Предлагаем вниманию читателей продолжение беседы с игуменией Феодосией (Дьячковой) – настоятельницей Христорождественского женского монастыря города Слободского.
Монашеское делание в Слободской обители
– Сколько сестер несет послушание?
– На данный момент у нас 12 сестер, 10 из них живут в обители. 6 из них по возрасту за 60 и за 70 лет и немощные.
– Какие древние монашеские традиции удается соблюдать в условиях современности?
– Я воспитана в строгом монастыре с Афонским Уставом. Нашему монастырю Афонский Устав не подходит. Мы не можем молиться за ночными службами, ввиду того, что сестры немощные. Поэтому мы придерживаемся Устава, который завещал монахам еще в III–IV веке преподобный Пахомий, а позднее – преподобный Феодор Студит. И традиции основные монашеские мы, конечно, поддерживаем.
Во-первых, трапеза у нас идет в полном облачении. Как мы молимся в полном облачении – клобуки, мантии, рясы, – так и идем на трапезу после службы. На трапезе – обязательное духовное чтение, оно включает чтение святых отцов Церкви, проповедей, аскетической литературы, наших святителей, то есть трапеза считается продолжением богослужения у монашествующих. На трапезе порядок, молчание, разговаривать не разрешается, все показывается жестом, сохраняем благоговейное молчание, вкушаем во славу Божию, молимся, все совершается чинным порядком.
Во-вторых – келейное чтение. Без чтения святых отцов, Священного Писания жить полноценной духовной жизнью просто невозможно. Надо поддерживать в себе постоянно молитвенный дух, стремление к подвигу, стремление хотя бы знать, как жили святые отцы, подражать в чем-то им, то есть духовное чтение просто необходимо.
Далее, у нас поддерживается обязательно учеба, сестры учатся в течение трех лет на библейско-богословских курсах, сдают экзамены, знакомятся со Священным Писанием, с Преданием, с богословием. Занятия проходят в стенах монастыря, преподаватели к нам приезжают.
Из монастырских традиций – Неусыпаемая Псалтирь.
Крестные ходы. После вечернего богослужения обходим вокруг территории снаружи монастыря, то есть обитель ограждается с иконой Божией Матери, с молитвой к Богородице, ко Господу. Крестные ходы совершаются также на престольные праздники и на Пасху.
На праздники престольные, в частности, Рождества Христова, у нас стечение людей. Верующие жители и гости города Слободского собираются в соборной молитве за богослужением, в Рождество Христово даже ночью, после этого совершается праздничная трапеза и концерт.
Еще одна из традиций связана с монастырским подворьем. На каждый престольный праздник храма в честь Спаса Нерукотворного в селе Холуново Слободского района мы собираем людей, пишем объявления, священник совершает богослужение, мы молимся соборно с прихожанами, многие специально приезжают в отдаленное село на духовный праздник. Раньше мы совмещали престольный праздник с уборкой картофеля. Люди нам помогали, приезжали в село на монастырское подворье потрудиться, потом оставались на службу. Последние годы с уборкой урожая справляемся собственными силами.
Обязательное откровение помыслов игуменье, поскольку она является духовной матерью сестер. Это позиция нашей Русской Православной Церкви, такая концепция была вынесена на собрании игуменов и игумений, Святейший Патриарх включил в концепцию Церкви: для монашествующих – обязательное исповедание помыслов. Это опыт нашей Русской Православной Церкви в Оптиной пустыни, такая духовная практика там была распространена. Такое духовное руководство помогает в монашествующей жизни самим сестрам.
И еще основной традицией не только нашего, но и всех монастырей являются беседы игуменьи с сестрами о духовных основах жизни, чтение и объяснение основных духовных понятий, советы, как поступать в том или ином случае, как выходить из искушений, как бороться со страстями. Такие беседы очень важны, и они у нас проводятся постоянно, и бывают такие собрания вне трапезы.
– Что самым сложным в монашеском делании оказалось именно для вас?
