12 марта 2025 года исполнилось 50 лет со дня блаженной кончины наместника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрита Алипия (Воронова; †1975), постриженника Троице-Сергиевой лавры, известного пастыря, иконописца и реставратора. Иван Михайлович Воронов – под таким именем был известен тонкий художник, коллекционер русского и западноевропейского искусства, передавший в дар Русскому музею, Псковскому музею-заповеднику, Печорскому краеведческому музею свою коллекцию.
Верующая же Россия хорошо знала архимандрита Алипия: замечательного иконописца, ценителя и знатока древнерусского искусства, церковного пения, блестящего проповедника и защитника Псково-Печерского монастыря от посягательств власти, автора статей по истории обители, опубликованных в «Журнале Московской Патриархии».
Это был один человек, но совместить эти две биографии в одну не давало советское атеистическое время. Поразительно, как в отце Алипии соединились высочайшая светская и высочайшая духовная культура.
«Алипий – звезда Божественной любви»
«Кроме общепризнанных Церковью православною святых, сияющих в венцах святости, – отмечал духовный писатель Евгений Поселянин (1870–1931), – русский народ имеет много заступников, которых призывает он на помощь свою и которые еще не причислены к лику святых».
Эти слова в полной мере можно отнести и к наместнику Псково-Печерского монастыря архимандриту Алипию, который был достойным последователем самого знаменитого управителя обители – преподобномученика Корнилия Псково-Печерского (1501–1570).
Как и этот святой, отец Алипий был также строителем, иконописцем, энергичной, деятельной, разносторонней личностью.
Архимандрит Алипий сумел восстановить практически из руин стены, ограждающие монастырь, произвел многие другие восстановительные и реставрационные работы, поддержал иконописную традицию обители.
Благодаря авторитету отца наместника среди представителей творческой интеллигенции как в России, так и в странах Европы и в США, в 1973 году властями Западной Германии были возвращены Псково-Печерскому монастырю сокровища ризницы, вывезенные фашистами в 1944 году.
Отец Алипий, что было немаловажно для наместника монастыря в годы богоборчества, отличался особой решимостью и силой духа. Во многих воспоминаниях отмечается, что архимандрит Алипий обладал даром убеждать в своей точке зрения как словами, так и действиями. Он неустанно использовал свой дар убеждения для проповеди православия. При этом отцу Алипию было свойственно занимать наступательную позицию. Яркой оценкой характера архимандрита служат его же собственные слова: «Побеждает тот, кто переходит в наступление. Обороняться мало, надо переходить в наступление!»
За труды по благоустройству обители в тяжелые для Русской Православной Церкви годы, за мужество и стойкость архимандрит Алипий получил прозвание Великий Наместник…
***
Будущий знаменитый пастырь нашей Церкви Иван Воронов родился 15/28 июля 1914 года, в день святого равноапостольного князя Владимира, в деревне Тарчиха Московской губернии Бронницкого уезда Лобановской волости, в бедной крестьянской семье.
С юных лет Иван имел глубокую веру.
В 1926 году он окончил начальную сельскую школу и переехал в Москву, куда перебрались на заработки его отец и старший брат. В 1930 году завершил обучение в 9-летней средней школе и получил аттестат о полном среднем образовании. В годы учебы он часто возвращался в деревню, помогая своей больной матери.
В 1932–1936 годах Иван Воронов обучался в вечерней изостудии при МОССХ, в бывшей мастерской знаменитого русского живописца, мастера масштабных исторических полотен, академика и действительного члена Императорской Академии художеств Василия Сурикова (1848–1916).
Параллельно работал проходчиком на строительстве первой очереди московского метрополитена, потом кассиром, контролером и помощником дежурного по станции. Затем обучался на отделении живописи и рисунка в изостудии ВЦСПС. В 1936–1938 годах проходил срочную военную службу, а после демобилизации работал диспетчером транспортного цеха на военном заводе № 58 имени К. Ворошилова.
***
21 февраля 1942 года Иван Воронов был призван по мобилизации на действительную военную службу Ростокинским военкоматом Москвы.
Провожая сына на фронт, его мама, раба Божия Александра благословила сына иконой Божией Матери «Утоли моя печали».
Иван Воронов взял в руки не только винтовку, но и этюдник с карандашами. Редкие минуты передышки между боями и марш-бросками посвящались творчеству, и на пейзажах Воронова представали разрушенные фашистами города и деревни.
