Арона: православный монастырь на севере Италии

Арона

Арона – городок, по итальянским меркам небольшой, всего 13 тысяч жителей. Уютно расположившись на берегах озера Маджоре, он привечает немало отдыхающих и туристов, особенно в теплое время года. От Милана до Ароны легко доехать на поезде – дорога занимает меньше полутора часов. Если идти от вокзала в северном направлении, то примерно через 15 минут вы доберетесь до улицы Сан Карло (via San Carlo), где находится один из немногих православных монастырей Италии. У дверей монастыря висит информационная табличка на итальянском и румынском языках, а также расписание богослужений. Вход в течение дня закрыт, но для желающих зайти на территорию предусмотрен звонок, справа от двери. В монастыре по предварительной договоренности принимают паломников, в том числе и на длительное время – если человек желает помолиться и потрудиться несколько недель.

Юрисдикционно обитель относится к Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции, которой управляет митрополит Иоанн (Реннето), проживающий в Париже. Здание квадратной формы, на два этажа, с внутренним двориком, с десятками келий, коридорами и лестницами, в которых непросто сориентироваться вновь прибывшему посетителю. Раньше монастырь управлялся католическим орденом визитанток, в нем жили до 100 монахинь – но так было давно, в начале XX века. Годы прошлого столетия принесли с собой не только бури перемен для итальянской земли, но и упадок для католического монашества. В 2017 году последние монахини покинули монастырь – они уже были не в состоянии обслуживать огромное здание, а желающих поступать в обитель не находилось. Но воля Господня, как оказалось, была в другом: в здании, после того как из него ушли католики, появились новые насельники, на этот раз – православные.

Вид на монастырь Христа Пантократора

Сейчас в монастыре Христа Пантократора в Ароне постоянно проживает 10 человек – 6 сестер и 4 брата. Помимо насельников, в монастыре почти всегда есть паломники, трудники и просто богомольцы. Богослужения совершаются ежедневно: вечерня вечером, утреня и литургия утром (литургия, правда, не каждый день). Днем читается 6-й час.

– Служим мы чаще всего на румынском, – отметил настоятель, игумен Виктор (Крецу). – Хотя используем и другие языки: итальянский, церковнославянский, иногда греческий. Стараемся варьировать в зависимости от того, кто молится с нами на службе. Например, если приезжает паломническая группа русскоязычных из Германии, то церковнославянский язык становится доминирующим.

С отцом Виктором мы разговаривали в его келье на втором этаже монастыря. Было холодно – в обители нет центрального отопления, только печи в кельях, но они неспособны обогреть огромное здание. А в северной Италии в зимнее время совсем не жарко. Конечно, здесь нет таких морозов, какие порой бывают в Беларуси, но все же холодные ветра с Альп и озера Маджоре дают о себе знать.

– Мы прорабатываем вопрос о том, чтобы сделать в монастыре отопление, – заметил игумен. – И хотя для нас это актуально, мы видим, насколько это непростой проект, требующий значительных финансовых вложений.

Епископ Симеон (Коссек) – духовник монастыря, и игумен Виктор (Крецу)

Сам отец Виктор живет в Италии с 2013 года. Родом он из Молдавии, там же окончил семинарию. Потом уехал учиться в Киевскую духовную академию. Проучившись год, перевелся на заочное отделение, чтобы получить образование в Милане. В Миланском университете успешно завершил первую ступень обучения (лауреа, или бакалавриат), а затем защитил магистерскую диссертацию.

– Магистерскую в Италии я писал на тему пастырского окормления диаспоры, – говорит отец Виктор. – А научная работа в Киеве посвящена святителю Евсевию Верчелльскому, одному из борцов с арианством. Диссертация написана, но я пока не выходил на защиту. Кстати, когда я начинал научную работу, то еще не знал, что поеду сюда, на север Италии. А ведь святитель Евсевий был в IV веке здесь епископом и сейчас считается небесным покровителем провинции Пьемонт, где и находится Арона. В г. Верчелли он основал монастырь, и, хотя сама обитель не сохранилась, в Верчелли можно увидеть лапиды (плиты) IV века с инскрипциями монахинь.

После рукоположения в священный сан, в 2019 году, отец Виктор служил в городе Комо (провинция Ломбардия на севере Италии) на приходе в честь священномученика Доната.

Во время богослужения в монастыре

– У общины в Комо, нашей архиепископии, довольно интересная история, – говорит батюшка. – Она изначально формировалась как монашеская. В Комо есть древний монастырь, примерно VII века, и мы в 2015 году создали там небольшую монашескую общину. Монастырь этот находился в частной собственности и примерно через полтора года был продан. Новые владельцы попросили нас покинуть здание. Мы долго скитались по разным временным помещениям, но потом, слава Богу, удалось найти монастырь в Ароне.

Правда, заселиться в пусть и пустующий, но все же принадлежащий католической церкви комплекс монастырских зданий оказалась непросто. Потребовались многие переговоры и согласования.

