Божии тайны открываются человеку со здоровой душой. Человек, достойный Бога, исполняется Святым Духом. Он имеет Божию благодать. В Христовой тайне Бог дает ему радость, мир, кротость, любовь. Он дает ему эти свойства, которые перечисляет святой апостол Павел: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5: 22–23). Для Бога нет прошлого, настоящего и будущего. «И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр. 4: 13). Таким образом, Божии тайны открываются человеку в здравом уме, и он познает Его волю в той степени, в какой Господь это позволяет.
Но для того, чтобы Божия благодать вошла в человека и осталась в нем, необходимы определенные предпосылки.
Только тот, кто имеет смирение, получает эти дары от Бога, приносит их Господу и использует их во славу Его. Добрый, смиренный, благочестивый, любящий Бога, обладающий добродетелями человек не впадает в прелесть благодаря Божией благодати. Он чувствует себя недостойным, и все это дается ему для того, чтобы быть добрым человеком, и поэтому он подвизается.
И наоборот, Божия благодать не осеняет эгоистов, людей, которые не осознают своего духовного состояния. Человек с сатанинским эгоизмом думает, что он исполнен Божией благодати, но он находится в прелести. Он человек диавола. Прелесть – это психологическое состояние. Прелесть – это неправильное человеческое суждение о реальности. В сущности, прелесть происходит от эгоизма. У человека, находящегося в состоянии прелести, появляются галлюцинации, фантазии, и таким образом он мучается. Очень сложно человеку вылечиться от прелести. Она лечится по Божией милости. Необходимо, чтобы кто-то другой молился Богу о человеке, впавшем в духовную прелесть, и чтобы Господь его помиловал. Если он приложит усилия, если он посмотрит в зеркало, а это зеркало – добрый духовник, и искренне исповедуется, то Божия благодать исцелит его.
Священное Писание просветляет нас, чтобы мы могли различать духов
Сегодня очень часто можно встретить как святых людей, так и людей, впавших в духовную прелесть. Ты можешь прийти к какому-то отшельнику, к подвижнику, и как только он увидит тебя, то скажет тебе:
– Добро пожаловать!
И тут же назовет тебя по имени. Затем спросит у тебя:
– Почему ты не был внимательным и впутался в то, и то, и то плохое дело?
Понимаешь, он произносит твое имя, не зная тебя, говорит тебе о твоих самых сокровенных вещах! И тут же ты говоришь себе:
– Этот подвижник – святой человек! Он назвал меня по имени и открыл мне тайны, о которых знаю только я.
Но ты так же идешь к какой-то гадалке (вы должны знать, что мир полон гадалок, которые «сколачивают» огромные состояния), и она знает, откуда ты пришел и куда пойдешь. А ты остаешься в недоумении и удивленно спрашиваешь себя:
– Что здесь происходит? Где же истина? Тот святой сказал мне неправду, а эта гадалка сказала мне правду. Она тоже назвала меня по имени. Разве эта гадалка не святая?
Вот так мы и запутываемся.
Священное Писание просветляет нас, чтобы мы различали духов, поэтому мы должны хорошо знать и тщательно изучать Библию. Одно дело – апостолы, охваченные Божией благодатью, и совсем другое происходит с впавшими в транс, в котором явно прослеживается присутствие духа сатаны. То, что происходит с гадалкой, – это прелесть, сопровождающаяся непристойными и бессмысленными поступками. Противник, демонический дух, предстает в виде светлого ангела (см.: 2 Кор. 11: 14). Если ты не знаешь его лукавства, то не сможешь понять, что то, что ты видишь, не исходит от Духа Божия, и таким образом можешь быть обманутым и подумать, что это какое-то хорошее воодушевление. От этого многие пострадали.
В этих состояниях есть две вещи: добро и зло. Добрый ангел и злой ангел, демон, злой дух. Также и в нас есть добро и зло, то есть ветхий человек и человек, обновленный во Христе. Ветхий человек подчиняется своему старому «я». Злой дух оказывает на него сильное влияние, и человек становится плохим. Он злобно смотрит на весь мир, желает всем зла и постоянно проклинает. Он напоминает Франкояну из произведения Пападиамантиса[1], которая пережила много страданий и из-за этого сильно душевно пострадала.
Таким образом, человек, который принимает на себя влияние злого духа, например, гадалки, постоянно богохульствует. Она может предсказывать, предрекать будущее, но всё, что она предсказывает, делает со злым умыслом. Гадалка смотрит вниз: побуждаемая злым духом, она совершает плохие поступки, которые исходят от ее старого «я». Она впадает в демоническое, а не в возвышенное духовное состояние. В этом состоянии нет Божьего присутствия. Однако гадалка говорит о себе, что она принадлежит Христу. Она может якобы принадлежать Церкви, может быть крещена, может знать Евангелие, но внутри себя она подвластна злу, и ее мысли, воображение и душа больны.
