«Должна быть любовь, любовь и молитва»


2 октября Русская Православная Церковь чтит память преподобного Алексия Зосимовского (Соловьева). В тропаре святому есть такие слова: «Яко звезда путеводная, утешитель Российский явился еси в годину лютых испытаний, затворниче предивный, огнем бо веры распаляем, Божественныя Любве достигл еси, восприяв от благодати Духа Святаго стадо православное». Тропарь святому гласит, что при жизни он стяжал редкие дары утешения и любви. Рассмотрим подробнее его житие и духовные наставления.

 

Молодой отец Федор Соловьев

Родился будущий святой в 1846 году в Москве в многодетной священнической семье. Назвали его Феодором. Его отец был добрым и кротким человеком, и мальчик его благоговейно чтил и слушался. Мать его рано умерла. Учился Феодор сначала в духовном училище, затем – в семинарии. Находясь в Москве, обычно он ходил на далекие расстояния до семинарии пешком. Проходил он и мимо московских театров. Впоследствии, став старцем, он не благословлял своим духовным чадам приобщаться к театральным зрелищам и научал их непременному почитанию старших и вышестоящих. Любимым предметом в семинарии у него было богословие.

По окончании семинарии Феодор женился на дочери священника, которую давно знал. У них родился сын Михаил. Его семейная радость длилась недолго, молодая любимая жена скончалась. Ее утрату он переживал очень тяжело. Служил в то время Феодор диаконом в церкви святителя Николая в Толмачах. Диаконом он был очень благоговейным, приходил задолго до богослужения и уходил одним из последних, молясь перед каждым образом. Голос у него был очень красивым и глубоким, служил он внимательно и неспешно. Уже в молодые годы в нем проявился образ истинного Христова ученика по слову Спасителя: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6: 36). Будучи бессребреником и нестяжателем, он отдавал свою одежду другим, кормил нищих и с любовью относился к ним. «Понуждай себя к милосердию, к добру к ближним – это своего рода подвиг», – наставлял он позже свою духовную дочь. С молодости он и сам нес этот подвиг. В то время общался он и с другим святым, добрейшим отцом Алексием Мечёвым. Отец Феодор очень любил чтение, тишину и созерцание природы, в которой он находил земной отблеск Божественной любви. В храме в Толмачах он, любимый клиром и прихожанами, прослужил больше 20 лет.

В 1895 году он был назначен в Успенский собор Кремля уже в качестве пресвитера. В то время это был главный собор России. В нем хранилась Владимирская икона Божией Матери, мощи московских святителей и патриархов. Так вспоминал отец Феодор служение в этом месте: «Войдешь, бывало, в собор в три часа ночи для служения утрени, и благоговейный трепет охватывает тебя… Всюду тишина. Москва еще спит… В таинственном полумраке храма перед тобой встает вся история России… Чудится покров Божией Матери от Владимирской иконы в годины бедствий, проходят тени святителей московских – защитников Отечества и столпов православия… И хотелось мне тогда молиться за Русь и всех верных чад ее, хотелось всего себя посвятить Богу и уже не возвращаться в суетный мир». Душа его жаждала монашеского поприща. Когда устроилась семейная жизнь сына и судьба домашних, он принял решение оставить боголепное служение в столице и уйти в монастырь.

Промыслом Божиим оказался отец Феодор в Зосимовой пустыни. Остались такие его стихотворные строки того времени:

Не с тем от мира удаляюсь,
Чтобы людей совсем забыть,
Но чтоб, ничем не отвлекаясь,
За них с собой Тебя молить!

И действительно, подвизаясь в обители, вскоре стал он и молитвенником, и утешителем людского горя. После искуса его постригли в монашество с именем Алексий. Послушание его было сперва на клиросе, в силу обладания прекрасным голосом.

