Доклад игумении Александры (Жарин), настоятельницы Рождество-Богородицкого женского монастыря в Брестской крепости за круглым столом «Суть монашеского подвига в современном мире» с участием наместников, игуменов и игумений митрополичьих и епархиальных монастырей Белорусского Экзархата (Елисаветинский женский монастырь в г. Минске, 16 июля 2025 года).
«Мир оставляю вам, мир Мой даю вам», ― такой прощальный залог оставил Господь Своим ученикам перед восхождением к Отцу. «Не так, как мир даёт, Я даю вам» (Ин. 14:27). Монашеская община, как совокупность сугубо посвящённых Богу людей, должна быть и сугубой хранительницей, сокровищницей мира Христова на земле. Особенно важным это кажется на фоне современного мятущегося мира, вздымающего, подобно бушующему морю, волны соблазнов и пену страстей. В наши дни грех и добродетель словно поменялись местами. Обществом всё чаще высмеиваются христианские качества. Скромность, целомудрие, кротость становятся для наших современников чем-то зазорным, приобретают статус «комплексов».
Между тем, суть монашества остаётся прежней. Следуя сердечному призыву, люди разного возраста приходят в святые обители, взыскуя постнического жития и ангельского образа. Но приходят они сейчас из такого мира, где блаженны не кроткие и милостивые, а наглые, дерзкие, эгоцентричные. Всё это, несомненно, накладывает отпечаток и на внутримонастырский климат. Сегодня одной из важнейших задач игуменов и игумений является стирание этого мирского отпечатка с духовного тела братства.
«Превыше нашея меры дело сие»[1], ― это понимает каждый, подъявший на свои плечи иго игуменства. Но сила Божия совершается в немощи (ср. 2 Кор.12:9). В контексте сегодняшней встречи хотелось бы поделиться тем, что, как кажется, помогает нам на пути к стяжанию мира Христова в нашей обители в целом и в сердечной обители каждой из сестёр.
Одним из главных факторов является сугубое терпение и долготерпение как самого руководителя братства, так и главных его помощников из числа должностных лиц.
Современный человек тяжело воспринимает замечания, многие склонны к унынию. Преподобный Серафим Саровский учил: «Дабы сохранить мир душевный, должно отгонять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный, по слову Сираха: «Многих бо печаль убила и несть пользы в ней» (Сир. 30:25)[2].
Оглядываясь на собственные годы новоначалия, понимаешь, что люди были намного выносливее, целеустремлённее, проще. Современные реалии воспитывают людей более слабых и физически, и духовно. Поэтому от возглавителя братства сегодня требуется и намного больше снисхождения, терпения, чуткости к каждой посланной Богом душе. Все насельницы обители должны быть для игумении своими родными во Христе детьми.
По воспоминаниям митрополита Афанасия Лимасольского, старец Иосиф Ватопедский говорил, что дьявол воюет не только с послушником, но и со старцем, желая пустить ко дну весь корабль братства. Владыка Афанасий советует игуменам избегать переутомления. «Постоянные заботы о братстве и его нуждах легко могут привести к потере ревности и радости. Известно, что игумен и братство взаимодействуют по принципу сообщающихся сосудов. Если игумен радостен, улыбается, спокоен и в хорошем настроении, то его состояние передаётся и всей братии, все пребывают в радости и хорошем расположении духа. И наоборот, если игумен ходит нахмуренный, расстроенный, если он раздражён или разочарован, тогда и всё братство словно погружается во тьму этих отрицательных переживаний»[3].
Согласно Уставу святителя Василия Великого, игумен несёт ответственность перед Богом за врученную ему обитель в целом и за каждого брата в отдельности[4]. В монашеском братстве начальствующий должен быть первым для всех примером любви, устрояя жизнь в обители согласно апостольской заповеди: «Кто любит Бога, тот должен любить и своего брата» (1 Ин.4:20).
Святые отцы говорят о любви как о силе, способной преобразить душу человека. Она одна способна победить ненависть, злобу, гордость. В Патерике есть такой рассказ. «Спросил некто старца: почему имеющиеся ныне между монахами подвижники не получают благодатных даров? Старец отвечал: потому что тогда была любовь, и каждый поднимал ближнего своего вверх; ныне любовь охладела, и каждый влечёт ближнего своего вниз. По этой причине мы не удостаиваемся получить благодать»[5].
Возможность проявить любовь существует в любом монастырском общежитии ежедневно. Но особую пользу и некий дух единения привносят в сестринскую среду общемонастырские труды. Здесь поистине открывается поприще взаимопомощи, поддержки, появляется ощущение братства как единого организма. В общих работах и преодолениях трудностей зачастую сёстры и друг другу открываются совершенно по-новому. По слову преподобного Оптинского старца Амвросия: «Общее послушание паче всего содействует к избавлению от гордости. На общем послушании человек обучается духовному искусству»[6].
Кроме общих работ можно отметить также благотворное влияние и общего отдыха. Особенно, если в сестричестве наблюдается общая усталость и переутомление. Это могут быть, например, духовные беседы с сёстрами, иногда с чаепитием и неким пищевым «утешением братии», возможно даже в неформальной обстановке: в беседке, на пенёчках или в игуменских покоях. Такие своего рода монастырские агапы дают возможность сёстрам ощутить себя в тёплом единомысленном кругу монашеской семьи.
Игумении же, в свою очередь, открывается возможность в непринуждённой обстановке донести сёстрам какие-то пожелания, замечания, наставления, иногда поделиться планами по развитию обители. Ведь каждый должен чувствовать себя соработником игумена, а не сторонним наблюдателем монастырской жизни. Сказанные же в общем сестринском кругу замечания порой легче воспринимаются и усваиваются, не вызывая так называемой реакции «в штыки» или скорби вселенского масштаба.
Каждый человек уникален и неповторим. Поэтому во все времена игумены и духовники учитывали личный настрой и особенности каждой, преданной в их руки, душе. Сегодня, учитывая среду, из которой приходят наши новоначальные, приходится проявлять намного больше снисхождения, чтобы помочь им ответить на призыв Божий многократным плодом доброй земли их сердец.
Подводя итог своему небольшому сообщению, хочется вспомнить слова святителя Игнатия Брянчанинова: «В мире Христовом сокровенно живёт такая духовная сила, что он побеждает ею всякую земную скорбь и напасть»[7]. Бессмертно и слово преподобного старца Серафима: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся».
Постараемся же в наших монашеских островках с Божией помощью стяжевать мир Христов, вопреки бушующему вокруг миру современности, чтобы внутри и вовне обителей множились спасающиеся во Христе.
[1] Чин пострига.
[2] Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника. – Клин: Христианская жизнь, 2006. с. 392.
[3] Митрополит Афанасий Лимасольский. «Роль игумена в созидании атмосферы единения и любви в братстве». Доклад на Международной монашеской конференции «Святоотеческое наследие в свете афонской традиции: духовное руководство» Екатеринбург, 27-29 мая 2016 года.
[4] Святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2009. с. 371.
[5] Святитель Игнатий Брянчанинов. Собрание сочинений. Т. 6. Отечник. – М.: Благовест, 2001. с. 407.
[6] Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского. – М. ДАРЪ, 2006. с. 217.
[7] Творения иже во святых отца нашего святителя Игнатия, епископа Ставропольского. Аскетические опыты. Т. 2. – М.: Сретенский монастырь, 1996. с. 221.