Такой человек может прельстить и других людей. Гадалки имеют привычку говорить:
– Я видела Христа, я видела Богородицу. Он сказал мне, или Она сказала мне, что будет война, произойдет убийство или еще какое-то зло…
И это действительно происходит… Это происходит потому, что диавол задумал зло, и поэтому он знает о нем. Понимаете ли вы это? Но это все ненормальные вещи. И если такой человек скажет тебе, что он видел Пресвятую Богородицу, или Святую Троицу, или преподобного Серафима, и что они сказали ему то и то, то в действительности здесь речь идет о медиуме. Понимаете ли вы это? Она падает на землю, теряет сознание, изо рта у нее идет пена, и она плачет. Тогда становится ясно, что этот человек – не от Христа. Гадалка может думать, что ее вдохновение исходит от Христа, от Божией Матери или от святых, но это не так.
Если кто-то подойдет к человеку, одержимому злым духом, и скажет ему: «Ты самозванец!», ударит его и скажет ему какое-нибудь плохое слово, то тот начнет все сквернословить и хулить, даже Бога. Такой человек находится в демоническом состоянии, которое со временем приведет его в сумасшедший дом. Или говоря другими словами, все эти состояния – спиритизм и тому подобное – являются болезненными состояниями.
Бог дает великие откровения тем, кто достоин Его
Я приведу несколько примеров, чтобы вы поняли, что Господь дает простым и естественным способом большие откровения тем, кто достоин Его. Он открывает события из прошлого и настоящего, а также то, что произойдет в будущем. Бог открывает глубины человеческой души, боли и радости людей, их грехи и благодатные дары, их телесные и душевные немощи, время и место их смерти. Послушайте меня!
Высоко на Синае есть много отшельнических мест. Когда-то там жил и один старец со своим послушником. Старцу было сто лет. Ему было открыто Богом, что он скоро умрет. Внизу, на склоне холма, была земля. Он сказал своему послушнику:
– Выкопай мне, ибо я скоро умру. Попозже я позову тебя.
Послушник тут же послушался его и выкопал ему гроб. А в это время старец молился. Через некоторое время он позвал послушника:
– Подойди ко мне, Пафнутий, чадо мое, возьми меня за руку и отведи к гробу. Ибо когда я умру, как ты сможешь сам опустить меня в могилу? Иди сюда, возьми меня за руку.
Медленно и осторожно, опираясь на трость и с помощью послушника, старец спустился по склону. Они дошли до гроба, и старец сказал ему:
– Держи меня за руку, держи меня за руку!
С помощью послушника он спустился в гроб, и перед этим они попрощались и по-христиански троекратно поцеловались. Старец спустился в могилу, лег, закрыл глаза и с молитвой предал Богу дух.
Вот видите? Это выглядит невероятно. Однако именно так все и было!
Многие святые люди имели честь переноситься в другие места по их собственному желанию, идти туда «в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю» (2 Кор. 12: 2) и быть увиденными другими.
Однажды настоятель Синайского монастыря отец Георгий был болен. Но он хотел поехать и принять Святое Причастие из рук Патриарха в Иерусалиме. В этот момент к нему в келию пришли послушники и спросили, может ли он прийти в церковь.
– Нет, – ответил отец Георгий. – Я не пойду в храм.
Как только они ушли, старец остался один телесно, но духовно, умом, поехал в храм Святого Воскресения Христова в Иерусалиме и там участвовал в Божественной литургии. Отец Георгий видел, как Патриарх вошел в церковь. Также все присутствующие священники, диаконы и архиереи увидели настоятеля во время Божественной литургии, а к моменту причащения отцу Георгию принесли епитрахиль. Он подошел к Святой Трапезе и принял Тайны Христовы из рук Патриарха. После причащения все священники подошли к алтарной умывальнице, чтобы омыть руки. Отец Георгий тоже подошел и встал возле Патриарха, и тот сказал настоятелю монастыря:
– Я жду тебя на обед в трапезной.
Отец Георгий ничего ему не ответил, а только поклонился.
Тем временем на Синае, по окончании Божественной литургии, диакон, иеромонах вместе с другим монахом, который держал в руках свечу и кадило, вошли в его келию и причастили отца Георгия.
В Иерусалиме, когда подошло время обеденной трапезы, Патриарх ждал приезда отца Георгия. Время шло, а он так и не приехал. Патриарх и его гости больше не могли его ждать и начали трапезничать. Святейший очень огорчился и послал трех монахов из Иерусалима на Синай, чтобы узнать, почему настоятель ослушался его и не пришел на обеденную трапезу, ведь он был известен своим послушанием. Приехали посланцы Патриарха, вошли в монастырь и сказали:
– Ваш старец Георгий сегодня приезжал в Иерусалим и причастился в храме Воскресения Христова. Мы все видели его там, и Патриарх пригласил его на обед. Но он не пришел. Это сильно огорчило Патриарха, который не посмотрел на это благосклонно и поручил нам обличить его за это непослушание.