Преподобный Алексий Зосимовский

Позже наместник обители поставил его преподавать Закон Божий собратьям-монахам. Уроки по основам веры отец Алексий всегда вел стоя, вовсе не присаживаясь. «У тебя нет страха Божия, я говорю такие высокие слова, а ты улыбаешься», – упрекал он одного из учеников, благоговея перед этим послушанием. Как вспоминал о старце епископ Арсений (Жадановский), знавший его при жизни: «Смирение в нем столь сильное, что, кажется, отец Алексий готов у всех просить прощения и, не задумываясь, поклонится в ноги, как говорится, последнему человеку… смирение заставляет авву говорить всем и каждому: «Я ничего не знаю, соломой шит», он сердится, когда считают его прозорливым или высоко ценят».

К отцу Алексию потянулись люди в поисках духовного наставничества, совета и утешения. И не только из братии, но и из богомольцев, которых становилось все больше и больше. С 1908 года отец Алексий ушел в полузатвор.

Духовными чадами старца стали священномученик Серафим (Звездинский) и священник Павел Флоренский. На совет к нему приезжала великая княгиня Елисавета Федоровна. Потянулись к нему и простые люди из крестьян. Времена начинались смутные. Для каждого он находил слова утешения. «Не ропщи, детынька, не надо, если бы Господь забыл тебя или не был к тебе милостив, то жива-то не была бы; только ты не видишь Его милостей, потому что хочешь своего и молишься о своем, а Господь знает, что тебе лучше и полезнее. Молись всегда, конечно, об избавлении тебя от скорбей и от грехов твоих, но под конец молитвы всегда добавляй, говори Господу: «Обаче, Господи, да будет воля Твоя»», – наставлял он.

В книге «Воспоминания» церковного писателя С. И. Фуделя есть такое свидетельство о старце: «Старец был духовным центром монастыря. Поражала красота всего его облика, когда в длинной мантии он выходил из своего полузатвора на Исповедь богомольцев: и седые пряди волос на плечах, и какая-то мощность головы, и рост, и черты лица, и удивительно приятный низкий баритон голоса, а главное – глаза, полные внимания и любви к человеку. Эта любовь покоряла и побеждала. Человек, подходящий к нему, погружался в нее, как в какое-то древнее лоно, как в стихию, непреодолимую для него, до сих пор еще ему неведомую и вожделенную. Он уже не мог больше не верить, так как в нем уже родилась ответная любовь: огонь зарождается от огня».

В 1917 году затворнику пришлось выехать в Москву, так как священноначалием он был включен в число участников Всероссийского Поместного Собора. Помимо множества церковных вопросов, на Соборе решался и важнейший вопрос избрания Патриарха Московского. Епископ Арсений (Жадановский) писал о приезде старца в Москву: «Приняв в монашестве имя святителя Алексия, митрополита Московского, он в течение двадцатилетнего безвыездного пребывания в Зосимовской пустыни ни разу не был у своего ангела, а тут пришлось ему, благодаря участию в Поместном Соборе, разделить с иноками Чудовской обители самый тяжелый, опасный в их жизни момент, когда каждый находился на волоске от смерти. Присутствие с нами великого аввы возвышало дух, вселяло спокойствие и прогоняло всякий страх».

Чудов монастырь, как и московские улицы, в то время обстреливались красноармейцами. Остановившись там, старец благодатью Божией не раз избегал участи быть убиенным от пуль безбожников.

На Поместном Соборе отцу Алексию поручили вытягивать жребий из трех кандидатур на Патриарший престол. Избрание совершалось в храме Христа Спасителя перед Владимирской иконой Божией Матери, перенесенной из Кремля. Русский писатель Иван Шмелев, знавший отца Алексия еще со времен его служения диаконом, восхищенно писал: «Думал ли я, что отец диакон из Толмачей – не простой диакон, а знаток творений отцов Церкви… что он станет иеромонахом, примет схиму, примет великий подвиг русского старчества, как отец Варнава «у Троицы», как старец Амвросий Оптинский, как старец Макарий Оптинский… Думал ли я тогда в прочной русской безмятежности, что придет страшная година, и этот отец диакон призван будет из крепкого затвора, из Смоленско-Зосимовой пустыни, как почитаемый Православной Русью подвижник иеромонах отец Алексий на Всероссийский Собор, и ему выпадет высокий и строгий жребий вынуть из-за иконы Владимирской Богоматери написанное на бумажке имя святителя Патриарха-мученика Тихона?»