– Если говорить о времени, когда до принятия сана игуменьи несла монашеское послушание, то особое внимание всегда старалась уделить Иисусовой молитве, занималась ею еще до монастыря. В монастыре это стало сложнее, поскольку я была старшей на подворье, у старшей забот много, это тоже маленькая настоятельница, послушание отнимало много времени, и постоянно удерживать ум в молитвенном внимании оказалось тяжело, а произнесение молитвы без внимания – это, как говорится, простое сотрясание воздуха. Если хочешь обрести плоды от Иисусовой молитвы, это, прежде всего, внимание в Иисусовой молитве. И когда меня ставили на руководящие должности, это трудновато было совместить.
– И, по вашим наблюдениям, – что сложнее всего для сестер обители?
– Думаю, что послушание, отречение своей воли, несение немощей друг друга, потому что сестры разные, из разных мест, все по-разному воспитаны, есть представители разных культур: не только русские, но и сестра из Армении, сестра с грузинскими корнями. Южным людям особенно сложно порой бывает сдержать свои эмоции. Сестрам, которые вновь приходят, сложно научиться слышать, что им говорят, и сделать именно так, как тебе сказали. Приходится порой слышать: «Ну, я уже 60 лет так делала, я уже знаю, как это правильно и как это будет». Но потом, когда начинаешь с ними работать, беседуешь, объясняешь, в чем плюсы послушания, в чем плюсы отвержения своей воли, когда мы переходим на эти духовные рельсы, – сестра уже осознает и старается.
– В монастырях есть треба «Неусыпаемая Псалтирь» – в чем особенность этой молитвы, о ком молитесь?
– Неусыпаемая Псалтирь – это молитва сестер по Псалтири, которая не усыпает, то есть она читается утром, днем, ночью. Псалтирь читается только в монастырях, а Неусыпаемая читается не во всех обителях. Я знаю действие этой молитвы неусыпаемой на себе. Еще до монастыря, когда, уже будучи воцерковленной верующей, я ездила по святым местам, в Троице-Сергиеву лавру, Дивеево, – особенно в женских монастырях Неусыпаемая Псалтирь бывает, заказывала там, – всегда ощущала Божий покров. К сожалению, немногие верующие в наше время осознают помощь от такой молитвы. Молимся при чтении Неусыпаемой Псалтири за всех людей, самое главное, чтобы человек был крещен в Православии. Молиться по Неусыпаемой Псалтири мы начали, как началась специальная военная операция, наши земляки стали уходить на войну, и мы приняли решение, что будем жертвовать отдыхом, сном, но будем молиться за наших военных. Нам стали приходить целые списки с именами «о здравии», «о упокоении». И мы, и все монастыри Русской Православной Церкви молятся – кто-то просто на Псалтири, кто-то на Неусыпаемой Псалтири – о победе наших воинов, нашей России.
Помощь этой молитвы очень большая, она ограждает от козней диавольских, а Неусыпаемая особенно, потому что она еще и ночная.
– Выходит, сестрам и в ночное время приходится молиться. Каков же распорядок дня у насельниц обители в Слободском?
– Основой и фундаментом жития в каждом монастыре является Устав, который включает распорядок внутренней и внешней жизни монастыря. В нашей обители в 5 – 5.30 подъем. В 6.00 – Полунощница, наше монашеское келейное правило, которое включает акафист, каноны, главу Евангелия и две Апостола. Затем молимся за литургией. После трапезы у нас послушания. Послушания у нас 3–4 часа в день. Устав у нас смягченный, то есть он сделан под наших сестер. Утверждая Устав, нужно смотреть, какое состояние физическое и духовное у сестер.
