Лаврский наместник о лаврском Игумене

Епископ Кирилл (Зинковский)

В день памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца, епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл (Зинковкий) делится историями о бессменном Игумене Троицкой лавры – преподобном Сергии.

 

«Отче, Вы куда?» «Я – к себе домой»

Это рассказ одного из старейших насельников лавры, архимандрита Иммануила. Когда он еще в 1980-х годах пришел в монастырь, один из старых насельников того времени рассказал ему случай, который произошел в советское время. Большую часть казначейского корпуса тогда занимал музей. Его попеременно охраняли по два милиционера. И как раз они однажды утром сказали насельнику, что ночью произошло что-то непонятное. Ночью они вышли покурить и увидели седого монаха. Они спрятали свои папиросы и спросили: «Отче, Вы куда?» «Я – к себе домой», – ответил он, показывая на Троицкий собор. – А вы тут что делаете?» Они ответили, что охраняют. «Я тут уже больше шести веков охраняю. Так что идите и отдыхайте».

Сами милиционеры не могли придумать такую историю. И утром, увидев одного из монахов, спросили его, что бы это значило? Кто здесь может охранять шесть веков? Преподобный Сергий. Это одна из ярких историй, которая показывает, что в первую очередь мы надеемся на Бога, на преподобного в устроении жизни лавры, на помощь как в молитвенных, так и в хозяйственных трудах. Но при этом мы помним, как преподобный Сергий заповедовал, что мы должны быть в трудах с надеждой на Бога.

Можно дополнить эту историю размышлением о том, что это не значит, что мы не должны ничего делать. Он вразумил этих милиционеров, что можно отдохнуть, но это не значит, что не нужно работать. Когда люди рассуждают о том, сколько надо трудиться, а сколько надеяться на Бога, нужно сказать, что трудиться надо немало, усердно, но вопрос в том, на кого мы больше надеемся в наших трудах: на себя или на Бога. Господь как сердцеведец видит, в чем упование человека. И всегда в духовной жизни, в духовных трудах, в молитве, если человек надеется на свои труды или на молитвы, то Бог подчас вразумляет, что такое внутреннее устроение неправильное.

В частности, можно привести пример афонского старца Ефрема Филофейского, который однажды просил о вразумлении в какой-то трудной монастырской ситуации, будучи еще игуменом, до отъезда в Америку. Он даже совершил одно или два всенощных бдения келейно, чтобы найти решение очень важной и насущной проблемы. Как управляющему монастырем ему нужно было принять какое-то решение. Но это решение ему внутренне не открывалось. И только потом, через какое-то время, прочитав короткую молитву даже не по этому поводу, он вдруг осознал, какое решение ему открыл Бог. В начале у него было недоумение, почему Господь открыл это не тогда, а сейчас. А потом он понял, что внутренне он все-таки надеялся на количество молитв, которое он произнес. Бог ему через такие события ответил: «Я отвечу тебе тогда, когда посчитаю нужным, а не когда ты прочитаешь очень много молитв и будешь думать, что положено уже что-то получить взамен».

«Я сейчас тебя накормлю»

Другой чудесный случай связан с почившим насельником лавры, иеродиаконом Никоном, который был уроженцем Ленинграда. В блокадном Ленинграде с ним случилось чудо. Его мама уходила на работу и оставляла его одного. Мальчику было и холодно, и голодно, и страшно. Он плакал, ему было тяжело. Потом он объяснял, что каждый раз, когда его мама приходила, она приносила ему немного хлеба. Он немного утолял голод, но чувство голода у него долгое время вообще не уходило и оставалось с ним месяцами.

Фото 2.jpg (15).PNG

И вот однажды, когда он был в тишине блокадного города, в пустой холодной квартире, вдруг как будто раскрылся потолок и в столпе света к нему спустился какой-то старичок в длинных одеждах. Он спросил у мальчика: «Что ты плачешь?» Тот стал в ответ что-то лепетать, а угодник Божий, благословив его священническим благословением, сказал: «Я сейчас тебя накормлю». И мальчик как будто за одно мгновение наполнился благодатью, которая будто бы материализовалась у него в животе. И он впервые за долгое время ощутил чувство сытости, поэтому, когда мама пришла, он сказал, что не хочет кушать и что он сыт, его накормил дедушка. А мама была верующая, повела сына в уголок с иконами и попросила показать, что это был за дедушка. Мальчик еще не разбирался, как выглядят святые и как кого зовут, но указал именно на икону преподобного Сергия. Потом он пришел в монастырь не в самом юном возрасте, но вспомнил об этом чуде, когда оказался насельником лавры. Благодаря милости преподобного Сергия, тогда, в детстве, отец Никон выжил, не погиб.

