«Душа великая» и основатель Вифании на подмосковной земле


Один из лучших представителей русской церковной истории митрополит Платон основал Спасо-Вифанский монастырь в Подмосковье с уникальным Преображенским собором. Двухъярусный храм символизирует гору Фавор и пещеру воскрешенного Лазаря.

 
1 (22).jpg

Идет Великий пост. Время для осмысления своего жизненного пути и наследия подвижников – камертонов веры, о которых напоминают вековые монастыри и храмы. Жемчужиной подмосковного церковного зодчества является Преображенский собор Спасо-Вифанского мужского монастыря. Обитель устроена два с половиной столетия назад одним из лучших представителей русской церковной иерархии – митрополитом Платоном (Левшиным).

Для паломников невероятно удивителен Преображенский собор монастыря, который имеет два престола: верхний – в честь Преображения Господня и нижний – в память воскрешения Христом праведного Лазаря. Вместо привычного иконостаса перед вошедшим предстает искусственная гора Фавор, украшенная кустарником. Вершину горы венчает круглый резной иконостас. В алтарь можно подняться по лестнице, располагающейся по склону горы.

Нижний храм – в честь Воскрешения Лазаря – располагается внутри подножия горы Фавор, за что получил название вертепного, то есть пещерного.

Устройство одного храма над другим владыка объяснил сам: «Один храм к другому имеет близкое отношение, ибо между воскресением и преображением есть союз таинственный. Выходя из нижнего храма, восходим на сей верхний. Так, выходя из гроба воскресением, восходим мы в храм славы, преобразуясь из тления в нетление. Не можно удостоиться преображения, доколе не удостоился воскресения».

Митрополит Платон, обладая прекрасным образованием, проявил себя не только как талантливый проповедник, учредитель духовных учебных заведений и педагог, но и как историк, инициатор и вдохновитель многих архитектурно-строительных проектов. Законоучитель и воспитатель наследника царского престола, будущего императора Павла I взрастил целое поколение духовных иерархов и церковных пастырей.

 

«Вторый Златоуст»

Так называли в Москве митрополита Платона. В 1763 году во время посещения Троице-Сергиевой лавры Екатериной II он блестящей проповедью обратил на себя внимание императрицы и вскоре был назначен законоучителем цесаревича Павла Петровича и придворным проповедником.

Несмотря на приближенность к императорскому двору, митрополит Платон в проповедях критиковал новомодные увлечения философией французских просветителей и масонством, особо обличал «неверие», отстаивал православные убеждения в окружении Екатерины II.

В проповедях, которых написал около 500, обличал подражание русских дворян всему иностранному, касался важнейших явлений российской жизни.

В 1801 году во время коронации императора Александра I митрополит Платон произнес одну из своих известных речей, которую почти сразу же перевели на несколько иностранных языков.

Однажды ко двору по приглашению Екатерины II прибыл энциклопедист Дени Дидро. Он обратился к молодому иеромонаху с вопросом:

– Знаете ли, отец святой, философ Дидро сказал, что нет Бога?

Законоучитель ответил:

– Это прежде него сказано.

– Когда и кем? – поинтересовался собеседник.

Платон пояснил:

– Пророком Давидом.

И процитировал слова 52-го псалма:

– Рече безумен в сердце своем: «несть Бог» (Пс. 52: 2).

Обратившись же к французу, добавил:

– А ты устами произносишь.

Эрудированность и знание иностранных языков выгодно отличали владыку не только в церковной, но и в светской среде. При этом в обращении с окружающими митрополит Платон нередко допускал шутливость.

Однажды в Махрищском монастыре он случайно надел свою шубу наизнанку. Когда ему сказали об этом, он ответил: «Так нынче все идет навыворот» (это было в 1812 году).

2 (23).jpg

Другой раз он услышал, что работавшие y него в покоях печники сильно спорят между собою. Поводом к спору послужила пропажа денег y одного из них. Владыка велел им прийти вечером в церковь. Митрополит в этот вечер сам читал вечерние молитвы. Когда печники явились, владыка велел им усердно молиться вместе с ним. Во время чтения молитв митрополит несколько раз обращался к ним с вопросом:

– Молитесь ли вы?

Они всякий раз отвечали:

– Молимся, батюшка.

Наконец, он неожиданно спросил:

– И вор молится?

– Молюсь, батюшка, – послышался невольный ответ на неожиданный вопрос.

И таким способом вор был обнаружен.

