Начало Кутеинской обители было положено 19 мая 1620 года, когда Могилевским братством Святого Богоявления было получено благословение от Патриарха Иерусалимского Феофана на строительство мужского монастыря около города Орши. Из-за восстания жителей Могилева против греко-католического духовенства в декабре 1618 г. строительство монастыря в городе стало невозможно. Тогда члены православных братств городов Орши и Могилева выкупили у Каспера Швейковского имение Кутеино и село Поддубцы, находившиеся за городской чертой, около Днепра. Фундуш на монастырь был дан 19 сентября 1623 г. паном Богданом Стеткевичем, активным членом братства и строгим поборником православной веры и женой его, княгиней Еленой Соломорецкой. Эта дата считается днем основания монастыря. От протекающей рядом небольшой речки Кутеинки монастырь получил название Кутеинский, а по главному храму – Богоявленский. Строительство возглавил иеромонах Иоиль (Труцевич), ставший впоследствии игуменом монастыря.
История монастыря знала периоды расцвета и упадка. Его лучшие времена пришлись на первую половину XVII в. Одним из первых монастырских храмов появился Богоявленский собор. Соборный храм Святого Богоявления находился в центре монастырского архитектурного комплекса и представлял собой великолепное творение деревянного белорусского зодчества. Строгий по форме крестово-купольный храм имел изящную крытую галерею, резной шестиярусный золоченый иконостас и два придела – в честь Архистратига Божия Михаила и Благовещения Пресвятой Богородицы. Стены храма были расписаны изображениями на библейские темы, а также на темы из житий святых. В июне 1635 г. Киевский митрополит Петр Могила освятил главный престол в честь Богоявления Господня, а приделы – во имя Архистратига Михаила и Благовещения Пресвятой Богородицы, положив мощи святых великомученика и целителя Пантелеимона и великомученика Артемия и преподобномученика Анастасия Персиянина. Позднее он напишет в письме к Саковичу: «Посмотри еще и на Белую Русь, там, под Оршей, в Кутеинском монастыре найдешь по крайней мере 200 братии, подражающих житию ангельскому».
Под фундаментами Богоявленского собора на значительной глубине находилась и пещерная подземная церковь в честь Воскрешения Святого Праведного Лазаря. Церковь эта имела крестообразную форму и низкие каменные своды. Ее площадь составляла около 11 кв. м. В центральной алтарной части, площадью 2,5 кв. м., на месте престола находился низкий деревянный крест, обложенный камнями. Рядом находились два помещения для хранения монастырской казны и драгоценной утвари. Во время сильной грозы 24 июня 1891 г. в пять часов вечера Богоявленский собор был сожжен ударом молнии и более не восстанавливался, удалось спасти только монастырскую ризницу.
Недалеко от собора была построена деревянная церковь в честь сошествия Святого Духа. Со временем деревянный храм был разобран, и на его фундаменте построили каменный двухэтажный храм с нижним престолом в честь Рождества Христова и верхним – в честь апостола Андрея Первозванного. После реконструкции 1868 г. храм стал одноэтажным, с престолом во имя Живоначальной Троицы. В 1885 г. церковь была украшена предалтарным плафоном с изображением Божией Матери, сидящей на престоле с Предвечным Младенцем на руках и окруженной Ангелами. В годы своего расцвета монастырь имел высокий статус лавры. Сохранились очерки монастырского устава. Духовным ориентиром обители были поучения преподобного Кассиана Римлянина. По инициативе Иоиля (Труцевича) была создана иконописная мастерская, работала мастерская по переписыванию и переплету книг, где трудились талантливые художники, резчики по дереву, чеканщики, граверы.
При активном участии отца Иоиля в монастыре была открыта братская школа и собственная типография. В 1630 г. он пригласил в монастырь печатника Спиридона Соболя. Приехав в Оршу, Спиридон быстро наладил дело и уже в 1630 г. напечатал «Брашно духовное» и «Молитвослов». В 1631 г. вышла книга, которая надолго стала главным пособием для начинающих учиться читать – «Букварь». Полное его название — «Букваръ, сиречь начало учения детям, начинающим чтению извыкати. В Кутейне изобразися в типографии Спиридона Соболя року 1631». Научив оршанских монахов печатному делу, Спиридон Соболь покинул Оршу. Его труд продолжил отец Иоиль, который сам писал предисловия к каждой книге. Типография печатала не только церковные книги, но и научно-просветительские. За 25 лет существования этого культурного центра в нем было издано около двадцати разных книг, значительными для того времени тиражами – по 200-350 экземпляров.