В 1943 году работы Воронова экспонировались в Можайском краеведческом музее: картины «Передача Можайского знамени подшефной части», «Шаликово после оккупантов», фотохудожественный альбом «Подарок шефам».
Иван Михайлович Воронов прошел путь от Москвы до Берлина в составе Четвертой танковой армии. В звании рядового, в должности стрелка (автоматчика) стрелковой роты 16-й гвардейской механизированной бригады, награжден медалью «За боевые заслуги» за художественное оформление альбома по истории Четвертой танковой армии (приказ № 279/н от 15.10.1944 г.).
С августа 1944 года гвардии рядовой Иван Воронов – в политическом отделе Четвертой гвардейской танковой армии в должности художника.
За отличную работу и личное мужество, дисциплинированность и новизну творчества, трудолюбивость и добросовестность в сложной боевой обстановке и быстрых танковых маршах награжден орденом Красной звезды (приказ № 277 от 07.07.1945 г.).
Бог хранил Воронова. Несмотря на участие во многих боях на Центральном, Западном, Брянском, 1-м Украинском фронтах он не получил ни одного ранения или контузии.
Проходя по освобожденным землям, Иван Михайлович помогал в реставрации разрушенных храмов, которые в большом количестве открывались в годы войны, принимал деятельное участие в приходской жизни, реставрировал местным жителям сохранившиеся иконы.
Демобилизовавшись, он работал в Выставочном фонде СССР как художник по разовым трудовым договорам с госучреждениями столицы. В 1947 году вступил в Московское товарищество художников.
***
27 февраля 1950 года Иван Воронов поступает послушником в Свято-Троицкую Сергиеву лавру.
28 августа того же года был пострижен в монашество наместником Лавры архимандритом Иоанном (Разумовым; впоследствии – митрополит Псковский и Порховский) с наречением имени Алипий, в честь преподобного Алипия, иконописца Печерского.
25 сентября 1950 года Святейшим Патриархом Алексием I рукоположен во иеродиакона, а 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, – во иеромонаха с назначением ризничим Троице-Сергиевой лавры.
В 1952 году отец Алипий был награжден наперсным крестом, а к празднику Пасхи 1953 года возведен в сан игумена.
В течение нескольких лет отец Алипий нес послушания по реставрации живописи Всехсвятского и Трапезного храмов, Троицкого и Успенского соборов Лавры и Покровского храма МДА, руководил работой иконописцев, принимал участие в реставрации храмов Москвы и Подмосковья.
В апреле 1957 года он возглавлял группу по перенесению мощей митрополита Макария Московского с Котельнического кладбища в Лавру.
***
Указом Святейшего Патриарха Алексия от 28 июля 1959 года игумен Алипий был назначен наместником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря – единственной мужской обители на территории тогдашней России, которая не закрывалась.
В 1961 году игумен Алипий был возведен в сан архимандрита.
В 1963 году награжден Патриаршей грамотой за усердные труды по восстановлению Псково-Печерской обители.
В 1965 году к престольному дню монастыря – празднику Успения Божией Матери – был награжден вторым крестом с украшениями, в дальнейшем был удостоен орденов святого князя Владимира III и II степени, а также награжден Блаженнейшим Патриархом Антиохийским и всего Востока Феодосием VI орденом Христа Спасителя и крестом II степени.
***
Из книги митрополита Симферопольского и Крымского Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые»: «…Главным подвигом отца Алипия было устроение старчества в Псково-Печерском монастыре.
Старчество – удивительное явление еще и потому, что не пребывает на одном месте, скажем, в каком-то конкретном монастыре. Оно странствует по земле, неожиданно расцветая то в заволжских скитах Северной Фиваиды, то в Белобережской пустыни в брянских лесах, то в Сарове, то в Оптиной.
А в середине XX века оно нашло для себя приют в Псково-Печерской обители. И отец Алипий чутко уловил этот загадочный путь. Как самое драгоценное сокровище он берег и умножал старчество в своем монастыре.
