Дорога в Киккос
Ещё только раннее утро, а я уже еду по знакомому горному серпантину на маленьком автобусе, который больше напоминает нашу маршрутку. Его водитель и по совместительству деревенский староста, кириос[1] Маркос, как всегда, в хорошем расположении духа, по радио играет его любимая народная кипрская музыка – смесь восточных инструментов и протяжного задушевного пения. Кириос Маркос радостно приветствует меня, по какой-то причине он все время называет меня «Мария», и хотя первые несколько раз я пыталась его поправлять, потом я просто оставила эту затею. Путь из Никосии в Киккос на автобусе занимает примерно 2 часа с пересадкой. Самая живописная часть начинается именно на маленьком автобусе. Вот мы уже проехали последнюю деревню Геракьес – традиционную маленькую деревушку, дома в которой построены вдоль горного склона, и создаётся такое впечатление, что они словно повисли друг над другом. Впереди раскинулась извилистая горная дорога с захватывающими дух видами. Ум как бы начинает перестраиваться, и чем выше мы поднимаемся в горы, тем меньше думается о мирском. Все помыслы, которые, словно рой, кружились в голове совсем недавно, сразу же отступили, и ум, словно сбросив тяжёлый балласт, устремился ввысь, к миру Горнему. Недаром старцы говорят, что горы идеально подходят для подвижничества, так как сама близость гор к небу помогает нам оторваться мыслями от всего мирского и приблизиться к духовному.
Кажется, что эти горы были созданы именно для молитвы, и действительно, несколько сотен лет назад здесь селились подвижники и аскеты. Согласно летописям, сотни палестинских отцов-пустынников бежали на Кипр, спасаясь от набегов арабов, и нашли прибежище именно в этой местности. В народе их называли Аламанскими святыми[2]. Место подвижничества одного из таких святых – святого Созомена – мы проезжаем на автобусе после селения Геракьес. Его можно заметить по стене, выложенной камнем с иконой святого Созомена и горящей лампадой, вверх поднимается такая же каменная лестница к камню, на котором молился подвижник. Святой Созомен подвизался под открытым небом – лишь кроны деревьев служили ему укрытием от непогоды. Одним из других известных нам аскетов, которые подвизались в этих краях, был святой Исайя – основатель Киккского монастыря.
Мы едем дальше, и хотя солнце уже взошло, высокие кроны деревьев и склоны гор пока что скрывают его от нас, отбрасывая тень на дорогу, и кажется, что вся природа еще только начинает пробуждаться от ночного сна. Вдали уже виднеется самая высокая часть гор, на которой находится Трони (дословно «престол») – часовня Пресвятой Богородицы. Она, словно маяк, указывает путь к монастырю и видна на расстоянии многих километров – гуляя по горным дорогам в окрестностях Киккоса, можно практически всегда увидеть Трони. Именно сюда раньше ходили монахи крестным ходом с иконой во время особо сложных испытаний, выпавших на долю острова, вознося молитвы к Пресвятой Богородице. Не один раз Она спасала Кипр от сильнейшей засухи и других невзгод. Но однажды Богородица спасла не только весь остров, но и сохранила жизнь монахам и защитила монастырь.
Дело было во время правления одного турецкого паши[3], который притеснял монастырь, желая даже его закрыть. В то время на Кипре стояла очень сильная засуха, и монахи просили пашу позволить им подняться на Трони с чудотворной иконой, чтобы умолить Богородицу о дожде. Паша согласился, добавив при этом, что если дождя так и не будет, то он прикажет казнить всех монахов. Монахи пошли крестным ходом на вершину горы, и хотя небо было абсолютно безоблачным, как только они закончили молебен, откуда ни возьмись, собрались тучи и пошёл такой сильный дождь, какого остров не видел уже несколько лет. Турецкий паша настолько был поражен этим чудом, что не только сохранил жизнь монахам, но и издал специальную грамоту о том, что монастырь под его защитой, и никто не смеет тронуть его. Грамота с личной печатью паши до сих пор хранится в музее Киккского монастыря.
Ещё несколько крутых поворотов, и мое сердце начинает биться быстрее, как от предвкушения радостной встречи. Хотя я приезжала сюда бесчисленное количество раз, это чувство остаётся неизменным. Здесь прошли самые лучшие моменты моей духовной жизни, и каждый раз, когда приезжаю сюда, чувствую, что приехала в гости именно к Божией Матери.