 

Выбор монашества «из особой любви к просвещению»

Будущий митрополит Платон (в миру Петр Георгиевич Левшин) родился 29 июня 1737 года в селе Чашниково Московской губернии, в день первоверховных апостолов Петра и Павла. В честь одного из них он и получил свое имя при Крещении. Его отец Георгий Данилов был сельским причетником и звонарем, впоследствии – священником. Петр рано выучился грамоте, занимаясь по церковным книгам – Часослову и Псалтири, и уже в семилетнем возрасте мог пропеть целиком Божественную литургию. Петр и его младший брат сначала обучались в Коломенской духовной семинарии, затем в Славяно-греко-латинской академии в Москве. Петр был очень прилежен к занятиям и так писал о себе: «Можно поистине сказать, что не знал ничего, кроме трех мест: дома, церкви и школы».

Студентом будущий митрополит самостоятельно выучил латинский и греческий языки, а позднее свободно владел французским. В 1757 году, по окончании Академии, стал преподавать в ней греческий язык и поэтику. Как признавался сам владыка в автобиографии, он нисколько не сомневался в выборе монашеского пути и решился на это «из особой любви к просвещению».

В 1758 году в Троице-Сергиевой лавре Петр Левшин постригся в монахи с именем Платон. В 1761 году назначен преподавателем богословия и ректором Троицкой духовной семинарии, чуть позже – наместником Троице-Сергиевой лавры, которым он деятельно пробыл 46 лет.

3 (1).jpeg

Владыка Платон – первый русский иерарх, вступивший в диалог с Церковью Англии. Его книгу о православии перевели на английский язык, а его воззрения вошли в учебную программу и преподавались на лекциях в университетах Оксфорда и Глазго.

Благодаря своей образованности и общительности, Платон пользовался большой популярностью в высших кругах. В течение многих лет Платон и цесаревич (затем император Павел I) были друзьями. Известны более 150 писем Павла I к митрополиту Платону, охватывающих почти сорокалетний период, с 1764 по 1801 годы.

«Платон, – говорит русский историк профессор Знаменский, – был живой и горячий сангвиник, добродушный весельчак, говорун, характер в высшей степени впечатлительный, увлекающийся, скорый и на гнев, и на милость, чуждый всякой сдержки, но в то же время необыкновенно симпатичный. Все, кто только ни встречал этого молодого красивого монаха с его живою, остроумною речью, которая лилась от души непрерывным и неудержимым потоком, пересыпаемая множеством тонких острот, анекдотов, самых разнообразных сведений по разным наукам, сопровождаемая широкими жестами и веселой мимикой лица, все делались его друзьями…».

В 1770 году Платон был хиротонисан в архиепископа Тверского. В Твери в годы его архиерейства был построен кафедральный собор, заслуживший высокую оценку Екатерины II.

 

«Я застал московское духовенство в лаптях и обул его в сапоги; из прихожих ввел его в залы к господам»

В 1775 году архиепископ Платон переведен на Московскую кафедру. В Москве он приводил в порядок дела епархии, обращая особое внимание на нравственный облик московского духовенства. Образование и воспитание будущих священников стало для Платона главной заботой. Позднее он писал: «Я застал московское духовенство в лаптях и обул его в сапоги; из прихожих ввел его в залы к господам».

Сам митрополит Платон писал в автобиографии, что отличительными свойствами его характера были «прямодушие и искренность». Он признавался: «Почти все то было у него на языке, что на сердце: а потому был свободен в словах и не скрывал других пороки, или страсти».

Неумение и нежелание идти на компромисс лишили его возможности влиять на отношения Церкви и государства в современный ему период, на вопросы, выходящие за пределы возглавляемой им епархии. Оказавшись в политической изоляции, Московский митрополит всю свою энергию и силы употребил на подготовку «просвещенных пастырей».

Благодаря его трудам значительно повысился не только интеллектуальный, но и нравственный уровень московского духовенства. Духовные школы являлись постоянным и неиссякаемым источником, снабжающим своими воспитанниками Академию наук, Московский университет, медико-хирургические школы, народные училища… Первые академики из русских, профессора, врачи, учителя средних и низших общественных учебных заведений вышли из воспитанников духовных семинарий.

В 1783 году недалеко от Троице-Сергиевой лавры он основал Спасо-Вифанский монастырь, в котором открыл семинарию. Центром Вифании стал небольшой по размерам двухъярусный Спасо-Преображенский собор, построенный в 1783–1785 годах.

4 (20).jpg
Спасо-Вифанский монастырь

В 1787 году Платон получил сан митрополита. По его благословению началось возрождение заброшенной Оптиной пустыни, которая в конце ХIХ – начале XX веков стала мощным духовным центром православной России.