Кутеинский монастырь посещали преподобномученик Афанасий Брестский, святитель Могилевский и всея Беларуси Георгий Конисский, царь-страстотерпец Николай II, священномученик Серафим Жировицкий, святая Валентина Минская. Царь Алексей Михайлович, посетив Кутейно в 1656 г., дал высокую оценку таланту здешних мастеров. По его приказу знаменитые резчики по дереву Арсений и Герасим, гравер Паисий были взяты в Москву, где вместе с другими мастерами работали в Оружейной палате Кремля, украшали Коломенский царский дворец и церкви в Измайлово. Продолжали свою работу в Москве и кутеинские печатники. Среди них упоминается известный мастер по изготовлению матриц для отливки шрифта Каллистрат.
В 1655 г., в результате Русско-Польской войны, большинство братий уехало по благословению патриарха Никона в Иверский Валдайский монастырь. Сам игумен Иоиль, не доехав к новому месту жительства, скончался в городе Болдино под Смоленском. Тело же его было предано земле на Валдае, где покоится и поныне. Во время войны 1812 г. разрушения, нанесенные монастырю французами, были огромными. Поэтому Кутеинская обитель, как бедная и не имеющая достаточно средств для существования, была переведена в ряд третьеклассных. В 1842 г. стала заштатной в составе некогда греко-католического Оршанского Покровского монастыря.
Не обошли когда-то известную Белорусскую Лавру и революционные события 1917 г. После Октябрьской революции на базе монастыря было создано товарищество по совместной обработке земли. У новых хозяев лесное и полевое хозяйство, монастырские огороды, сады и пасеки очень быстро пришли в запустение. Рассыпались от старости или разбирались на кирпичи монастырские здания. Свято-Троицкая церковь была приспособлена под складские помещения. Затем на территории размещалась советская кавалерия. Есть основания полагать, что в 1939 г. здесь временно находились военнопленные польской армии. В 1941-1943 гг. со слов очевидцев на территории монастыря размещался небольшой лагерь советских военнопленных. В 1943 г. от советских авиаударов была разрушена колокольня. После Великой Отечественной войны жилые помещения монастыря были использованы Оршанским льнокомбинатом под квартиры рабочим.
Новая история обители началась с 1990 г., когда была зарегистрирована приходская община. С 1992 г. монастырь стал действующим. Государственную регистрацию получил 7 апреля 1993 г. При содействии государства в 1995 г. был отреставрирован Свято-Троицкий храм. В начале 2010 г. в восточной части монастырского корпуса построена крещальня. 10 октября 2014 г. в обитель была перенесена местночтимая Оршанская икона Божьей Матери (день памяти 5/18 сентября и 20 июля/2 августа), временно находившаяся в Свято-Успенском женском монастыре города Орши. При монастыре работает воскресная школа для взрослых и детей, библиотека с читальным залом.
Отправной точкой в изучении, осмыслении и практическом применении духовного наследия Кутеинской обители стали 1-е, 2-е, 3-и Кутеинские чтения и Международная научно-практическая конференция «Кутеинские чтения-2014», которые привлекли внимание общественности к роли и значимости Кутеинской обители в деле просвещения и сохранения духовных и культурных традиций нашего народа. В 2006 и 2014 гг. в Орше состоялся республиканский православный фестиваль «Беларусь Православная», который способствовал возрождению и укреплению Кутеинского монастыря. Событием международного значения стало открытие памятного знака в честь «Букваря» Спиридона Соболя 10 октября 2014 г., который был установлен на территории монастыря, также передача факсимильного издания «Букваря», воссозданного специалистами издательства Белорусского Экзархата.
Настоятелем монастыря является архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий, наместник — игумен Нил (Подобед).
В обители проживает 5 насельников (2017 г.).
КОНТАКТЫ:
211387, Республика Беларусь, г. Орша, ул. Ф. Скорины, 79.
Телефоны: +375 216 546226/27
Электронная почта: kuteinov@yandex.ru