В Зачатьевском монастыре Москвы прошла встреча игумений, посвященная исторической преемственности в женских монастырях

16 мая 2025 года в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре завершилось многодневное празднование 30-летия возрождения древней святыни столицы – первой девичьей обители Москвы, основанной более шести с половиной веков назад святителем Алексием, митрополитом Московским и двумя его сестрами, преподобными игуменией Иулианией и монахиней Евпраксией.

Престольное торжество в день памяти преподобных матушек, Божественная литургия, возглавленная митрополитом Каширским Феогностом, председателем Синодального отдела по монастырям и монашеству, собрали многочисленное московское духовенство и большое число прихожан и почитателей монастыря. Особенно заметным было присутствие на празднике многих игумений, как затем выяснилось, прибывших не только из ближних епархий, но и из самых отдаленных краев, таких как Дальний Восток и Ташкент. Это было зримым подтверждением того, что Зачатьевская обитель с ее особым духовным устроением, направленностью на изучение, поддержание и развитие женской монашеской традиции ныне является признанным центром русского женского монашества.

По окончании праздничной трапезы, где матушки настоятельницы обращались с теплыми словами благодарности к игумении Иулиании (Каледе) и сестрам и делились рассказами о помощи и поддержке, которую всегда готовы оказать им в Зачатьевском монастыре, общение продолжилось. Матушка Иулиания пригласила всех гостей, разделивших с ней радость этого дня, на встречу-беседу, тему которой она обозначила как «Исторический опыт преемственности в женских монастырях Русской Православной Церкви». Во встрече приняла участие настоятельница Ксениевского женского монастыря Борисовской епархии игумения Евпраксия (Зубова).

В своем вступительном слове игумения Иулиания напомнила об очень важном обстоятельстве, связанном с устроением Зачатьевской обители, (которая первоначально называлась Алексеевской и была посвящена святому Алексию, человеку Божию, небесному покровителю митрополита Алексия). На тот момент обитель действительно была единственной в своем роде – и потому что стала первой чисто девичьей, тогда как господствовала еще традиция смешанных монастырей, с мужской и женской половинами; и потому что основывалась впервые как общежительная – по уставу Троицкого монастыря преподобного Сергия Радонежского. Решив основать девичью обитель, святитель Алексий, вероятно, исполнил желание своих сестер, но и сам он был с отроческих лет воспитан в особом монашеском духе митрополитом Киевским Феогностом, греком по рождению, воспринявшим Московскую Русь как свое второе отечество и в то же время сумевшим передать воспитаннику главные ценности восточной православной монашеской традиции.

Сам митрополит Алексий дважды побывал в Константинополе и имел общение со святителями Каллистом I – учеником преподобного Григория Синаита (возродителя практики Иисусовой молитвы в монашестве Святого Афона) и Филофеем Коккиным – апологетом исихазма и последователем святителя Григория Паламы. Патриарх Филофей, как известно, узнав от митрополита Алексия о монашеских подвигах Сергия Радонежского, пожелал передать тому устав общежительного монастыря, что явилось во многом поворотным пунктом в истории русского монашества. Матушки Иулиания и Евпраксия, таким образом, в устроении своего монастыря наследовали эту высокую традицию и деятельно воплощали ее в жизнь, после чего началось ее распространение и по другим обителям.

В эпоху петровских реформ общежительный устав был повсеместно утрачен, и стал постепенно возвращаться только в XIX столетии благодаря трудам святителя Филарета (Дроздова). Шесть игумений Зачатьевского монастыря были его духовными чадами – подчеркнула игумения Иулиания, обратив внимание на то, что было бы неправомерно говорить об утрате практики умной молитвы, жизни по заповедям и послушанию. Архивные поиски, которыми сейчас занимаются зачатьевские сестры, подтверждают, что в истории обители были игумении, занимавшиеся внутренним деланием, обладавшие даром рассуждения, были удивительные схимницы. Ниточка традиции не прервалась даже в советский период, и ныне, как сказала матушка Иулиания, у женского монашества есть ориентир. Новым поколениям инокинь нужно постоянно напоминать себе цель своего прихода в монашество, знать своих предшественниц и знать, чему у них можно поучиться.

