Вся наша жизнь подчинена духовным законам. Вот почему монахи удалились от мира и оставили возможность создания семейной жизни, которая сама по себе не является чем-то греховным. Но монашествующие отказались от этого, чтобы выразить свою любовь к Господу особенным образом, буквально соблюдая первую заповедь: «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» (Мф. 22: 37). Услышав призыв Господа, мы последовали за Ним, чтобы исполнить эту заповедь. Мы удалились от мира и предпочли паче всего внутреннее монашеское делание. Таким образом мы надеемся, что сможем не только победить сам грех, но и устранить его корень. То есть наша цель – не только не совершать греха на практике, но и пресекать его даже в мыслях. Так мы сможем исполнить одну из заповедей блаженств нашего Господа: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8).
Наш Спаситель также сказал нам: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф. 15: 11). Оскверняет человека то, что выходит из глубин его сердца: «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15: 19). Сейчас все это широко распространено среди людей и представляет собой большое зло. Таким образом, природа человека с его свободой были посрамлены. Тот, кто был создан по образу и подобию Божию, стал злым и развращенным.
Поскольку нам всем присуще это поврежденное, больное состояние, некоторые из нас совершенно удалились от мира. Когда мы говорим о «мире», мы не имеем в виду людей. «Мир» есть вся структура ветхого человека. Апостол Павел учил «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях» (Еф. 4: 22). По словам Иоанна Богослова, «всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2: 16). Уйдя от мира в монастыри, мы концентрируем свое внимание на том, как достичь чистоты сердца. Это единственный способ увидеть Бога. Конечно, насколько это только возможно для человека.
Самоуничижение Сына Божия привело к обóжению человеческой природы. Поэтому если человек в этой жизни начнет подчиняться воле Божией, то его личность перейдет к соединению с Господом по Его благодати. Подобно тому, как усыновленный ребенок получает часть имущества своего отца и его имя, так и мы приобрели тот же статус, потому что Господь усыновил нас. Вот что Слово Божие принесло на землю. Христос сказал: «Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня; и славу, которую Ты дал Мне, Я дал им; да будут едино, как Мы едино» (Ин. 17: 21–22). Однако, если мы хотим войти в лоно Божьего усыновления, мы должны быть бдительны, чтобы не только избегать греха, но и исключать грех даже из наших мыслей, отсекать его корень.
Как только наше сердце очистится от различных страстей, составляющих наше «ветхое я», в него приидет и вселится Дух Святой. Обратите внимание, как сказал Христос: «Кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим» (Ин. 14: 23). Освобождение от греха – это не скорый, а постепенный процесс, напоминающий взросление человека. Только через наше упорство и настойчивость медленно и таинственно, при помощи благодати Божией достигается очищение сердца. Для этого необходимо точно соблюдать заповеди Божии и блюсти мысли и ум. Тогда в сердце вселяется Божественная благодать, превращая человека в богоносного (θεοφόρος). Такой человек уже «перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5: 24). Это означает освящение. Таковой непрестанно общается с Божественной благодатью, которая защищает его. И когда придет время покинуть этот мир, он получит награду, обещанную Христом.
Блаженный старец Иосиф Исихаст говорил, что наш Господь обильно раздает Свои дары в дни великих праздников, как Свое особое благословение. Братие, как нам не стремиться стать более благочестивыми, ревностными, прилежными и искренними в любви ко Христу, если, как мы верим, именно Он призвал нас следовать за Ним, избрал и оправдал нас? А теперь давайте пойдем в наши келии, чтобы помолиться и поклониться нашему Господу. Давайте откроем мольбы нашего сердца пред Его лицом, ибо Он дал обетования грешникам. Нам надлежит склониться пред Господом с кротостью и смирением. Такая молитва изменяет личность человека, превращая его из грешника, облаченного в плотские одежды, в духовное существо, которое окружают ангелы. Ангелы дивятся на таких добрых, разумных человеческих существ, пытающихся преодолеть закон земного тяготения и подняться к небесному жертвеннику, куда вошел наш Спаситель «и приобрел вечное искупление» (Евр. 9: 12).
Братие, нам следует забыть все, что не имеет ничего общего с Небесами. Ибо наша обитель – на Небесах. Именно там нас ждет наш Господь: «И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14: 3). Какое сердце не дрогнет, даже если оно будет сделано из гранита, если оно примет во внимание эти слова? Неизмеримая Божия любовь не иссякла после того, как Бог облекся в человеческое естество, а затем вознесся. Но хотя Он и почивает на лоне Своего Отца во всей славе Своей, Он все равно помнит нас и обещает: «Не оставлю вас сиротами: приду к вам» (Ин. 14: 18); «И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28: 20). Давайте же будем стремиться превзойти друг друга в духовной борьбе. Это похвально. «Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля» (Пс. 23: 6).
Старец Иосиф Ватопедский
Источник: сайт Сретенского монастыря