Монастырская братия была изумлена.
– О чем вы говорите! – ответили они. – Наш старец уже пятьдесят лет не покидает святую обитель! Вы ошибаетесь!
– Нет! – возразили иерусалимские монахи. – Мы все его видели в храме.
– Чтобы доказать, что мы говорим вам правду, пойдемте, мы отведем вас к старцу.
И они отвели иерусалимских посланцев в келию отца Георгия, и те, как только увидели настоятеля монастыря, передали ему негодование Патриарха. Старец ничего не ответил, но через некоторое время сказал посланцам:
– Передайте его Блаженству, что я прошу его простить меня и сообщить ему еще одну радостную весть: Господь открыл мне, что через шесть месяцев мы встретимся, поэтому пусть он готовится.
Вот видите, как настоятель Синайского монастырь поехал в Иерусалим, сам не зная, «в теле ли, вне тела». Во всяком случае другие тоже видели, что он там был.
И еще. Многие наши святые понимали друг друга издалека и молились вместе, даже находясь далеко друг от друга. Все возможно благодаря Божией благодати. С помощью Божией благодати не существует расстояния. Да простит меня Господь за эти слова, но однажды с одним иеромонахом из монастыря святого Харалампия на острове Эвбея, отцом Павлом, мы понимали друг друга издалека.
Расскажу вам один конкретный случай.
Когда я приехал туда после пребывания на Афоне, у меня возникла серьезная проблема. Из-за состояния моего здоровья (как я уже говорил, я вернулся с Афона очень больным) мне необходимо было есть в день по несколько яиц и пить немного молока. Тогда мне нельзя было есть фасоль, чечевицу и другие подобные продукты. В монастыре ели в основном фасоль, бобы, нут. Мое здоровье не позволяло мне оставаться с другими монахами и искушать их особой пищей. Так я это чувствовал.
Но мне было стыдно об этом сказать, и я подумывал об уходе из монастыря.
Однажды я сидел под большим деревом, которое называлось алоэ. Меня одолевали мысли об уходе из монастыря, когда передо мной появился отец Павел с большой книгой в руках. Это было Священное Писание – Ветхий и Новый Завет. Он ходил в лесу среди деревьев и читал Священное Писание. Вдруг он встал, подошел ко мне и сказал:
– Как поживаете, геронда Порфирий? Знаете ли Вы, о чем я думаю? Я знаю о Вашей проблеме. Я знаю, что Вы больны и сильно страдаете от боли в желудке, Вы не можете принимать пищу, которую мы едим в монастыре. Поэтому я решил давать Вам молоко и яйца. Вы имеете на это право, потому что больны и можете соблюдать специальную диету.
Я спросил его:
– Когда Вы это решили?
– Вот, – сказал он, – сейчас, когда я шел к Вам…
Вот видите, все делает Божия благодать.
Раньше, да и сейчас я часто «летаю» над Афоном и молюсь вместе с афонскими монахами. Я глубоко чувствую благодать подвижников и запах ладана, который возносится к небу. Над Афоном разносятся целые облака благоухающего ладана! По этим местам ходили святые, которые жили с большой преданностью и молитвой Богу. Здесь даже скалы и камни пропитаны Божией благодатью, которую святые подвижники привлекали своей жизнью. Эти люди были Божиими ангелами, посланными сюда, на землю. Они жили ангельской жизнью, в глубочайшей любви и преданности Богу.
Когда я здесь, в монастыре, ночью просыпаюсь, то вижу Святую Гору Афон, наполненную благодатью от утренних молитв монахов. Как только раздается стук в клепало, они спешат услышать «встав от сна…» и начинают со стремлением, любовью и радостью молиться.
Что я могу вам сказать! Рай открывается. Это я чувствую по Божией милости и это говорю. Позвольте мне говорить с вами! Я хочу говорить с вами. Я это делаю из любви к вам.
Сейчас я открою вам еще одну тайну. По ночам я разговариваю по телефону с одним афонским подвижником. Он усердно изучает святых отцов и многое мне объясняет. Мы говорим о духовных вопросах. Безумие! Что я могу вам сказать… Это случилось сегодня утром. Точнее, в три часа ночи. Пока мы разговаривали, начал звонить церковный колокол. В течение получаса мы говорили о многих хороших вещах. Я искренне говорю вам, что почувствовал большую радость, гораздо большую радость, которую я сейчас могу вам выразить. Слава Тебе, Господи! Пока мы вели с ним эту духовную беседу, подвижник сказал мне:
– Колокол звонит, чтобы идти на службу, я поспешу, чтобы прийти вовремя.