Преподобный Сергий помог дойти до Рейхстага

Еще одно чудо преподобного Сергия связано с Петербургом. Во время войны на Серафимовском кладбище был похоронен Михаил Иванович Богданов, который был уже очень взрослым человеком. Сейчас человек считается пожилым ближе к семидесяти, а ему было за пятьдесят. У него было восемь детей, он воевал еще в Первую мировую войну. В начале Великой Отечественной Михаил Иванович участвовал в противопожарной борьбе с фугасными бомбами по блокадному городу. Но когда армия поистрепалась, его призвали на фронт. Санитаром он прошел все дороги войны, дошел до Берлина. На стенах Рейхстага он написал фразу из книги пророка Исаии: «Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог» (Ис. 8: 9). Михаил Иванович был очень верующим человеком. Ему посвящен рассказ петербургского писателя Валерия Лялина под названием «Человек на войне». Там описано чудо, которое случилось с Михаилом Ивановичем на войне. Хотя у нас есть и петербургские святые, но Михаилу Ивановичу явился именно преподобный Сергий в тот момент, когда у него, несмотря на очень глубокую веру, произошел психологический надлом.

Он очень болезненно воспринимал гибель солдат. Многие из них были очень молодыми, как дети для него. В какой-то момент у Михаила Ивановича возник помысел, что он не будет себя беречь. Он и так себя не берег, очень многих спас, унося с поля боя, за ним охотился снайпер. И случилось чудо: пуля застряла у него в ордене на груди, хотя снайперская пуля имеет большую пробивную силу. Нельзя сказать, что Михаил Иванович прятался – он рисковал своей жизнью. Но делал это по возможности аккуратно. А потом у него возник этот неправильный помысел. Он решил себя не беречь и ему захотелось умереть. Он понимал, что самоубийство – это грех. Но, видимо, он потерял внутреннее чувство осторожности на войне. Ему надо было трудиться, спасать других раненных. А тут на него нашло состояние сильного уныния, возникло желание все это закончить. И ночью ему явился преподобный Сергий и сказал: «Не только ты, но и все твои восемь детей будут наказаны, если ты будешь иметь такое внутреннее устроение и погибнешь». Но, слава Богу, Михаил Иванович покаялся и дошел до Рейхстага.

Он был человеком, который помогал Валерию Лялину после войны преодолеть этот так называемый посттравматический военный синдром. Он помогал ему воцерковиться. Сам писатель, я думаю, тоже в лике угодников Божиих, потому что перед смертью он попросил Михаила Ивановича явиться оттуда, чтобы он убедился, что это все-таки реальность, а не сказка. А тот ему отвечал: «Только святые могут являться, не проси меня о таком». Но он все равно его просил, и на 40-й день Михаил Иванович все-таки явился ему во сне, весь в орденах, с военной выправкой, и доложил: «Довольствие здесь хорошее, сподобился быть на приеме у Самой Царицы Небесной». Преподобный Сергий помог ему дойти не только до Рейхстага, но и до Царствия Небесного.

«Будешь моим благословенным учеником и мучеником»

Мы знаем, конечно, много других чудес. Многие из них описаны в разных воспоминаниях. Преподобный Сергий поддерживал насельников лавры в тяжелые времена, в советский период, когда за лаврой был особый надсмотр. Один монах из братии активно общался с народом, и был специальный человек, который приходил и избивал его, говорил, что он от КГБ. Монаху было очень тяжело, в какой-то момент он даже хотел уйти, но ему явился преподобный и сказал: «Если ты все это претерпишь, то будешь моим благословенным учеником и мучеником, и я буду особенно ходатайствовать о тебе перед Богом». И так через явление преподобного монах вдохновился на то, что надо дотерпеть до конца. Это были тяжелые времена, явно, что не все раскрыто. Сколько приходилось и братии, и игуменам в советское время терпеть тягот и сложностей физических и психологических. Одна из сложностей заключалась в том, что игуменам и братии запрещалось реставрировать иконы. Считалось, что это работа музейная, а монахи неграмотные и ничего не знают. Несмотря на это, они старались если не восстановить, то хотя бы укрепить иконы.

