем. И почему ты ненавидишь его? Ненавидь грехи его и молись о нем самом, чтобы уподобиться Христу, Который не имел негодования на грешников, но молился о них.

* * *

Без делания заповедей, пока прежде всего не пойдем оным путем, ведущим к душевной чистоте, не должно нам и желать и ожидать очищения души.

* * *

Драгоценно пред Богом тело целомудренное паче чистой жертвы. Две сии добродетели, то есть смирение и целомудрие, уготовляют в душе залог Троицы.

* * *

Всякое тесное обстоятельство и всякая скорбь, если нет при них терпения, служат к сугубому мучению, потому что терпение в человеке отвращает бедствия, а малодушие есть матерь мучения. Терпение есть матерь утешения и некая сила, обыкновенно порождаемая широтою сердца. Человеку трудно найти эту силу в скорбях своих без Божественного дарования, обретаемого неотступностью молитвы и излиянием слез.

* * *

Пост с рассудительностью – обширная обитель для всякого добра. А кто нерадит о посте, тот приводит в колебание все доброе, потому что пост был заповедью, вначале данной нашему естеству в остережение против вкушения пищи, и нарушением поста пало начало нашего создания.

* * *

Древо жизни есть любовь Божия, от которой отпал Адам; и с тех пор не встречала уже его радость, но работал и трудился он на земле терний. Лишенные любви Божией, если и по правоте ходят, едят тот хлеб пота в делах своих, какой повелено есть первозданному по падении его. Пока не приобретем любви, делание наше на земле терний; и хотя сеяние наше бывает сеянием правды, и сеем, и пожинаем мы среди терний, и ежечасно уязвляемся ими, и что ни делали б к своему оправданию, живем в поте лица. А когда обретем любовь, тогда станем питаться Небесным Хлебом и укрепляться в силах без работы и труда. Небесный Хлеб есть Христос, сшедший с небесе и даяй живот миру (см.: Ин. 6: 33). Это есть пища ангельская.

* * *

Сын Божий умер, научая нас преизобилующей любви и приближая нас к Себе. Желает Бог, чтобы мы любовью собственного сердца приблизились к Нему.

* * *

По любви к твари Сына Своего предал Он на крестную смерть. «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть» (Ин. 3: 16) за него на смерть – не потому, что не мог искупить нас иным образом, но чтобы научить нас тем преизобилующей любви Своей и смертию Единородного Своего Сына приблизить нас к Себе. А если бы у Него было что более драгоценное, и то дал бы нам, чтобы сим приобрести Себе род наш.

* * *

Молитва, с которой не соединено прекрасное поведение, – словно орел с подрезанными крыльями.

* * *

Слушай истинное слово: пока ты не обретешь смирение, ты будешь искушаем унынием больше, чем чем-либо другим. Уныние же порождает в тебе постоянные упреки в адрес других, и ты видишь большинство людей согрешающими против тебя. Если же ты взглянешь на дело справедливым и подобающим образом, то виноват во всем ты сам.

* * *

Любовь есть царство; о ней Господь таинственно обещал апостолам, что вкусят ее в Царстве Его. Ибо сказанное «да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем» (см.: Лк. 22: 30) что иное означает, как не любовь?

 

Источник: сайт Сретенского монастыря