– Изначально, когда мы искали помещение, было сложно получить одобрение католического епископа (какой-нибудь епархии) на открытие православного монастыря, – вспоминает отец Виктор. – Без этого одобрения мы не могли претендовать на пустующие здания. Чтобы изменить ситуацию, нам посоветовали поступить по-иному: найти сначала архиерея, который согласится принять в епархию православных монахов. Благодаря помощи бывшего игумена Шевтоньского монастыря (Бельгия) и монахам из Бозы, мы смогли встретиться с епископом Новары, который позитивно отнесся к идее об открытии православного монастыря в своей епархии. Правда, он сразу же сказал, что дальнейшие вопросы, связанные с помещениями, следует решать с местными католическими орденами, которым принадлежат монастыри. Мы поговорили с монахинями в Ароне: они оказались не против пустить нас в пустующее здание, но только с благословения их епископа.

– Замкнутый круг?

– Да, пришлось снова идти к епископу. Он высказал одобрение, но добавил, что вопрос следует согласовать с настоятелем католического прихода Ароны.

– То есть воли одного епископа было недостаточно?

– Нет, здесь имеет значение коллегиальное решение, с учетом мнения местного католического духовенства. Проблема в том, что мы никак не могли выйти на связь со священником из Ароны. Я тогда вспомнил, что в Милане со мной учился один человек, который стал священнослужителем и вроде даже служит где-то в Пьемонте. Оказалось, что он вице-настоятель в Ароне. Мы с ним созвонились, он и говорит: «Хорошо, что ты мне позвонил, а то у нас объявились какие-то странные православные монахи и хотят взять себе монастырь…» Я, конечно, все ему объяснил, мы встретились с настоятелем, и вопрос решился. Если бы не этот контакт, то еще неизвестно, сколько времени было бы потеряно, да и не знаю, смогли бы мы добиться своего.

На территории монастыря

– Монастырский комплекс вы получили в аренду?

– Да, на 20 лет. Это стандартная практика, так называемый пробный период. Если все нормально, то аренда продлевается на 99 лет. Мы приехали сюда в 2020 году втроем – иеромонах Христофор (тоже из Молдавии), иеромонах Нестор (из Киева) и я. Отец Нестор сейчас не с нами – он был назначен игуменом на Сардинии, поэтому переехал жить на остров.

– А когда в обители стали появляться сестры?

– Первый иноческий постриг состоялся в 2021 году – мы постригли одну женщину, Олимпиаду, вдовицу 80 лет. Она вообще с детства мечтала о монашестве, но родители ей не позволили, хотя Олимпиада потом скорбела, что не стала монахиней. И вот после смерти мужа все же решилась исполнить свою давнюю мечту. После пострига она прожила год и отошла ко Господу… Потом стали появляться другие сестры. Сейчас их шестеро, но не все еще приняли постриг. Одна сестра – украинка, и один брат – румын. Остальные молдаване. Они не приехали из Молдавии специально для поступления в монастырь. Наши насельники и насельницы много лет прожили в Италии, и их решение присоединиться к обители было принято здесь, на итальянской земле.

По словам игумена, послушания в монастыре обыденные, в большей степени связаны с поддержанием его текущей деятельности и ремонтом. Насельники также работают в иконописной мастерской. К слову, для монастыря это один из источников дохода, так как ни финансирования от государства, ни крупных спонсорских поддержек у обители нет.

– Мы живем благодаря нашим верующим, благодаря паломникам, – говорит отец Виктор. – К нам приезжают большие группы, останавливаются в монастыре. И хотя мы никогда ничего не просим, они оставляют пожертвования. Нам этого хватает.

Вид на колокольню монастыря

Приезжают в монастырь и итальянцы, порой на несколько месяцев. Им нравится Православие, они хотят больше о нем узнать, в том числе об опыте Иисусовой молитвы, о православной духовности. Люди вживаются в богослужебный цикл, выполняют монастырские послушания и, конечно, читают труды о православной вере.

– Многие православные авторы переведены на итальянский, – говорит отец Виктор. – Я обычно рекомендую итальянцам, желающим узнать о Православии, книгу митрополита Каллиста (Уэра) «Православная Церковь». Полезно также знакомиться с трудами Лосского, Клемана, прп. Софрония (Сахарова). Итальянцы читают с интересом (они вообще читающая нация), но, как нередко случается у многих, откладывают иногда на потом то, чтобы жить по-прочитанному. Хотя у нас сейчас есть итальянцы, которые готовятся принять Православие. Подготовка длительная, год-полтора, не меньше. Думаю, здесь нельзя торопиться.

– Отец Виктор, сказались ли как-то на жизни монастыря события 2022 года, в том числе огромный приток беженцев из Украины?

– Мы приняли тогда 30 украинских семей; некоторые прожили в обители около полутора лет. Потом все нашли себе жилье, устроились на работу, оформили помощь от государства, начали учить язык. Местные жители тогда очень откликнулись: приносили в монастырь для беженцев еду, одежду, деньги. В холодное время (отопления у нас нет) эти люди принимали беженцев у себя дома, на ночлег… Что касается наших прихожан, то среди них конфликтов, разделений по национальному признаку (между русскими и украинцами), к счастью, не было. Хотя в некоторых регионах Италии проблемы возникали: приходы разделялись, часть прихожан уходила. Разрыв канонического общения Москвы и Константинополя здесь тоже чувствуется: все же наши храмы порой соседствуют или находятся в одном городе. Конфликты усложняют нашу миссию: итальянцы не понимают, почему им, например, в одном православном приходе не рекомендуют ходить в другой православный приход. Мы стараемся что-то объяснять… Так что в этом плане мы, к сожалению, тоже страдаем от тех разделений, которые идут на более глобальном уровне.

 

Источник: Православие.Ru