Предлагаем нашим читателям интервью митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, председателя Комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества. Владыка Георгий ответил на вопросы портала «Монастырский вестник» по окончании Собрания игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, состоявшегося 23 сентября 2025 года.
– Ваше Высокопреосвященство, поделитесь, пожалуйста, что Вам запомнилось из сказанного на Собрании?
– Всегда как-то по-особому слышатся слова Святейшего Патриарха Кирилла, которые Предстоятель Церкви произносит на наших встречах. В своих выступлениях и докладах мы, казалось бы, не говорим ничего нового, но все сказанное Его Святейшеством вдохновляет воплощать услышанное в жизнь. Является ли подвигом труд без молитвы? Есть ли смысл в подвиге, который предпринят без любви? Ведь и молитва, и труд в монастыре – всё это признаки любви ко Христу. А если человек, совершающий подвиг, остается черствым и замкнутым, приносят ли духовные плоды его молитва, его подвиг? Или, может быть, он занимается чем-то не тем или не так? Об этом говорил Святейший Патриарх Кирилл в своем выступлении.
Для всех нас очень важно научиться видеть свои недостатки и проблемы. Святейший Патриарх сказал, что нам нужно стремиться не только увеличивать количество монастырей, но и заботиться о качестве духовной жизни насельников. Как и прежде, есть опасность обмирщения монашества. Информационные технологии являются вызовом для современных людей, а значит, и для иночества. Человек часто приходит в обитель с израненной душой и бывает не готов к отсечению своей воли. А значит, задача игумена – достучаться до каждого сердца, объяснить, что раз Господь позвал в обитель, значит, на это есть причины.
Фундаментом монашеской жизни является духовное руководство, а это означает, прежде всего, что сами игумены и игумении должны быть духовными людьми. Нас часто спрашивают: «Где же взять духовников для окормления монастырей?» Всего 35 лет назад на территории бывшего Советского Союза было 18 монашеских обителей, а сегодня их число приближается к 1000. Но мы видим, что Господь, Церковь Небесная, помогает нам. Покров Царицы Небесной простирается над нашими монастырями. Господь наш Иисус Христос всегда с нами. Вместе с тем всегда надо помнить, что Бог нас без нас не спасает. Сегодня, как сказал Святейший Патриарх Кирилл, Господь дает нам уникальный шанс. Нам предоставлены все условия для того, чтобы возродить духовную жизнь, монашество наше. Глава Российского государства – православный человек. И сам Предстоятель Церкви наделен проницательностью, он видит самые глубокие проблемы и его слова ложатся прямо на сердце. Господь всё нам дает для того, чтобы мы укрепились духовно и продолжили созидать Святую Русь. Не количеством возведенных стен и позолоченных куполов измеряется наша духовность, а молитвой и подвигом. Чтобы вновь начали появляться преподобные Сергии и Серафимы надо уже сегодня начинать этот долгий процесс созидания нашей земной Церкви в Духе Святом. В Свято-Троицкой Сергиевой лавре мы формировались, благодаря нашим великим духовникам – архимандриту Кириллу (Павлову), архимандриту Науму (Байбородину) и другим. Но если мы не услышали, не поняли, не восприняли то, что они хотели нам передать, то кому мы можем предъявить претензии? Только самим себе. И сегодня есть духовные люди, у которых можно всему научиться. Не всегда бывает правильно при жизни говорить о чьих-то дарах духовных, но со всей определенностью можно сказать, что Господь дал нам все условия для спасения. У нас есть – Оптина, Соловки, Свято-Троицкая Сергиева лавра, Печеры, Дивеево, Валаам и другие обители – каждый человек имеет возможность выбрать монастырь, где будет хорошо его душе.
– Святейший Патриарх Кирилл отметил особое значение для возрождения монашества документов, которые готовит под Вашим руководством Комиссия Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества. Удается ли воплощать в жизнь всё то, о чем говорится в этих документах?