Затем матушка предоставила слово игумении Олимпиаде (Барановой), настоятельнице Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря и попросила матушку поделиться воспоминаниями об игумении Магдалине (Жегаловой), настоятельнице Сергиева во имя Святой Троицы монастыря в Риге (1921–1996 гг.), за время правления которой обитель достигла своего наивысшего духовного расцвета. Игумения Олимпиада начинала там свой иноческий путь. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в свое время назвал матушку Магдалину «всероссийской игуменией», воспитавшей двадцать настоятельниц для вновь открывшихся российских монастырей. Матушка Олимпиада рассказала собравшимся о подвижнической жизни самой игумении Магдалины и сестер обители, подвизавшихся в ней в советский период. По словам настоятельницы Покровского монастыря, игумения Магдалина вела высокую духовную жизнь и старалась воспитывать сестер в духе послушания, кротости и нестяжания. Игумения Магдалина сама любила молитву и эту любовь стремилась передать сестрам. После вечернего правила матушка всегда старалась сказать сестрам слово назидания, учила молодых насельниц как внешнему поведению, так и внутренней монашеской жизни. Игумения Олимпиада рассказала и о том, как настоятельницу Сергиева монастыря любили и уважали жители Риги. В праздничные дни монастырь всегда утопал в цветах, которые горожане приносили матушке Магдалине. В завершение игумения Олимпиада поделились с участницами встречи своими размышлениями о том духовном опыте, который был усвоен ею и воспринят как особенно значимый в деле воспитания сестер Покровского монастыря.

Затем матушка Иулиания попросила настоятельницу Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря игумению Викторину (Перминову) рассказать об игумении Ювеналии (Ловенецкой; 1842–1921). Эту подвижницу при ее жизни знали и почитали многие, так как ее имя было связано с историей двух знаменитых обителей: до того как стать настоятельницей в Богородице-Рождественской, она управляла монастырем в честь равноапостольной Нины в Бодби. В Грузию матушка Ювеналия попала уже в зрелом возрасте, пройдя серьезную духовную школу в московском Страстном монастыре под руководством таких столпов женского общежительного монашества, как игумении Антония (Троилина) и Евгения (Озерова) – духовные чада святителя Филарета Московского. Она практически с нуля восстановила запустевшую обитель равноапостольной Нины, сделала ее одним из самых благоустроенных первоклассных монастырей, привлекла более двухсот насельниц. Воспитанная в высокодуховной атмосфере, игумения Ювеналия уделяла особое внимание внутреннему деланию сестер, учила монашескому послушанию и смирению, примером которого была сама. Лучшим подтверждением ее дара духовного руководства является подвижническая жизнь ее духовной дочери – преподобноисповедницы схиигумении Фамари (Марджановой), основательницы Серафимо-Знаменского скита под Москвой.

Настоятельницей в Богородице-Рождественском монастыре игумения Ювеналия стала в преддверии первой русской революции, а затем ей с сестрами пришлось сполна испытать ужасы и скорби, которые принес переворот 1917 года. Однако матушка успела благоукрасить обитель и собрать под ее кровом более семисот сестер, многих из которых она воспитала кроткими, смиренными, но непоколебимо стойкими защитницами дела Христа перед лицом безбожной власти. Некоторые из них сподобились мученического венца.

Перед тем как объявить следующую выступающую, матушка Иулиания, взяв ненадолго слово, заметила, что когда празднуется память русских святых, поминют очень много преподобных отцов и гораздо меньше – преподобных жен. На самом деле, сказала матушка, их тоже было много, просто далеко не всех мы знаем; женский подвиг чаще совершается в тишине. Но множество достойных лика преподобных подвизались в монастырях Руси, устраивали эти монастыри, и для нас очень важно изучать их жизнь, их подвиг и передавать последующим поколениям.

В Амвросиевской Шамординской пустыни при старце Амвросии подвизалась схимонахиня София, которая совсем недолго настоятельствовала, даже не была игуменией, но заслужила почитание современников своим высоким духовным устроением. Сейчас подготовлены документы к ее канонизации, умножаются случаи благодатной помощи по молитвам к ней. Подробнее рассказала слушательницам о матушке Софии игумения Сергия (Щербакова), настоятельница Казанской Амвросиевой ставропигиальной обители в Шамордине, тоже отмечающей в мае юбилей – 35 лет возрождения.