У нас большинство сестер пожилые, и среди них есть немощные, то есть много трудов они нести не могут. Молиться, читать они обязаны, для этого нужно давать время. И поэтому я Устав так смягчила, чтобы у сестер было 2 часа отдыха. В монастыре у нас в Малоярославце был час. Два часа отдыха – из-за такого возрастного состояния сестер и немощей телесных. После отдыха – вторая в день трапеза, после – вечерняя служба; если это лето или накануне праздников, которые требуют необходимых послушаний, таких как поливка цветов, овощей, заготовка продуктов, мы можем вечером еще задержаться за работой, но основных послушаний – 3–4 часа в день. Вообще, я противница того, чтобы монастыри были только трудовыми, важно, чтобы в монастырях не забывали о главном – о молитве, чтобы не забывали о предстоянии перед Богом, чтобы было духовное чтение, молитва, чтобы на это было предусмотрено время и оставались силы.
И если первые годы, когда наш монастырь становился на ноги, и все только устанавливалось, у нас акцент был на внешнее – поднять здания, сделать ремонт, – а основное оставалось на втором плане, то сейчас больше внимания направлено на внутреннее монашеское делание, на наше сердце, борьбу со страстями, на то, чтобы работать над собой. Молиться, читать, духовно совершенствоваться, приближаться к Богу, обретать добродетели – это главное. Естественно, все это для того, чтобы обрести главную добродетель – любовь, научиться любить друг друга, чтобы это была одна семья, – к этому мы стремимся и над этим работаем.
– Вы рассказали о молитвах и трудах сестер, о минутах отдыха, а полагается им отпуск или выходной? Чем им разрешается заняться для души, в свободное время, или нет понятия «личного времени» за монастырской стеной?
– Если я вижу необходимость в этом у сестры, она слабеет, и надо ее поддержать, то изыскиваем возможность определить сестру в больницу, стараемся положить на обследование. И если есть необходимость сестре отдохнуть, прийти в себя, то даже в санаторий отправляю, или отдохнуть в какие-то святые места. А отпуска как такового нет. Личное время – 2 часа днем в самой обители. А вечером служба заканчивается в 8, полдевятого сестры уже могут заняться чтением или какими-то делами быта по своему усмотрению, помня о том, что утром снова их ждет ранний подъем. Неусыпаемую Псалтирь читают по дежурству через день, сменяя друг друга.
– Пользуются ли монахини смартфонами, Интернетом?
– А зачем? Они же отрекаются от всего мирского. Когда сестры приходят послужить уже послушницами в монастырь, сдают телефон. Конечно, я сестрам иду навстречу. Можно писать письма, правда, ответы игуменья проверяет потом, потому что кто знает, что там могут посоветовать мирские знакомые или родственники. Телефоном пользуются только те сестры, которым это необходимо в рамках их послушаний, например, благочинная, казначей, бухгалтер. Бывает, что сестры просят, мол, беспокоюсь, как там с дочкой дела, здоровье, – хорошо, разрешаю, даю телефон – раз в две недели в воскресенье можешь пообщаться со своими родными.
Смартфонами с выходом в Интернет, компьютерами пользуются сестры по благословению игуменьи, в связи с их послушаниями, например, наша травница, ей необходимо работать с компаниями, которые поставляют продукцию, она должна быть на связи, знакомиться с ассортиментом; бухгалтер. Конечно, мне приходится следить за духовным состоянием сестры, чтобы доступ к Сети не нанес ей духовного вреда.
– Почему люди идут в монастырь, оставляя мир с его красотой, впечатлениями, удобствами, со свободной волей, возможностью жить, как хочется?
– Могу сказать, в первую очередь про себя: это от любви к Богу и желания послужить Богу, отдать Ему все свои силы, какие бы они ни были, именно в монашеском чине. И движет стремление к чистоте духовной, святости, совершенствованию. В миру это невозможно. Там очень много соблазнов. А монастырь – это самое удобное место для спасения души своей и для устремления к Богу, для того, чтобы очистить свою душу.
Но обстоятельства разные бывают у людей, некоторые приходят по иным причинам, мало ли что может случиться в жизни, но для этого у нас есть послушнический искус, который длится не один год. И за это время – порой до 10 лет, у каждого по-разному, – сестра себя проверяет, может ли она жить так постоянно: в отречении своей воли, в послушании, приобретении смирения. Наша битва – за смирение, борьба со своими страстями – таково наше правильное устроение, для этого мы живем. Когда человек обретет смирение, страсти отходят от него, он приобретает добродетель любви, и для того, чтобы приблизиться к Богу, остается совсем немного.