Возвратившись в Зосимову пустынь, старец принял великую схиму также с именем Алексий. Но пребывание его там длилось недолго. В 1923 году монастырь был безбожными властями закрыт. Насельников изгнали. Старец перебрался к духовной дочери в Сергиев Посад. Там не раз являлся ему преподобный Сергий и собеседовал с ним, когда старец вставал на молитву. Уже болящего схимника посещал и избранный его рукой Святейший Патриарх Тихон, исповедник Церкви Русской. Почил о Господе старец Алексий 19 сентября (2 октября н. ст.) 1928 года. На похороны его стеклось множество верующих. Безбожники пытались сорвать его погребение, но это им не удалось.

Старец Алексий был канонизирован на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. Митрополит Ювеналий (Поярков) так отозвался о нем в своем докладе: «Господь одарил старца Алексия многими дарами, среди которых выделяются дары старческой мудрости, смирения, любви и прозорливости. Именно через его руки совершился Промысл Божий о святителе Московском Тихоне, жребий с именем которого на выборах Патриарха вытянул старец Алексий 5 ноября 1917 года в храме Христа Спасителя. Многих вел он к спасению души, совершая знамения и чудеса, призывал к покаянию, к поиску «единого на потребу» (Лк. 10: 42)».

К спасению души ведет преподобный Алексий и нас. После него остались духовные назидания, полезные и современным верующим. Являя пример милости к окружающим, он учил одну из своих духовных дочерей: «Надо быть милостивой, детонька: «Блажени милостивии, яко тии помилованы будут» (Мф. 5: 7). Главное же, милуй души согрешающих ближних, потому что больных и страждущих душой надо жалеть больше, чем больных и страждущих телом. Милуй и не причиняй страданий даже животным… У христиан не должно быть вражды ни к кому. Должна быть любовь, любовь и молитва».

Его наставления были, в частности, и такими: «Никогда не ложись спать не помолившись, а вдруг в эту ночь тебе придется умереть, а ты легла не помолясь. Всегда во всем себя укоряй, сознавай свою немощь, кайся, плачь перед Богом… Не ленись читать слово Божие и духовные книги. Святое Евангелие нужно непременно читать ежедневно. Слово Божие поддержит и укрепит в истине».

В другой раз старец учил: «Если нет духа исповедничества, трудно будет умирать. Тяжело будет отвечать перед Богом, которого не исповедовала открыто, а только тайно, боясь насмешек. Ты стыдилась отвечать неверующим, открыто исповедовать свою веру. Всегда, при любых обстоятельствах, можно говорить о Боге. Например, дети тебе скажут: «Нам не удается какая-то арифметическая задача». А ты в ответ: «Ничего, с Божией помощью одолеете ее. Молитесь Богу усерднее» и так далее. На каждом шагу можешь так поступать… Крепко надейся на Божие милосердие».

В молитве преподобному есть такие слова: «Благочестиваго корене жезл святый, от юности живот свой на служение Богу предал еси, в пустынь же Зосимову вселився, Любовию Христовою уязвленный, стяжал сию добродетель яко вышшую вечную, и верным благодати источник неоскудный показался еси, милости всем изливая и немощныя врачуя. Преподобне старче Алексие, моли всещедраго Бога даровати нам мир и велию милость». Будем же и мы прибегать к молитвенному ходатайству святого Алексия за нас.

 

Источник: сайт Сретенского монастыря