Я сказал ему:
– Геронда, не оставляй меня!
– Хорошо-хорошо, – ответил он с огромной радостью. – Давай вместе пойдем в церковь и будем созерцать величие Бога, Божественную литургию, Христову благодать. Пойдем, у нашего Господа Иисуса Христа не существует расстояния, никакого расстояния!
Я пошел вместе с ним в церковь и все это время молился вместе с ним. Видел все святые иконы, большие и маленькие свечи, зажженные лампады, видел, как священники совершают Божественную литургию, все это я видел в состоянии духовного восторга. Церковь была полна подвижниками. Все были очень радостны и пели: «Придите, верные, посмотрите, где родился Христос… Дева днесь… Христос рождается – славьте!» После слов священника «со страхом Божиим, верою и любовью приступите» подвижник пошел причащаться. Благодаря милости нашего Господа, я, взволнованный, стоял рядом с ним. Я видел, как молятся все монахи.
Простите меня за то, что я это говорю вам! Я чувствовал огромную радость. Все, что видели они, видел и я. Эта Божественная литургия была богатым духовным пиром со святыми подвижниками, с этими радостными людьми, которые чувствовали и переживали Рождество Христово. Они проживали все это так глубоко! Как бы я хотел, чтобы и вы тоже были там, чтобы услышать слова, которые они произносили!
Моя радость становится очень большой, когда кто-то другой уверяет меня, что то, что я вижу, действительно так, ибо я понимаю, что это знание приходит ни от кого иного, а от Бога. Позвольте мне объяснить вам, что я имею в виду. Я часто прошу вас прочитать мне какой-то отрывок, например, отрывок из трудов какого-то святого, а затем говорю вам:
– Обратите внимание на десятую страницу, второй абзац в середине страницы, и там вы найдете то, что я вам сказал.
Вы открываете книгу и, действительно, на девятой странице находите это место и читаете его мне. Все написано точно так же, как я рассказал вам. Вы удивляетесь, почему вдруг я становлюсь очень счастливым, а я говорю вам:
– Ну, я этого не знал. Я это впервые слышу.
А чуть раньше слово в слово рассказывал вам это место из книги.
Но я правду говорю вам. Я не обманываю. Я действительно этого не знал, потому что раньше никогда не читал его. В тот момент рассказал вам отрывок, о котором идет речь, в тот же момент Божия благодать, Святой Дух открыл мне его внутри меня. Но я впервые услышал его, когда вы прочитали его, потому что я никогда не читал его раньше, и это произвело на меня большое впечатление. Поэтому я рад, когда вы подтверждаете то, что Божия благодать открывает мне.
Приведу вам еще один пример.
Однажды в семь часов вечера настоятель Великой Лавры на Афоне выступал с беседой в Афинском археологическом обществе. Я молитвенно пошел туда и увидел его. Я следил за его выступлением почти полчаса. Зал был переполнен людьми, слушавшими его со вниманием и волнением. И что же я увидел! Я увидел настоятеля монастыря, который был настолько потным, что пот выступил на его рясе. Река пота лилась с этого человека, когда он говорил! В действительности, когда я позвонил вам по телефону, чтобы спросить, как прошла его беседа, вы мне сказали:
– Он говорил очень хорошо, все присутствующие были взволнованы. Но что мы можем вам сказать? Пот лился с него рекой.
Что это за тайна! Это Тот, Кто везде находится и все наполняет…
В другой раз с четырьмя или пятью людьми мы отправились в путешествие по северной части Эвбеи. Автомобиль проезжал через очень красивую местность. Слева – растения, деревья, цветы, а справа – бескрайнее море. Все было красивым, чистым, залитым светом. Все молчали. Вдруг я спросил своих спутников:
– Что вы видите за окном машины? Все, что вы видите, я, как слепой человек, сейчас вижу вашими глазами.
Я начал петь песню:
«Ваши глаза – мои глаза,
Твои брови – мои брови,
Ключи – это твои руки,
Открывающие мое сердце».
Это светская песня, но мы должны ее понимать в переносном смысле. Понимаете ли вы это? Есть и другие глаза – душевные глаза. Телесными глазами можно видеть ограниченно, но душевными глазами можно видеть дальше луны. Вы видите телесными глазами. Я вижу те же вещи через благодать и вижу их еще прекраснее и яснее, чем телесными глазами. Телесными глазами вы видите внешние вещи. Душевными глазами вы видите глубже. Вы видите внешнее, а я вижу внутреннее. Я вижу и читаю душу другого человека.
Преподобный Порфирий Кавсокаливит
Перевел с болгарского Виталий Чеботар
________________
[1] Алекса́ндрос Пападиама́ндис (1851–1911) – известный греческий писатель, прозаик. – Примечание болгарского переводчика.