Монастырский хлеб и здравница
– В Слободском известен монастырский хлеб. В чем секрет его популярности? Есть специальный рецепт? Как часто и сколько печете, что хватает и самим, и на продажу? У вас специальный пекарь, или искусство хлебопечения также освоили монахини?
– Когда я пришла в монастырь, одна из заквасок черного хлеба уже была у обители. Повар Татьяна в то время уже пекла бездрожжевой хлеб на закваске, которую им откуда-то привезли, и ее с тех пор постоянно поддерживают. Хлеб печем 5 раз в неделю, печем для себя. А излишки, которые остаются, люди стали просить продать, потому что хлеб очень полезный, без добавок, так как там закваска, вода, мука, соль, больше ничего нет. Закваска белая появилась позже – одна из сестер в самом начале устроения обители, когда мы совершали поездки по выставкам, привезла ее из одного монастыря, где пекли белый хлеб на закваске. Так закваска у нас прижилась, и теперь мы печем хлеб тот и другой. Сестры также умеют печь, и когда повар в отпуске или отдыхает, проблем у нас с хлебопечением нет. Хлеб нравится людям, они просят печь побольше, но возможности в большем производстве у нас нет, оборудования такого не предусмотрено и дефицит рабочих рук.
– А магазины «монастырская здравница», расположенные в Кирове, – это проект для поддержки монастыря?
– В монастыре изначально встал вопрос о нехватке средств для возрождения обители. Мы рассматривали несколько способов дополнительных доходов на строительные и ремонтные работы, но они оказались недолговечными, и что у нас прижилось – это именно «Монастырская здравница». Цель «Здравницы» – дополнительный доход для восстановления монастыря и служение людям, то есть мы закупаем не просто любую продукцию, которая на рынках есть, а которая доступна для людей и восстанавливает здоровье, помогает им. Эта продукция разработана на травах учеными Алтая, Сибири и научно-производственными объединениями, где работают целые группы ученых.
И все же основной доход монастырь получает с православных выставок, где мы продаем данную продукцию. И если на первых выставках мы предлагали людям только молитву, поскольку у нас на тот момент не было никакой дополнительной продукции, которую мы могли бы предложить людям, то сейчас у нас сопутствующей является эта продукция, которая пользуется большим спросом. Люди нас уже знают в городах, и в преддверии православной выставки ее организаторы уже нам звонят, спрашивают, приедем ли, привезем ли те или иные средства, сообщают, что люди ждут. Сестры даже завели тетрадь с положительными отзывами, в которых люди благодарят. У нас сейчас есть еще Интернет-магазин, и мы имеем возможность людям отправить нашу продукцию почтовой доставкой.
Наша «Монастырская здравница» представлена также в Кирове по адресу: Карла Маркса, 32, и при нашем монастыре в Слободском.
– Чем ценна и уникальна эта продукция?
– Уникальность ее в том, что это не химия, что это натуральные средства. Мы сотрудничаем не с аптеками, а с производителями Екатеринбурга, Новосибирска, с компаниями Сибири, где трудятся ученые, врачи-фитотерапевты, и наши клиенты – это люди, которые поддерживают свое здоровье именно натуральными средствами.
Потрудиться на пользу души
– У монастыря есть хозяйство в Холуново, расскажите о нем – кто трудится, и что производите, только ли для собственного пропитания?
– Когда я приехала в монастырь, это хозяйство уже существовало. Отец Евгений, будучи тогда настоятелем, это хозяйство взял под свое крыло. Мне выбора не оставалось, как его поддерживать и развивать. Может, на сегодняшний день я уже не рискнула бы обрабатывать земли в Холуново, потому что сестер мало, работы и здесь хватает, а на Холуново также надо очень много сил. Однако там старинный, XVII века, замечательный храм в честь образа Спаса Нерукотворного, у нас там 3 дома, сейчас строим четвертый, источник. Восстанавливают храм жертвователи, благотворители – спаси Господи!
