Доклад игумена Аристарха (Дроздова), наместника Елисеевского Лавришевского мужского монастыря, за круглым столом «Суть монашеского подвига в современном мире» с участием наместников, игуменов и игумений митрополичьих и епархиальных монастырей Белорусского Экзархата (Елисаветинский женский монастырь в г. Минске, 16 июля 2025 года).
«Монах есть тот, кто миру непричастен,
Кто говорит всегда с одним лишь Богом,
Кто, видя Бога, сам бывает видим,
Любя Его, он Им любим бывает И,
светом становясь, всегда сияет…»
Преп. Симеон Новый Богослов
После такого эпиграфа мне хочется вспомнить уже ушедшего в вечность в 2012 году, любимого мной Владыку Аристарха (Станкевича), архиепископа Гомельского и Жлобинского. Обычно, когда мы пишем доклады, то в основном говорим о прославленных святых. Но, думается мне, как бывает полезно поговорить о подвижниках на примере наших современников, тех, которые совсем рядом в нашей памяти, и от того понятны и доступны.
Помню слова Владыки: «Молитва монаха, она тайная». Как в Евангелии сказал Господь: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6). Можно затвориться на краткое время, можно на более-менее длительное, а можно затвориться на молитву от суеты мира на всю оставшуюся земную жизнь. Собственно, это и есть монашество.
Человек оставляет социум и уходит в монастырь по желанию своего сердца, жажде души, жажде Бога. И вот тут вопрос: как такой человек или такие люди-монахи могут послужить тем, кто остался в мире, и вообще, какова суть их подвига в современном мире?
Прежде всего это молитва, и молитва покаянная, слёзная. «Даст Бог телесные слёзки, то ими, а если нет – слёзками болезнующего сердца», – учит святитель Феофан Затворник. Преподобный же Ефрем Сирин говорит: «Грехом умерщвлена душа твоя, возврати её к жизни слезами». А святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «На ближних сильнее действует молитва о них, нежели слово к ним, потому что молитва вводит в действие Самого Всесильного Бога». Во-вторых, это утешение для всех, приходящих в лоно обители, как молящихся, так и просящих помолиться о них. Только было бы покаяние, так как «Божественное утешение приходит от покаяния», – говорит старец Паисий Святогорец.
Владыка Аристарх когда-то мне, молодому священнику, сказал: «Дорогой батюшка, возьми для себя за правило так отнестись к каждому человеку, кто бы к тебе не обратился, чтобы человек отошёл от тебя чуточку утешенным. И ты достойно пройдёшь своё священническое служение. Я и сам имею это у себя на вооружении».
Монашествующим в монастырях надлежит с терпением и любовью принимать духовно оголодавших людей, приходящих, приезжающих в монастырь, чтобы вдохнуть хоть глоток «кислорода вечности». Многим зависимым, да и созависимым, часто бывает необходимо уединиться от всех так называемых «друзей-товарищей» по дурной привычке либо страсти, которые просто тянут в омут человека, пытающегося выкарабкаться. А у самого человека не хватает силы воли сказать греху: «Нет!» Человеку нужно отойти от греха, протрезветь, укрепиться в воле противостояния лукавому, обогатить себя благодатью Духа Святого. Помочь ему в этом и есть служение молящихся в монастыре, это есть подвиг любви.
Ну а суть монашеского подвига в современном мире – это даже не молитва и пост. Это послушание, монастырское послушание, основанное на вере в Господа нашего Иисуса Христа. Послушание не административное, не ради страха наказания (общественное), не ради карьеры (земной награды), а единственно ради любви ко Господу, ради спасения души, ради достижения Царствия Небесного.
Непослушанием Адам и Ева теряют связь с Богом, отрываются от живительного источника сами и все их потомки. Послушанием Господним Отцу Небесному все последователи Христа восстанавливаются в общении с Богом, прививаются живительному источнику благодати Духа Святого. Поэтому послушание превыше поста и молитвы. Но только, повторюсь, во имя Господа, ради Христа. Как говорит апостол Павел в послании к Колосянам: «Всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца… И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу» (Кол. 3: 17, 23-24).
Архиепископ Аристарх (Станкевич), взятый сегодня нами за образец монашеского служения, достойно прошёл духовное делание в монашеском постриге, который он принял, учась в Московской Духовной Академии. Он нёс послушание иподиакона Святейшего Патриарха Пимена, в дальнейшем был ризничим, шесть лет прослужил в сане иеродиакона, затем тринадцать лет в священническом сане: иеромонахом и архимандритом. Определением Священного Синода от 20 июля 1990 года был избран епископом Гомельским и Мозырским. Проходя все эти послушания, он приобрёл опыт, и самой жизнью явил всю суть монашеского делания в современном мире:
1. Послушание по вере во имя Христа, от живой веры;
2. Молитву, о которой выше были приведены его слова, что молитва монаха тайная.
Господь прославил своего угодника, открыв нам смысл его учения. Владыка отошёл ко Господу 23 апреля 2012 года во время своей ночной молитвы, стоя на коленях. Так его и обнаружили, застывшего в земном поклоне, упёршимся лбом в пол. Господь открыл всем нам, что Владыка Аристарх делил ночной отдых и среди ночи вставал на коленопреклонную молитву, во время одной из которых Господь и призвал его к Себе;
3. Пост, как воздержание, без которого невозможно угодить Господу, вспомним: «Сей же род (неверный и развращённый) изгоняется только молитвой и постом» (Мф. 17:21). Но барометром для Владыки Аристарха отношений с Богом было его отношение к людям. Всегда тактичен, внимателен, вежлив, так что всякий обращающийся к нему получал своё необходимое для спасения души утешение.
Говоря о посте, как воздержании, следует отметить, что пост есть не что иное, как понуждение себя (употребление усилия) на подвиг. Господь в Евангелии говорит: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). Понуждением себя жизни по заповедям Господним, по постановлениям церковным, опять-таки ради любви ко Христу. Такие люди стяжают благодать Духа Святого и становятся наследниками Царствия Небесного. Это понуждение является характерной чертой монашества. Без него нет монашеской жизни. Это понуждение есть обличение «мира плоти», желающего только комфорта, только удовольствий и от того враждебного всему истинно духовному. И тогда, когда мир говорит: «По-другому жить нельзя», – монахи самой жизнью свидетельствуют, что можно и нужно, так как за понуждением себя исправлению по образцу Христовому, вечная жизнь, а у распутства нет будущего, да уже и в настоящем суета сует и томление духа, а в вечности, со слов Спасителя, «плач и скрежет зубов» (Мф. 8:12, 13:42, 13:50 и т.д.).
Таким образом, суть монашеского подвига в современном мире заключается в ежедневном благодатном труде над самим собой, своим внутренним нравственным человеком, который внешне стареет, болеет, изнемогает, но при этом внутренне душой всегда молод и преображается, живя со Христом и Христом, по слову апостольскому: «Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, притом распятого» (1 Кор. 2:2).
Это путь благодати, путь кротости и смирения, путь к богообщению, путь, идя которым, сами молитвенники Божии должны с кротостью и благоговением призывать других ко Христу, с желанием всеобщего спасения, так как «нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18:14), но чтобы все пришли в познание истины. Монахи хотя и находятся на одном месте, но самой жизнью исполняют заповедь Божию проповедовать Евангелие всей твари для приобретения её спасительной веры в Господа Иисуса Христа, чтобы через веру во Христа всем обрести спасение. Аминь.
Конец и Бог слава!