– Уникальный формат работы Комиссий Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, в том числе и нашей Комиссии, позволяет сегодня силой соборного разума созидать церковную и монашескую жизнь. Теперь руководители монастырей уже не могут сказать, что им негде почерпнуть знания о внешнем и внутреннем устройстве монашеских обителей. Конечно, не стоит думать, что раз документы подготовлены, то качество монастырской жизни сразу повысится. Наш труд – это лишь кирпичик в домостроительстве монашества, которое для православных людей во все времена являлось ориентиром в деле спасения души.
Святейший Патриарх Кирилл побуждает нас к тому, чтобы документы Комиссии не были лишь плодами умозрительных заключений их составителей. Документы должны быть полезны монашествующим и иметь практическое значение. Именно с этой целью проекты документов обсуждаются на монашеских собраниях, круглых столах, конференциях, в ходе работы профильного направления Международных Рождественских чтений («Древние монашеские традиции в условиях современности»). Темы монашеских встреч на уровне федеральных округов и митрополий также нередко пересекаются с темами документов, которые готовит Комиссия Межсоборного присутствия: это и откровение помыслов, и соотношение труда и молитвы в монастыре, значение келейной молитвы, устроение монашеских обителей при высших духовных учебных заведениях и многое-многое другое. Но даже когда документы благополучно проходят стадию обсуждения и бывают приняты Священным Синодом, ими еще надо научиться пользоваться. Хотя, могу сказать, что уже сегодня монастыри в митрополиях дорабатывают свои уставы в соответствии с образцом, который был подготовлен нашей Комиссией.
Повторюсь: то, что документы составлены, приняты и утверждены еще не означает, что все проблемы сразу решатся. Но замечательно уже то, что ведется большая работа, направленная на возрождение монашества. Особую благодарность за это хочется выразить Синодальному отделу по монастырям и монашеству, который возглавляет митрополит Каширский Феогност. Большое значение имеют, кроме вышесказанного, и инспекционные поездки членов Коллегии Синодального отдела в епархиальные монастыри. Визиты игуменов и игумений, входящих в состав Коллегии отдела, сегодня воспринимаются насельниками обителей как возможность познакомиться, пообщаться друг с другом, а при необходимости оказать помощь и братскую поддержку тем, кто в них нуждается. И это тоже большая часть нашего общего труда.
– Предстоятель Церкви поделился воспоминаниями из своей жизни, в частности, опытом пребывания в Псково-Печерском монастыре и общения со старцем. Наверное, каждый монах обладает таким опытом, который запоминается на всю жизнь. На Ваш взгляд, есть ли сегодня примеры для того, чтобы вдохновиться монашеством?
– У каждого из нас есть свой духовный ориентир. В этом отношении ничего не изменилось в наши дни по сравнению с прошлым. Просто нам не всегда бывает дано это увидеть сейчас. Большое, как говорится, видится на расстоянии. Но Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13:8). Если судить по тому, какое количество людей притекает в монашеские обители – и мужские, и женские, – где люди ищут духовного утешения у святынь, на богослужениях, в общении с насельниками, – можно сказать, что в духовном смысле монастыри продолжают оставаться «источниками живой воды». К пустому колодцу за водой не ходят. Конечно, у современного монашества есть недостатки и проблемы, но ведь и из евангельских событий мы знаем, что люди падали. Святые отцы древности тоже писали не только о подвигах, но также о соблазнах и искушениях, о тех, кто сходил с дистанции по той или иной причине. Монашеская жизнь – это не санаторий, не место отдыха, это место подвигов. Монахи – это воины на поле духовной брани. А наша брань не против крови и плоти, но… против духов злобы поднебесных (Еф. 6:12). Наше оружие – это молитва. Наш щит – смирение. И об этом сегодня тоже говорил Предстоятель Церкви.
– Владыка, что бы Вы пожелали современному человеку, который стремится к монашеству?
– Не только современному, а вообще человеку прежде, чем вставать на путь монашества, следует разобраться, его ли это путь. Ведь монашество – это призвание. Но призвание можно оправдать, а можно и не оправдать. Если Господь позвал, дал любовь к монашеству, то надо бояться угасить в себе этот огонек любви Божией.