Нам приходится там поддерживать порядок, молиться, иногда приезжаем туда на престольные праздники, а также в дни, когда совершаются заупокойные службы, на праздник села, – сейчас там проживают десятки людей, и есть большое кладбище при храме. И первые годы у нас находились паломницы, желающие там пожить, картофель там сажали и какие-то грядочки; содержали корову. Сейчас паломников, желающих там потрудиться, нет, и у сестер такой возможности нет. Поэтому проект Холуново существует, обрабатываем своими силами монастырскую землю, просим местных жителей вспахать поля, сажаем и убираем картофель и овощи сами.
– Трудоустроены ли в обители миряне? На каких работах?
– Поскольку монастырь большой, требует много забот, самых различных работ, всегда прибегала к помощи мирян. В данный момент у нас трудятся 2 повара, огородник, сотрудницы в лавке – миряне, и рабочие, мужчины, на данный момент 5 человек. Стараемся привлекать трудящихся мирян к духовной молитвенной жизни и жить с ними дружно.
– Есть ли практика, когда люди приезжают в монастырь на выходные или в отпуск – потрудиться с молитвой во славу Божию? Что ими движет? Они получают внутреннее успокоение? Вы им предлагаете стать впоследствии послушниками?
– Многие о нас не знают. Минувшим летом у нас останавливались паломницы, одна, другая, которые случайно узнали, что в городе Слободском есть монастырь. Они приехали, потрудились, им все понравилось. Люди приезжают, кто-то на один день – несколько часов потрудиться, кто-то останавливается на подольше, а кто-то, побывав однажды, возвращается снова и снова. Я предлагаю поступить к нам в монастырь, но это очень редко. Одной сестре, которая издалека приезжала к нам в течение нескольких лет, в год раза по два, я предложила у нас остаться, и через год она к нам пришла, сейчас она успешно подвизается послушницей.
– Потрудиться могут только женщины? У вас есть, где их разместить?
– У нас есть платная гостиница для паломников. Пока готовы там разместить только женщин. Чтобы в будущем появилась возможность разместить семьи или желающих потрудиться мужчин – пока над этим работаем, сразу все охватить очень сложно. Людей же нужно расположить раздельно, создать условия для комфортного пребывания.
И, конечно, монастырь ждет своих насельниц. Если среди читающих есть люди, сестры, у которых горит сердце любовью к Богу, душа жаждет высших духовных ценностей, святости, чистоты, – мы ждем вас и приглашаем в наш монастырь.
Духовные праздники
– Какие в этом году ближайшие духовные праздники в обители, на которые стекаются соборно помолиться не только прихожане храма Рождества Христова, но верующие жители и гости города Слободского?
– Празднование иконы Божией Матери «Скоропослушница» 22 ноября, этот праздник очень любят верующие слобожане и гости города, поскольку один из храмов монастыря освящен в честь этого образа. Люди полюбили прежде этот старый храм, они же начинали молиться в нем, поэтому и сейчас, уже в восстановленном храме Рождества Христова, в этот праздник собирается много людей.
2 декабря – празднование иконы Пресвятой Богородицы «В скорбех и печалех Утешение». Обычно служит владыка, совершается архиерейская служба, на которую собирается много людей – и из города, и из области, и из других мест.
Естественно, престольный праздник храма Рождества Христова. Ночная служба на него обязательна, храм бывает полон людей. Люди уже привыкли к тому, что праздник обычно службой не заканчивается, продолжается в трапезной, начинается увеселительная часть с праздничным концертом.
И, повторюсь, богослужения у нас совершаются утром и вечером в течение всего года, по-особому радостные службы приходятся на великие и двунадесятые праздники.
