Патриарший Экзарх всея Беларуси: «Пример преподробных Евфросиний объединяет наши народы»

Патриарший Экзарх всея Беларуси Митрополит Минский и Заславский Вениамин – о духовной связи Белой и Великой Руси, о женской святости, значении подвига двух преподобных Евфросиний (Полоцкой и Московской) для современных людей, о возрождении монашеской жизни в Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре и подготовке к празднованию 900-летия древней обители.

 

– Владыка, по Вашему мнению, преподобная Евфросиния Полоцкая какое место сегодня занимает в Соборе Белорусских святых?

– Среди множества подвижников Белой Руси преподобная Евфросиния наиболее известна белорусскому народу и за пределами Беларуси.

Видимо, сказывается тот факт, что облик святой очень располагает сердце человеческое. И через годы лихолетья, которые проходила Беларусь, не о многих святых сохранились их жития. Многое было утрачено. А о жизни преподобной Евфросинии сохранилось несколько редакций, среди них более тридцати житийных. Поэтому преподобную Евфросинию хорошо знают от мала до велика.

Но вместе с тем все-таки очень важно в современном мире больше рассказывать о преподобной и о значении ее духовного подвига.

– В чем этот подвиг заключался?

– Прежде всего, в том, что святая, подражая Господу, Который в двенадцать лет в храме начал учить людей, тоже в отрочестве учила собственным примером своих соотечественников тому, что нужно последовать за Господом, за Божественным Учителем и исполнять Его заповеди, воплощать в жизнь то, чему Он учит. И княжна Предслава (будущая преподобная Евфросиния), которой предстояли такие прекрасные перспективы – выйти замуж, создать семью, жить в достатке, в благополучии, уважении, почете, выбирает черные одежды, монашескую жизнь и уходит в монастырь.

Живя в обители, преподобная занималась просвещением в широком смысле слова. Прежде всего, учила, как почитать Бога, любить ближних своих, строить взаимоотношения друг с другом, мирила князей, когда у них были распри, учила заботиться о ближних. Старалась построить храмы, монастыри, украсить их. Можно сказать, созидала основы христианской культуры в Полоцком княжестве, наполняя их глубоким содержанием и поднимая на новый уровень.

Хотя во времена преподобной уже существовал Софийский собор и в начале своего монашеского пути она поселилась рядом с ним, однако мы видим, что по ее указанию создается Спасский храм и монастырь, а также фрески, особая роспись, которая не сохранилась в Софийском соборе, как и он сам во всей полноте. А еще, при жизни святой в Полоцк была принесена Эфесская икона и создан Крест, который получил наименование преподобной Евфросинии Полоцкой. Все это образцы искусства церковного, которые побуждают человека обращать свой взор от жизни мирской к жизни духовной и задуматься о смысле жизни человеческой. И вместе с тем стараться думать в первую очередь о едином на потребу.

– Две преподобные Евфросинии – Полоцкая и Московская – это два пути служения Богу и своему Отечеству. Что их объединяет?

– При внешнем различии есть, конечно, много общего, поскольку обе княжны имели знатное происхождение. Но одна ушла в монастырь в двенадцать лет, а другая в четырнадцать вышла замуж. Несмотря на то что святая Евдокия тоже стала преподобной, первую часть своей жизни она провела в замужестве. Будучи супругой великого князя Дмитрия Донского, разделяла с ним множество тревог, забот, связанных с защитой русских земель. Кроме того, воспитывала детей, научала их Закону Божьему, сама была очень благочестивой женщиной, набожной. И когда похоронила своего любимого супруга, которому не исполнилось еще и сорока лет, то есть рано овдовев, Евдокия всецело сосредоточилась на духовной составляющей жизни. На теле своем она носила вериги и всячески утруждала себя, чтобы преуспеть в духовной жизни. В этом они очень похожи с преподобной Евфросинией Полоцкой.

Вероятно, московская княжна, зная о подвиге полоцкой подвижницы, брала что-то для себя в пример, в подражание. И незадолго до своей блаженной кончины святая Евдокия удаляется в монастырь. Мы видим, что здесь жизненные пути двух преподобных жен становятся практически одинаковыми: они полностью посвящают себя Богу. Единственное, определенный период жития святой Евдокии – это служение Богу, людям и обязанности семейные, а уже на последнем этапе жизни она всецело отдается молитве и богослужению.

Обе преподобные отмечены многочисленными исцелениями, которые происходили по их молитвам или перед их мощами.

– Через этих двух святых, наверное, соединяются наши страны – Россия и Беларусь? В чем Вы видите духовную, культурную и политическую общность?

– Думается, пример двух преподобных Евфросиний притягивал внимание, заинтересованность людей Беларуси и России издревле. Потому что необычны решения, которые принимали эти святые жены. Удивительные для обычного человека, они становятся понятны тем, кто старается познать Новый Завет во всей глубине. Обе подвижницы в свое время старались много послужить тому, чтобы не было вражды и разделений между князьями, чтобы и в самих княжествах люди жили, соблюдая законы Божественные: в мире, согласии, взаимной помощи. Эта тема объединяет нас, наследников Святой Руси.

Надо сказать, все мы так или иначе восходим к житию святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь. Впоследствии, когда он передал уделы для своих сыновей, произошло некоторое разделение на княжества, и потом между этими княжествами возникали противоречия, а порой и в мире жили, в согласии. Обе преподобные Евфросинии много делали для своих людей, для своих княжеств. И в этом их пример объединяет и вместе с тем соединяет два братских народа, которые и сейчас, в наше столь неспокойное время, заботятся о том, чтобы сохранять духовное начало. Потому что именно через духовность можно преодолеть трудности и разделения нынешнего времени, которые искусственно стараются создавать между близкими странами и народами.

– Мы недавно побывали в Полоцком монастыре, который сегодня прекрасен. Но так было не всегда, поскольку долгие годы обитель не являлась действующей. Расскажите, пожалуйста, немного о восстановлении этого монастыря.

– Возрождение Спасо-Евфросиниевской обители началось при приснопамятном митрополите Филарете, первом Патриаршем экзархе всея Беларуси. Тогда в Полоцке действовал только один храм, устроенный еще преподобной Евфросинией Полоцкой. Всё остальное было занято или в запустении. И вот небольшое количество сестер Полоцкого монастыря, которые жили до этого в Жировицкой обители, выехали в Полоцк налаживать быт, подготавливать и здание, и территорию к тому, чтобы можно было начать возрождать монашескую жизнь.

Шли годы, все менялось к лучшему, не в один год, не быстро.

Конечно, во многом сказалось посещение монастыря Святейшими Патриархами Алексием II и затем Кириллом, а также представителями государственной власти, непосредственно президентом нашей страны Александром Григорьевичем Лукашенко, который оказывал заботу и попечение о Полоцкой обители. В частности, это выразилось в том, что и рака, и воздвизальный Крест преподобной Евфросинии были воссозданы, из государственного бюджета выделены средства на реставрацию Спасо-Преображенского храма, фресок и архитектуры древней Спасской церкви. Немало работ проделано, но, думается, к 900-летию Спасо-Евфросиниевского монастыря (которое будет отмечаться в 2025 году) надо еще многое успеть сделать.

 

Источник: «Монастырский вестник»