Возвращение иконы Святой Троицы 

Еще одно очень важное чудо преподобного Сергия, которое не все знают, состоит в прекрасном состоянии икон Троицкого собора. В других храмах были иконы, которые осыпались. Может быть, тут есть какие-то причины, которые могут назвать другие люди. Они могут сказать, что те иконы более поздние, что они писались уже не с соблюдением древних технологий. Но тем не менее мы знаем, что многие иконы XIV–XV веков требуют особого реставрационного воздействия.

Принесение иконы Святой Троицы в Троице-Сергиеву лавру

Возвращение иконы Святой Троицы – это одно из больших чудес этого года, потому что это было очень сложный комплекс мероприятий. Благодаря Святейшему Патриарху Кириллу и нашему президенту Владимиру Путину состоялось возвращение иконы Святой Троицы на свое место. Она помещена в специальную капсулу с температурно-влажностным режимом. Надо сказать, что все иконы того же времени из иконостаса Троицкого собора находятся в прекрасном состоянии, хотя они не находились в музее в специальных температурно-влажностных условиях.

Мы знаем, что при входе в собор нет особого тамбура, идет постоянный поток людей и двери открыты. Конечно, мы стараемся по возможности уменьшать перепады температур. Тем не менее все иконы находятся в прекрасном состоянии. Есть даже информация, что когда светские специалисты в начале XXI века проверили состояние этих икон, они были шокированы крепостью левкаса. Они такой сохранности левкаса икон того периода просто нигде не видели. Я думаю, что это чудо преподобного Сергия. Надо сказать, что само возвращение иконы Святой Троицы – это тоже чудо, которое сейчас будет проявляться.

Некоторые говорят, что икона Троицы не чудотворная, нет явных чудес, связанных с ней. Но, во-первых, надо изучить все монастырские летописи. Может быть, чудеса еще найдутся. Во-вторых, множество чудес, связанных с иконой Троицы преподобного Андрея Рублева, случилось в XX веке, когда она была раскрыта. Мы знаем, что даже через музейных сотрудников, верующих эта икона была сохранена, раскрыта, показана в своей оригинальной красоте. И очень многие люди через созерцание этой иконы пришли к православию. А ведь это самое большое чудо, когда душа человека приходит к Богу, к святой вере, к Церкви.

Здесь я могу сказать, что в тот момент, когда происходят военные события, идет противостояние в украинском народе, очень многие настроены против России. Святая Троица напоминает нам о единстве, в том числе о единстве славянских народов России, Украины и Белоруссии. Это вписывается не только в общий замысел о единстве людей, как молился Христос: «Да будут все едины, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе» (Ин. 17: 21), но и в то, что открыто нам через наших святых, в том числе через преподобного Серафима Саровского, который еще в XIX веке пророчествовал, что Россия с близлежащими православными странами будет духовным оплотом против сил антихриста.

В том, что икона Троицы вернулась на свое родное место, туда, где она была написана, я вижу Промысл Божий. Я чувствую в тех словах, которые говорит святейший Патриарх, трепетное состояние, связанное с возвращением этой святыни. Я вижу особое промыслительное значение, которое, я верю, будет вспоможением в том, чтобы нам оказаться достойными исполнения этого пророчества. Силы зла чувствуют, что, разъединяя православных, можно добиться очень много. И наоборот, мы знаем, что в единстве с Богом и друг с другом наша сила.

Поэтому сейчас мы по благословению Святейшего, по согласованию со всей старшей братией в Троицком соборе служим еще и акафист Святой Троице и совершаем молитву. В основном это по традиции молебен с акафистом преподобному Сергию, но каждый день и еще по воскресеньям вечером чередуются соборный акафист преподобному Сергию и Святой Троице.

 

Источник: сайт Сретенского монастыря