Американский монах, ставший героем в России

Отец Серафим (Роуз) во время всенощного бдения накануне дня памяти прп. Германа Аляскинского. 1980 г. Фото о. Лаврентия Уильямса

 

Воспоминание настоятеля монастыря в честь преподобного Германа Аляскинского в Калифорнии (Сербская Православная Церковь) иеромонаха Дамаскина (Кристенсена) об отце Серафиме Роузе, который преставился ко Господу 2 сентября 1982 года.

 

Я познакомился с отцом Серафимом Роузом в 1981 году. В то время я находился в духовном поиске и узнал о православии всего за несколько месяцев до нашей встречи. Я изучал православие, но еще не принял окончательного решения стать православным. Как-то я ехал в университет Калифорнии в Санта-Круз, так как наше православное братство в кампусе пригласило отца Серафима прочитать лекцию.

14 мая отец Серафим приехал в университет, вылез из своего потрепанного пикапа в старой поношенной рясе, в старых рабочих ботинках, в длинном одеянии и поприветствовал пасхальным приветствием. Мы шли по кампусу, и мне казалось, что я иду с человеком, который вышел из древней египетской пустыни IV века.

Фото 1.jpg.PNG
Иеромонах Дамаскин (Кристенсен)

После встречи с отцом Серафимом в тот вечер, когда он читал лекцию, я понял, что он действительно был самым мудрым человеком, которого я когда-либо встречал в своей жизни. Отец Серафим обладал духовной мудростью, и я чувствовал в нем благодать Божию. Тогда я не мог выразить это словами, поскольку я только недавно узнал о православии, но я почувствовал, что он был тем самым человеком, который действительно умер для самого себя. Он действительно отдал все Христу и умер для мира. Он отдал все на служение Церкви. В тот же вечер я принял решение стать православным христианином.

Таким образом, отец Серафим повлиял на мою жизнь больше, чем кто-либо из тех, кого я когда-либо встречал. Та встреча подтолкнула меня к тому, чтобы стать православным. Отец Серафим пригласил меня в наш монастырь, монастырь святого Германа Аляскинского в Платине в горах Северной Калифорнии. В течение следующих полутора лет я продолжал приезжать туда. В конце концов был там крещен, а затем, через полтора года после моего крещения, которое произошло во время кончины отца Серафима, я стал послушником и с тех пор нахожусь в монашеском братстве.

Отец Серафим был моим наставником и духовным отцом, когда я готовился стать православным. Я стал оглашенным в монастыре во время своего первого посещения, а затем, когда был студентом колледжа, приезжал в монастырь так часто, как только мог. Мы беседовали с отцом Серафимом или у него в келье, или в монастыре, или просто гуляли. И я всегда чувствовал с его стороны огромное сострадание, заботу и любовь. Но он был немногословен. Он выслушивал меня, а потом ждал и просто говорил именно то, что было нужно. Произносил всего несколько слов, которые проникали мне глубоко в сердце.

Я знал отца Серафима полтора года, а потом в 1982 году я приехал в монастырь, чтобы принять от него Крещение. Отец Серафим должен был стать моим крестным отцом, но в то время он заболел и был госпитализирован.

Пока отец Серафим был в больнице, я принял Крещение, а потом, когда я вернулся в больницу и вошел в больничную палату в белом крестильном одеянии, увидел отца Серафима. Он не мог говорить, потому что сильно страдал от болей. На его лице была кислородная маска, и он был фактически прикован к кровати. Но несмотря на все это, отец Серафим узнал меня по моему крестильному одеянию, и даже несмотря на свою боль и страдания, хотя и не мог говорить, улыбнулся и сжал мою руку. Для меня было очень важно то, что он смог увидеть во мне новопросвещенного православного христианина. Вскоре после этого он умер. Но я был рядом все время, пока он страдал, и мог видеть ту великую веру, с которой он переносил страдания.

Отец Серафим лежал там и, как я уже говорил, не мог говорить. У него были трубки в теле и в руке, он поднимал глаза к небу и молился, слезы текли по его щекам. Когда к нему приходили и приносили Святое Причастие, подносили к нему Евангелие, он из последних сил поднимался с кровати, чтобы поцеловать Евангелие. И люди, которые были с нами на протяжении этого времени, свидетельствовали о великой вере, которая у него была во время страданий. Многие люди тогда плакали вместе с отцом Серафимом. Тот период последних дней жизни отца Серафима стал для меня глубоко волнующим и важным опытом.

