«Каждая победа — следствие духовной брани»: участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений


Продолжаем публикацию коротких интервью, в которых участники монашеского направления XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений делятся своими впечатлениями о форуме.

 

Епископ Набережночелнинский и Елабужский Гавриил

Часто мы сталкиваемся с недоумением относительно того, что монах, принимая постриг, должен «отрекаться от мира и сущих в мире». Рассмотрение этой темы в сегодняшних докладах с разных сторон, думаю, было полезно для каждого из нас. Важно понимать, что именно заключено в слове «мир». Монах отрекается от мира не в том смысле, что он отстраняется от людей, отказывается от Родины, отвергает любовь и отворачивается от своей семьи. Всё это остается в его жизни и после пострига, но в несколько иной форме. Семья монаха – это, во-первых, Церковь, потом монастырь и, конечно, Отечество. Монах оставляет мир не в плане отказа от своей истинной семьи, а в плане отречения от страстей и привязанностей. И это лишь средство для более сосредоточенной молитвы за свою общину и за мир. Такая молитва рождает сострадание. Монах сугубо сопереживает и Родине, и своим соотечественникам – таков наш долг любви.

На сегодняшней встрече я отметил для себя доклады, в которых был отражен опыт жизни Оптинской и Псково-Печерской обителей, интересные моменты из их истории. Но особо отозвался в сердце доклад о Патриархе Тихоне, который был пострижен в честь святителя Тихона Задонского – в его обители я начинал свой монашеский путь. Образ, характер, сам дух святителя и принципы, которыми он руководствовался в своей жизни, и которые очень точно были отмечены в выступлении архимандрита Тихона (Затёкина), мне очень близки. Необыкновенная доброта, юмор и простота – всё это так привлекает в Патриархе! Подвиги, духовная брань – безусловно, фундамент монашеской жизни, но юмор помогает устоять на ногах, отгоняет уныние, которое порой сильно одолевает иноков. Глинский старец, схиархимандрит Виталий (Сидоренко) наставлял своих чад: смех хоть и расслабляет, но иногда пошутить просто необходимо, чтобы, как говорил преподобный Антоний Великий: «Ослабить немного тетиву». Поэтому помимо духовной пользы от сегодняшних докладов, получил и утешение.

* * *

Игумен Алексий (Андреев) наместник Свято-Покровского мужского монастыря города Корсакова Сахалинской епархии

Очень важная тема была рассмотрена сегодня в ходе работы монашеского направления Рождественских чтений: монах и патриотизм. Хотелось бы несколько слов сказать об этом. Прежде всего, здесь нужно определить, какой смысл мы вкладываем в понятия «Родина» и «патриотизм». Для этого, думаю, необходимо разобраться в терминах, правильно расставить акценты. Когда мы говорим о Родине, в сердце рождается образ любящей матери. А патриотизм – это состояние любви духовной, любви к Небу. Здесь уместно вспомнить и о латинском слове «pater», что означает – отец. Для христианина – это, прежде всего, Отец Небесный. Монах должен быть патриотичен по отношению к Небу. Мне думается, что патриотизм – это состояние связи с небесным Отечеством и постоянного стремления к нему.

Оттого и особый взгляд у верующих людей на специальную военную операцию. Христианин понимает, что для многих из тех, кто сейчас полагает души на поле брани, это единственный шанс спастись. И какой! Ведь все мы знаем, как устраивается жизнь у большинства людей в миру, а, защищая Отечество, человек «полагает душу свою за друзей своих». Многие, как нам известно, на войне обретают веру и уходят из этой жизни очень достойно. Господь каждой душе ищет спасения, подавая ей необходимые для этого условия. Испытания даны нам, потому что есть нужда в оздоровлении общества. Бог попускает всё это для нашего же очищения, и многие души в этих испытаниях сейчас обретают спасение. А это и есть самое главное.

* * *

Игумения Варвара (Шурыгина), настоятельница Свято-Георгиевского женского монастыря Пятигорской и Черкесской епархии

В первую очередь, хотелось бы выразить благодарность Святейшему Патриарху Кириллу за то, что он всех нас вновь собрал, и мы имели возможность увидеться и пообщаться. Из сегодняшних выступлений мне особенно запомнился доклад о Патриархе Тихоне. Выступление архимандрита Тихона (Затёкина) было необычным, ярким, интересным. Мы увидели образ святителя как живого человека, которому не чужды были юмор и простота в общении.

Основной нитью через сегодняшнее собрание проходили темы, посвященные подвигу монаха-воина. Все мы хорошо знакомы с целями монашеской жизни: стяжание добродетелей, исполнение Евангельских заповедей, доверие Промыслу Божию… Но в свете сегодняшних событий всё это, можно сказать, раскрывается в полной мере и на деле обнаруживает, живет ли каждый из нас этими святыми идеалами. И доклад игумении Анны (Морозовой) – прямое тому подтверждение. Не в первый раз мы встречаемся с матушкой и, кончено, многое из сказанного ею нам было уже известно. Но, тем не менее, ее рассказы всё также отрезвляют чувства и понуждают, сжав сердце, слушать обо всех ужасах, настигших Никольскую обитель Донецкой епархии. Представляя все те бедствия и скорби, обрушившиеся на монастырь, мне пришла мысль, что молитвами схиархимандрита Зосимы (Сокура), основателя обители, великого молитвенника и подвижника Господь вместе с тяжелыми испытаниями подает сестрам и силы их нести. Бог попустил этому случиться, быть может, потому, что духовные чада старца Зосимы могут всё достойно выдержать, являя истинный пример монашеской жизни. И самое для нас главное назидание – благодарение и покорность воле Божией, с которыми матушка Анна и сестры принимают скорби. Это невообразимо… Пока что для нас и в безмерно меньшей скорби бывает трудно искреннее благодарить Господа и преклонять пред Ним свое сердце. Поэтому этот доклад, да и живые беседы с матушкой назидают не на мгновение, но оказывают пользу в ежедневном труде, как пример истинной монашеской стойкости в борьбе с видимым и невидимым врагом.

Серьезным и глубоким также показалось выступление профессора Василия Глебовича Каледы. Услышать доктора всегда полезно и даже необходимо для нас. Подход Василия Глебовича и самой мне помог верно выстроить отношения с подобными больными, которые тоже хотят спастись и желают монашеской жизни. Чтобы помочь нести свой крест, необходим особый подход к этим людям. Мы стараемся относиться к таким сестрам с любовью и терпением, и тогда они делают всё то, что действительно могут делать. Так мы живем все вместе, одной семьей, в которой все члены разные, но каждый необходим нашему общему организму.

Доклады на монашеской секции Рождественских чтений этого года получились очень интересными, разнообразными и при этом простыми и доступными для понимания. Слава Богу, что у нас есть возможность учиться друг у друга!

 

Источник: «Монастырский вестник»