Матушка Сергия поведала с интересными деталями первоначальную историю создания общины в Шамордине, начиная с необыкновенно благочестивой молитвенной атмосферы, которая царила в семье будущей схимонахини Софии благодаря, в первую очередь, ее матери, Александре Николаевне Бибиковой. Кротость и сострадательность, воспринятые от матери, очень помогли монахине Софии в выполнении наставлений старца Амвросия, когда он из нескольких кандидаток выбрал ее для устроения своего детища – Шамординского монастыря. Старец писал: «Нужно…не забывать, что в монастырь приходят не только неопытные, но и немощные, с прежними привычками, для исправления которых и приходят в монастырь. Всё это нужно начальнице рассматривать и знать…соображаясь действовать по потребностям». Послушание, скромность, которых желал своим духовным дочерям старец, воспитывались, прежде всего, примером самой настоятельницы. На территории обители для нее была построена хибарка, где она поселилась, чтобы можно было уединяться для молитвы. Начальницей обители схимонахиня София была всего три с половиной года. Это создает определенные трудности для положительного решения о канонизации, однако не влияет на количество чудес, известия о которых тщательно собирают сестры, сегодня подвизающиеся в Шамордине. О некоторых случаях, показывающих, какое доверие к матушке Софии испытывают люди, просящие ее ходатайства перед Господом, игумения Сергия рассказала, добавив свительство самого преподобного Амвросия, который по кончине схиигумении Софии говорил: «Мать свята». Святость, заслуженная смирением и любовью к людям, дорога в очах Господа не меньше, чем иные яркие подвиги.

Предоставляя слово для выступления настоятельнице Иоанно-Предтеченской ставропигиальной женской обители игумении Елисавете (Никишкиной), игумения Иулиания отметила, что привычным для современного человека является стереотип: монастыри основывались в уединенных местах для того, чтобы иноки могли удалиться в «пустыню» от суетного мира. Однако чтобы почувствовать себя уединенно, не всегда необходимо покидать город. Так, из рассказа матушки Елисаветы участницы встречи узнали, что возрожденный после разорения наполеоновскими войсками Иоанно-Предтеченский монастырь святитель Филарет Московский помог устроить таким образом, что сестры обрели возможность даже при большом количестве прихожан до минимума сократить общение, не рассеиваться, не отвлекаться от молитвенного делания и монастырских послушаний. Любивший монашество и монастыри владыка, оценив необычное архитектурное решение благоустройства монастырской территории, благословил воплотить в жизнь проект известного московского зодчего М.Д. Быковского (1801–1885). В монастыре, благодаря, как теперь сказали бы, зонированию территории, сестры, находящиеся на разных послушаниях, имели отдельные выходы из своих мастерских, и, направляясь в храм по ведущим к нему галереям, могли не пересекаться друг с другом и прихожанами.

Особая роль в возрождении обители принадлежала преподобному Пимену Угрешскому, который помог найти средства для строительства.

По мнению игумении Елисаветы, жить в городе и спасаться подобно тому, как спасались древние отшельники, оказалось возможным. Первая настоятельница обители, игумения Рафаила (Ровинская) до своего назначения подвизалась в Борисоглебском Аносином монастыре, где был весьма строгий устав. К началу ХХ века в Иоанно-Предтеченской обители было 45 монахинь и 33 рясофорные послушницы. С приходом советской власти сестры были разогнаны, многие арестованы и репрессированы. Изучение подвига предшественниц, сохранение молитвенной памяти о них и духовной традиции монастыря матушка-настоятельница считает сегодня обязанностью насельниц.

В завершение встречи игумения Иулиания поблагодарила всех матушек, поделившихся воспоминаниями и рассказами об истории своих обителей, пожелала всегда иметь примером для себя подвиг верности Господу и монашескому призванию, который явили преподобные Иулиания и Евпраксия Московские и многие поколения известных миру и тайных преподобных подвижниц, и просить у них помощи в несении игуменского креста.

 

Источник: «Монастырский вестник»