В конце XVIII века оживали и другие монастырские центры, например, Валаам, Коневец. Принимал митрополит Платон активное участие и в судьбе Московского Сретенского монастыря.

Этого яркого иерарха можно назвать одним из первых церковных историков России. В 1804 году владыка совершил поездку в Киев, во время которой собирал материал для изданной им в 1805 году «Краткой российской церковной истории». До этого в духовных учебных заведениях не было учебника по истории Русской Церкви, да и сам предмет практически не преподавался.

В 1811 году, находясь в преклонном возрасте и будучи слаб здоровьем, он испросил себе увольнение от епархиальных дел.

 

«Наш архипастырь чем старее, тем добрее»

С 1792 года митрополит Платон большей частью жил в Троице-Сергиевой лавре и Вифании, где в 1797 году им основана православная духовная семинария. Когда-то в ее стенах обучались будущие иерархи и богословы. Московский архитектор Одоевцев выстроил для владыки в Вифанской пустыни «для погребения усопшей о Господе братии Сергиевы лавры» архиерейские покои.

Митрополит Платон любил посещать уроки преподавателей и вступать с воспитанниками семинарии в беседы. При этом за ним обыкновенно несли связку калачей, которыми он награждал давших лучшие ответы. Замечательно, что ученики не стеснялись митрополита и что сам он относился к ним совершенно по-простому. Так, когда один из маленьких семинаристов получил от него задачу – выдумать какое-нибудь противопоставление, то тотчас же сказал: «Собака чем старее, тем злее, a наш архипастырь чем старее, тем добрее». И владыка не рассердился, a велел дать семинаристу калач, потому что, заметил митрополит, хотя он и не очень складно сказал, зато показал свое доброе расположение.

До 1812 года владыка оставался настоятелем Троице-Сергиевой лавры и Спасо-Вифанского монастыря, ректором Вифанской семинарии. Митрополит тяжело перенес известие о вторжении в Россию армии Наполеона и умер, «дождавшись» вести о его отступлении, 11 (24) ноября 1812 года в Спасо-Вифанском монастыре.

В настоящее время мраморная гробница с останками митрополита находится в Троице-Cергиевой лавре.

В 1918 году Спасо-Вифанский монастырь был преобразован в сельхозартель, в 1925 году окончательно закрыт. В советское время в зданиях семинарии размещались детский дом, кожно-венерологический диспансер, Всесоюзный заочный сельскохозяйственный техникум. В период лихолетья этот замечательный памятник истории и культуры пришел в упадок.

Спасо-Вифанский монастырь. Наши дни

Сейчас в Подмосковье, в Сергиевом Посаде, идет восстановление Спасо-Вифанской обители. В 1993 году один из корпусов (новый) бывшей семинарии сгорел, его руины в 1996 году передали Троице-Сергиевой лавре. В 1997 году лавра также получила часть еще одного (старого) корпуса. В 1998 году был отслужен первый молебен в восстановленном храме Сошествия Святого Духа на апостолов. Первая Литургия совершена на Рождество Христово в 1999 году. В 2002 году на части территории открыто подворье Троице-Сергиевой лавры. В 2012 году в Вифании первым богослужением в восстановленном Преображенском соборе была отмечена 200-летняя годовщина со дня блаженной кончины митрополита Платона (Левшина). Божественная литургия прошла в главном, верхнем приделе храма, который стал жемчужиной и украшением города.

 

В училищах – отец, в беседе – любослов, в обители – монах, a в келье – философ

Немало восхваляли митрополита Платона не только его ученики, но и люди ему чужие, как можно видеть из творений Державина, Петрова, Кострова, Мерзлякова и других поэтов. Князь И. М. Долгорукий написал трогательную элегию на его кончину и в этой элегии так отозвался о Платоне:

В училищах – отец, в беседе – любослов,
В обители – монах, a в келье – философ.

Его ученик, архиепископ Евгений (Казанцев) в своей речи при отпевании митрополита Платона сказал:

– Закатилось светило Церкви, слава нашего века, удивление потомства, украшение и образец пастырей, пример и утешение народа… Душа великая! He престани носиться над нами и вдыхать в сердца наши твои небесные чувствия и укреплять Церковь, твоим отсутствием горестную и осиротевшую. Долго, долго будут искать тебя взоры и сердца наши, и проводив прах твой в жилище праха, не верить самим себе, чтобы отец оставил детей своих.

 

Источник: сайт Сретенского монастыря