Двадцать лет назад этот один из наиболее известных и популярных памятников русского зодчества включили в Список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В архитектурный ансамбль монастыря, отметившего в этом году пятисотлетие, входят 36 храмов, палат, башен и других памятников. Комплекс является объектом культурного наследия федерального значения.
Как напомнила настоятельница монастыря игумения Маргарита (Феоктистова), комплексные научно-реставрационные работы проводятся в монастыре с 2014 года. «Масштаб этих работ поистине беспрецедентный. Президент России подписал 16 поручений, связанных с Новодевичьим монастырем, и все они выполнены. Не думаю, что какой-то объект всемирного наследия, расположенный на территории Российской Федерации, памятник истории и культуры народов РФ имеет опыт, подобный Новодевичьему монастырю», – отметила настоятельница монастыря.
Реставрация шла в два этапа. В 2018-2019 годах был воссоздан исторический облик 18 памятников Новодевичьего монастыря, среди которых восемь башен: Царицынская, Напрудная, Покровская, Никольская (с караульней), Швальная (с корпусом), Иосафовская, Чеботарная (с палатами) и Предтеченская; палаты царевны Марии Алексеевны и царицы Евдокии Лопухиной; приют Филатьевский; усыпальница Волконских и больничные палаты (конец XVII века). В последних, кстати, долгие годы вместе с супругой жил легендарный реставратор и архитектор Петр Барановский, искренний защитник в лихие послереволюционные годы исторической Москвы. «Благодаря нашему президенту, который принял решение о полной реставрации, сейчас монастырь переживает вторую молодость, жизнь в монастыре не останавливалась, и богослужебная тоже продолжается», – отметил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
Новодевичий женский монастырь был основан в 1524-1525 годах великим князем Московским Василием III. Известен он как прекрасный образец нарышкинского барокко. С исторической точки зрения общеизвестными являются минимум два факта. Монастырь стал последним прибежищем царевны Софьи, где она оказалась по приказу родного брата Петра Первого. Дочь царя Алексея Михайловича мечтала захватить престол во времена малолетства Петра Первого. Будучи регентшей при младших братьях Петре и Иване, в 1682 году, когда Петру было 10 лет, заручившись поддержкой единомышленников, инициировала первый стрелецкий бунт. Однако долго радоваться победе ей не пришлось. Быстро возмужавший Петр в 1689 году отстранил Софью от всяческой власти – ее насильно подстригли в монахини и, как гласит легенда, заключили в Напрудную башню Новодевичьего монастыря (на самом деле узница жила в прилегающих к башне палатах). Рядом с монастырем проходила стрелецкая казнь. В назидание строптивой сестрице перед окнами ее кельи Петр велел повесить несколько трупов казненных стрельцов. С годами Напрудная башня – всего в монастыре 12 башен – стала местом паломничества. Сюда приходят, чтобы попросить о любви и даровании детей. Приходя вроде бы с благими целями, многие писали свои пожелания на стенах у подножия башни маркерами, а иногда и вовсе выцарапывали гвоздями. Это ускорило разруху. И сейчас, после того как монастырь полностью восстановлен, служителей и реставраторов очень тревожит, удастся ли сохранить башню нетронутой. В ходе реставрации в этой башне были обнаружены фрески XVI века.
Монастырь выстоял в пожаре 1812 года, его не смог разрушить покидающий пылающую Москву Наполеон. Уходя, французы заложили бочки с порохом в подклетье Смоленского собора, но послушницы смогли потушить подступающий огонь до того, как произойдет непоправимое. Монастырь был площадкой для съемок фильма «Война и мир» – у его стен снимали сцену расстрела французами поджигателей Москвы. На территории монастыря похоронены участники войны 1812 года.
Сейчас объектам архитектурного ансамбля, в том числе и внутри, вернули исторический облик. Чтобы добраться до авторского слоя покраски, в соборах реставраторам пришлось снять десять наслоений краски разных исторических периодов. Сегодня центральный Смоленский собор, где Патриарх Московский и всея Руси Кирилл уже провел торжественную службу в честь окончания реставрационных работ, поражает прихожан яркими и сочными красками, которые идут вразрез с привычными темными стенами большинства православных храмов. Работавшая на объекте художник-реставратор Анна Валуева отмечает, что своды темнеют от того, что стены большинства храмов покрыты многовековым нагаром от свечей, а исходная храмовая роспись обычно яркая и сочная.
В ходе второго этапа реставрации восстановили Затрапезную, Саввинскую и Сетуньскую башни, Казначейские, Певческие, Погребные палаты, палаты у Сетуньской башни (стрелецкая караульня) и палаты царицы Ирины Годуновой с Амвросиевской церковью, Покровскую церковь над южными воротами. Также восстановлена доминанта ансамбля – Смоленский собор (1524-1525 годов постройки) с фресками XVII века, крепостные стены, усыпальница Прохоровых, трапезная с Успенской церковью, колокольня, Преображенская церковь над северными воротами (1688 год) и сторожка у северных ворот.