Статья из «Утренней Зари», №3, 1927. Газета издавалась в г. Сортавала (Сердоболе) братством преподобных Сергия и Германа Валаамских с 1926 по 1939 год.
Прощёное воскресенье
«В 6 часов вечера в воскресенье, или т. н. Прощёный день, мощные звуки тысячепудового колокола, носящего название «Андрей Первозванный», возвещают братии Валаамского монастыря, что настал Великий Пост – время особенных духовных подвигов, усиленной молитвы и покаяния. Все спешат в храм…

Идёт вечерня, за которою исполняемый соединёнными хорами старинным напевом Великий прокимен «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю» уже сильнейшим образом призывает молящихся к сердечному сокрушению и располагает к умиленной молитве.
В 9 часов братия снова собирается на малое повечерие, во время которого исполняются пасхальные песнопения включительно до тропаря «Христос Воскресе».
Этот обычай пасхального пения в самом начале Великого поста ведёт своё начало от седой старины: в III-IV вв. монахи на Востоке жили преимущественно отшельнически, изредка только собираясь вместе для общей молитвы. Было в обычае собираться вместе также и в самом начале Великого Поста, чтобы после общей молитвы испросить друг у друга прощение и затем опять разойтись по своим пустыням надолго.
Но до следующего свидания – в радостный день Воскресения Христова – многие из них не доживали, и потому установился обычай молитвенно вспоминать этот праздников праздник в Великом посту, который является подготовлением к нему.
После пения пасхальных ирмосов и чтения молитвы на сон грядущий, отец игумен произносит отпуст «Владыко многомилостиве…», во время которого молящиеся простираются ниц. Затем отец игумен обращается к братии со словами: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите мне грешному, еже согреших во вся дни живота моего словом, делом, помышлением, осуждением и всеми моими чувствы… Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас», – и заключает их земным поклоном, на который братия отвечает тем же.

После этого к отцу игумену подходят наместник, казначей, ризничий и т. д. по чиноположению, вплоть до последнего мирянина-работника, со словами: «Прости меня Бога ради, отче святый…» Игумен отвечает: «Бог простит… прости и меня грешного».
В это время на клиросах тихо, но величественно поют стихиры: «Седе Адам прямо рая… и свою наготу; рыдая и плакаше: увы мне, раю мой раю, прекрасный мой раю…» и «Помышляю день страшный…»
Трудно передать словами потрясающую картину монашеского прощения на Валааме. В полутёмном громадном храме масса фигур, облачённых в чёрное одеяние, толпится у солеи, – в центре игумен со своими ближайшими сотрудниками… Под сводами храма гулко раздаётся глухой рокот человеческих голосов, в котором в разных тонах слышится одна и та же фраза: «Прости ради Бога… Бог простит…»
Но, вот обряд кончился, и в 11 часов вечера иноки тихо и безмолвно расходятся по своим келлиям, чтобы дать немощному телу краткое отдохновение пред предстоящими утомляющими тело, но бодрящими дух, уставными богослужениями Великой четыредесятницы.

Понедельник
Следующий день – чистый понедельник – начинается полунощницей въ 5 часов утра. В конце службы отец игумен, поздравив братию с наступлением Великого поста и пожелав всем душевного спасения, кладёт начало чтению псалтири. После него братия по очереди читает псалтирь, день и ночь в течение всего поста, по одному часу каждый.
В половине второго дня братии раздаётся по ломтю хлеба и квас, – это еда на весь день.
В 5 часов вечера служатся так называемые мефимоны или канон Андрея Критского. Читает отец игумен, каждый ирмос поётся дважды. Затем служится повечерие с пением по уставу, а также трёхканонник с акафистом.
Вторник
Во вторник полунощница начинается в 3 часа утра. В 10 часов утра – часы.
Только в час дня братия получает пищу; к этому времени в монастырской трапезной уже приготовлены деревянные чашки с сырой капустой, без елея.
В 5 часов вечера снова призыв в храм на молитву: то же вечернее богослужение, что и накануне.
Среда
В среду снова полунощница в 3 часа утра с утреней.
В 8 часы с вечерней и сряду же литургия Преждеосвященных Даров. Умилительное пение «Да исправится молитва моя…», «Ныне Силы небесныя…», «Вкусите и видите…», – всё это наполняет душу молящихся невыразимым восторгом.
По окончании литургии братия идёт в трапезную, где за эти три дня в первый раз приготовлена горячая пища, но без елея.
В 5 часов вечера снова служба с каноном Андрея Критского, как и в предыдущие дни.
Отец настоятель в этот день читает канон в скиту Иоанна Предтечи.
Четверг
В четверг расписание церковных служб то же, что и во вторник.
Трапеза один раз в день, без елея.
Отец игумен читает Великий канон в скиту Всех Святых.
Пятница
В пятницу полунощница в 3 часа утра.
Затем в половине 8-го часы с вечерней и литургия, в конце которой служится молебен св. Феодору Тирону.
В 6 часов вечера великое повечерие с каноном и акафистом Пресвятой Богородице.
Трапеза обычная – великопостная.
В этот день вся братия исповедуется, готовясь на завтра к Причастию.
Суббота
В субботу полунощница в 2 часа ночи, с утреней и кряду же после неё ранняя обедня, за которой братия приобщается Святых Тайн. Поздняя литургия в 9 часов утра.
В этот день в первый раз за всю неделю братия получает пищу с елеем.
В 5 часов вечера малая вечерня с акафистом, после чего полагается ужин ради предстоящего Всенощного бдения, которое оканчивается около часу ночи.
Так в великом воздержании и в усиленной молитве проводится первая неделя Великого поста в Валаамской обители».
Источник: сайт Валаамского монастыря