«Молимся, и Господь помогает»
– Чем ценна в духовном смысле соборная молитва именно при монастыре?
– «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» (Мф. 18, 20), – Господь говорит. Представьте монастырь, сколько там иноков молится. Монастыри существуют, чтобы молиться за весь мир, что мы и осуществляем. Молимся на всех службах утром и вечером, ночами молимся, молимся за всех.
Если люди собираются и просят Господа совместной молитвой о чем-то, то насколько сильна молитва, где монахов 10, 12, 20, – это соборная молитва. Эта молитва, конечно, угодна Богу, тем более от людей, которые посвятили свою жизнь служению Господу. Поэтому у нас есть постоянные прихожане, которые любят наш монастырь, которые ходят именно к нам. Хотя наши службы длинные, они продолжительнее, чем приходские, но людям нравится быть причастными к этим красивым богослужениям.
– Вы уже рассказали о чудодейственной помощи Пресвятой Богородицы, а еще случались по молитвам чудеса, которыми прихожане поделились с вами?
– Одна женщина, москвичка, постоянно подает на молитву о здравии, упокоении имена своих родных, знакомых. И в последние годы она начала высылать нам имена на такую требу, как «вечное поминовение», то есть пока монастырь будет существовать, в нем будут молиться о здравии, упокоении. Такая треба, конечно, несколько дороже, чем на год, например. И эта женщина нам рассказывает: «До того, как заказать вечное поминовение в вашем монастыре, видела маму во сне – в грязной одежде, голодную, в слезах, а вскоре после того, как заказала, мама ко мне во сне приходит веселая, в чистой одежде, держит в руках печенье и улыбается, говорит: наконец-то я чувствую молитву о себе». После этого эта женщина всех своих знакомых направляет к нам.
Приведу случай, об этой катастрофе даже сообщали газеты. Местная жительница слобожанка, когда ее дочь с зятем и двумя внуками поехали в Индию в отпуск, беспокоясь о них, подала записку с их именами на молитву – Неусыпаемую Псалтирь. Проходит какое-то время, приходит и благодарит: судно, на котором дети путешествовали по водам Индийского океана, перевернулось, были погибшие, наши все спаслись. Дочь не могла выбраться, каким-то чудесным образом зятю удалось ее вытащить и спасти их детей, внуков этой женщины. Она пришла нас благодарить.
Еще одна женщина рассказала, что всегда заказывает Псалтирь в монастыре о здравии, а тут поехала в паломническую поездку в Москву, и говорит, что в какой-то момент в метро у нее голова закружилась, и она полетела с эскалатора кубарем. Люди, кто с ней был, перепугались, а у нее даже ушибов нет. Вот так мы молимся, и Господь помогает.
– Вероятно, бывают ситуации, когда сестры или прихожане спешат за советом к игуменье в минуты уныния или сомнения, и у вас находится доброе слово или мудрое напутствие? Поделитесь каким-то универсальным наставлением для пользы души наших читателей.
– Если сказать для всех, то важно всегда помнить о высоком предназначении человека, о высшем смысле жизни – именно познать Бога здесь, в этой жизни, и чтобы жизнь твоя была прожита так, чтобы и там, в мире ином, она была с Богом, и главное – выполнить волю Божию о себе. Надо помнить об этом высшем. Когда сестра ко мне приходит, делится скорбями, помыслами, я ей говорю: ты вспомни, подумай о том, зачем ты пришла в монастырь. Ты ведь пришла, чтобы приблизиться к Богу, чтобы соединиться с Богом, чтобы войти в Царство Небесное, обожиться. А для этого надо терпеть, верить Богу, верить в Его Промысл.
Поэтому и для каждого человека, думаю, это главное: верить в Божий Промысл и все принимать, как от Руки Божией, – с терпением и со смирением. Каждый человек, если посмотрит на свою жизнь, вспомнит случаи – один, другой, третий, – и увидит в них Всеблагой Промысл Божий о себе.
С игуменией Феодосией (Дьячковой)
беседовала Лада Баева