Наместник сумел добиться разрешения на переезд в Печоры из Финляндии великих валаамских старцев. Принял после тюрем и ссылок опального иеромонаха Иоанна (Крестьянкина) – его тогда тайно привез в монастырь епископ Питирим (Нечаев). Приютил отца Адриана, вынужденного покинуть Троице-Сергиеву лавру. При отце Алипии возросло целое поколение старцев-духовников. …В то время создать и сохранить такое было настоящим подвигом…»
***
«Сразу с первого дня, как только мы познакомились, я увидел его удивительные глаза, полные доброты: доброты не слащавой, а доброты человека, прошедшего войну, познавшего что такое ужасы войны, – вспоминал один из авторов замечательной книги «Архимандрит Алипий. Человек. Художник. Воин. Игумен» Савва Васильевич Ямщиков (1938–2009), председатель Ассоциации реставраторов России. – Потом он нам много рассказывал о своей военной жизни.
А однажды я спросил его, почему он, такой красивый, молодой, очень способный художник сразу после войны ушел в монастырь. Но он мне сказал: “Савва, там было так страшно! Я видел столько смертей, столько крови, что я дал слово – если выживу, я буду оставшуюся часть жизни служить Богу и уйду в монастырь”.
Когда окончилась война, он устроил в Москве, в Колонном зале Дома союзов выставку своих военных работ. Она пользовалась популярностью. Устроил выставку, и сразу же ушел насельником в Троице-Сергиеву лавру.
Надо отметить особую деталь: отец Алипий не кончал ни духовной семинарии, ни Академии, он пошел туда с послушанием по своей основной профессии – художника, и стал реставратором.
Его очень тепло принял священноархимандрит Троице-Сергиевой лавры – Святейший Патриарх Алексий и поручил ему вести реставрационные работы в Лавре».
По словам Саввы Ямщикова, он «видел, что архимандрит Алипий многим людям заново открыл глаза на мир».
***
«Архимандрит Алипий, – вспоминал архимандрит Сергий (Булатников), – необыкновенный человек, он юродствовал немного, мог при случае пошутить, ввернуть крепкое словцо.
Стои́т, к примеру, он у себя на балконе (дом этот сохранился), видит – старушка идет. “Что пришла?” – говорит. – “Батюшка, корова у меня пропала… Как жить?”
Батюшка в карман полезет, кинет ей: “На тебе на корову”. Уж не помню, сколько тогда корова стоила, но дорого.
Приходят к нему: “Батюшка, крыша потекла!”. – “Вот вам на крышу”.
Он всем деньги раздавал, помогал всем. Иконы дивные писал…»
***
Из книги митрополита Симферопольского и Крымского Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые»: «В начале 1975 года у отца Алипия был третий инфаркт, – рассказывал на проповеди в годовщину памяти Великого Наместника архимандрит Нафанаил. – Память смертную он имел заранее.
Заранее был изготовлен ему гроб, по его благословению, и стоял у него в коридоре. И когда его спрашивали: “Где твоя келья?” – он показывал на гроб и говорил: “Вот моя келья”.
В последние дни его жизни при нем находился иеромонах отец Феодорит, он ежедневно причащал отца Алипия и как фельдшер оказывал ему медицинскую помощь.
12 марта 1975 года в два часа ночи отец Алипий сказал: “Матерь Божия пришла. Какая Она красивая, давайте краски, рисовать будем”.
Краски подали, но руки его уже не могли действовать, сколько тяжелых снарядов он этими руками перетаскал к линии фронта в Великую Отечественную войну.
В четыре часа утра архимандрит Алипий тихо и мирно скончался».
Он послужил Господу в монашеском чине (со дня поступления послушником в Троице-Сергиеву лавру) ровно 25 лет.
***
Игумен Агафангел в надгробном слове отметил: «Широкий кругозор и высота взглядов отца Алипия давали ему возможность устанавливать контакты с различными слоями русского народа: простецами, интеллигентами, крестьянами и известными деятелями культуры.
Это давало возможность сочетать ему свою православную убежденность с взглядами на искусство многих мирских и светских людей, любивших, как и он, красоту земную, но не всегда находивших в ней гармонию вечности и гармонию Творца. И это общение с отцом Алипием открывало им окно правды Божией, за что они ему бесконечно признательны».
В мае 1975 года в Государственном Русском музее открылась мемориальная выставка «Русская живопись и графика XVIII–XX вв. из собрания И.М. Воронова», посвященная памяти архимандрита Алипия.
***
«Алипий – звезда Божественной любви» – так назвал свои воспоминания о нем его келейник Владимир Городник. Так о Великом Наместнике говорят самые разные люди. И молятся о «несвятом святом». Память об отце Алипии, о его добрых делах, живет не только на Псковщине, но и по всей России.
Николай Головкин
Источник: «Монастырский вестник»