Когда отец Серафим скончался, его не бальзамировали, как это часто делают в Америке. Но на его лице естественным образом сформировалось прекрасное, умиротворенное выражение и умиротворенная улыбка. Конечно, мы ничего не делали с его лицом, оно просто естественным образом сформировалось таким образом. Его лицо словно светилось. Оно приобрело золотистый оттенок. Обычно монахам закрывают лицо после того, как человек почил, но лицо отца Серафима было таким красивым и умиротворенным, что мы не захотели его закрывать.

Мы отнесли отца Серафима в монастырский храм, положили в гроб, и люди чувствовали благодать, исходящую от гроба. А маленькие дети, которые никогда раньше не видели мертвого тела, не только не боялись, но даже не хотели уходить от гроба. Они просто хотели постоять рядом с отцом Серафимом. Таким образом, мы могли видеть, что святость его жизни проявилась в его упокоении. Его лицо оставалось таким спокойным и мирным в течение всех трех дней до погребения.

Итак, я пережил время кончины отца Серафима, а затем, год спустя, присоединился к братству.

Большинство паломников (если не все), которые приходят сегодня в монастырь, считают отца Серафима праведником, святым человеком. Люди приходят и ищут помощи отца Серафима. Есть много рассказов о небесной помощи отца Серафима после его кончины, рассказы о чудесах, совершенных по его молитвам.

Некоторые люди видели его во сне. Другие люди – наяву. Третьи были исцелены от болезней по его молитвам. Есть много свидетельств о том, что он обрел благоволение у Бога и достиг Царства Небесного, к которому так стремился, поэтому люди со всего мира приезжают на его могилу и почитают его.

Я могу рассказать о нескольких чудесах. Одно из них было опубликовано в одном из более поздних изданий «Жизни и трудов отца Серафима».

Это чудо связано с человеком, который был пятидесятником и жил на Аляске, на острове Кадьяк. Это как раз то место, откуда первоначально прибыла первая русская православная миссия в Америке. Человек тот жил там со своей женой и маленьким ребенком, работал с группой молодых людей, которые были коренными жителями, американцами-алеутами. Того человека звали Аарон.

На острове, где в это время был лагерь, был святой Герман. И у Аарона был чудесный опыт помощи святого Германа.

Монастырь св. Германа Аляскинского

Как пятидесятник он не понимал, как к этому относиться, и не обращал на это особого внимания, потому что думал, что Бог может проявлять Себя по-разному. Как-то на Кадьяке Аарону ночью приснился сон. В этом сне появился монах, и он понял, что это был православный монах, потому что около острова Кадьяк жили православные монахи. Во сне на том монахе была надета священническая епитрахиль. Но Аарон, будучи пятидесятником, думал, что это еврейская молитвенная накидка. И вот этот монах, в этой так называемой еврейской молитвенной накидке, подошел к Аарону и накинул ее на него. И когда это произошло, Аарон был так тронут благодатью и любовью, состраданием, которые исходили от монаха, что начал плакать. И тогда этот монах сказал ему: «Ты станешь православным и будешь священником». Аарон посмотрел на отца Серафима и сказал: «Что ж, я должен надеть одну из этих забавных шляп?»

И тогда Аарон спросил монаха: «Как тебя зовут?» «Меня зовут отец Серафим Роуз», – ответил монах. Тот человек никогда в жизни не слышал имени отца Серафима Роуза. Когда он очнулся ото сна, то был сильно впечатлен и решил пойти к священнику в православный храм неподалеку. Ничего не рассказывая священнику о своем сне, он спросил: «Вы когда-нибудь слышали о ком-нибудь по имени отец Серафим Роуз?» Священник сказал: «Да, мы знаем об отце Серафиме Роузе. Вот книга о нем».

Так начался путь Аарона к тому, чтобы стать православным. Это был непростой путь, потому как этот человек был очень преданным членом пятидесятнической церкви, вел активную деятельность. И пятидесятники были сильно расстроены, видя, что Аарон уходит. Но он все-таки покинул пятидесятническую церковь и стал православным, начал изучать онлайн курс семинарии. А затем поступил в семинарию, и переехал со своей семьей в Грецию, где окончил духовную школу и был рукоположен в сан священника. Сейчас он служит на Гавайях настоятелем храма. Вот такая история отца Афанасия о том, как отец Серафим призвал человека к православию и к священству. Это, конечно, чудо, потому что этот человек раньше никогда не слышал имени отца Серафима, а услышал его только во сне.

 

Источник: сайт Сретенского монастыря