Трудно представить более известный и любимый паломниками и туристами Кипрский монастырь, чем Киккский. Туристов он поражает своим величием и красотой убранства, а паломников, несомненно, притягивает чудотворная икона Божией Матери, написанная апостолом Лукой при жизни Пресвятой Богородицы, с Ее благословения – величайшая святыня острова. В монастырском храме с краю иконостаса, с левой стороны, есть необычная икона в честь написания образа Киккской Божией Матери: на ней изображен апостол Лука, заканчивающий написание образа; Пресвятая Владычица находится рядом и, благословляющим жестом указывая на икону, говорит: «Пусть благодать Родившегося от Меня пребывает с сим образом». Образ Киккской Божией Матери относится к типу «Элеуса – Милостивая», рядом с чудотворной иконой находится ее список, на котором можно увидеть лик Пресвятой Богородицы и Младенца. Скрытая от посторонних глаз под серебряным окладом и тканным покровом, икона, словно редкая жемчужина, привлекает взоры и, как магнит, притягивает людей.
Если подойти ближе к иконе и приложиться к ней, то можно ощутить некое тепло, исходящее от нее, как будто Сама Пресвятая Богородица, как любящая Мать, обнимает и принимает каждого пришедшего к Ней, готовая выслушать все печали и утешить каждого молящегося.
На Кипре с особой любовью и почтением относятся к Пресвятой Богородице – местные жители всегда обращаются к Ней с благоговением, но и одновременно очень ласково, как к самому родному и дорогому человеку, доверяя Ей все свои невзгоды и печали, обращаясь к Ней в любой ситуации. Жители окрестных Киккских деревень – Миликури, Кампоса и Тсакистры – особенно сильно ощущают Покров и предстательство Божией Матери. В прошлом довольно часто икону приносили в эти деревни, и во время шествия крестным ходом Богородица исцеляла больных и бесноватых, спасала деревни от эпидемий и от засухи.
Сразу вспомнился недавний случай, когда на Кипр привозили пояс Пресвятой Богородицы, но жители окрестных деревень не смогли спуститься с гор и доехать к нему из-за погодных условий, и местный священник сказал им не отчаиваться, ведь Богородица всегда рядом с ними, ведь у них здесь есть величайшая святыня – икона Киккской Божией Матери.
Праздник Успения на Кипре (по местному календарю 15 августа) считается вторым по важности после Пасхи и празднуется с таким же размахом. В этот день жители острова считают своим долгом посетить хотя бы один из многочисленных монастырей, посвященных Пресвятой Богородице. Однако престольный праздник Киккского монастыря приходится на день Рождества Богородицы, который празднуется здесь 8 сентября (по новоюлианскому календарю).
Именно в этот день можно ощутить всю силу и полноту благодати, исходящей от иконы. Это единственный день в году, когда монахи переносят икону из иконостаса в центр храма, помещая ее на специальную подставку, чтобы каждый паломник смог пройти под ней, получив тем самым благословение Царицы Небесной.
Однажды мне посчастливилось присутствовать в тот момент, когда монахи торжественно шествовали с иконой в центр храма, под звон колоколов, исполняя при этом трогательное византийское песнопение – тропарь Рождеству Богородицы. В этот момент почувствовалась неимоверная сила и движение в воздухе, словно все вокруг сотрясалось, так что я даже не могла двинутся с места – было ощущение чего-то очень сакрального, казалось, будто Сама Царица Небесная шествовала вместе с монахами, и Ее сопровождало Небесное Воинство. Нужно отметить, что даже во время перенесения иконы монахи не видят ее, этот древний запрет не нарушается и по сей день. Ещё в этот день здесь особо торжественные и длительные службы – очень красивая вечерняя служба и повечерие, и затем утром – заутреня и литургия. Монастырь преображается в эти дни, и кажется, что паломники со всего Кипра съезжаются сюда. Ещё на праздник готовят особое праздничное блюдо. А после праздника обыкновенно идёт дождь. Так, по мнению монахов, Владычица помогает им в уборке монастыря после многочисленных паломников.
Природа как продолжение монастыря
Киккские владения, простирающиеся на десятки километров вокруг монастыря, являются самым настоящим заповедником с десятками эндемических видов растений, животных и птиц. По склонам гор в лестной чаще бродят коренастые муфлоны[4], на тропах можно встретить любопытных лисиц и юрких ящериц, быстро снующих под ногами, где-то в густой чаще прячутся зайцы, в кронах деревьев обитают сотни разновидностей птиц – больших и малых, услаждающих слух своим пением.
Лесной покров состоит из редкой разновидности местных черных сосен, кедров и пихт, делающих воздух необыкновенно чистым и целебным, а вдоль горных троп раскинулись кустарники, такие как ладанник с липкими от душистой смолы листьями – излюбленным лакомством зайцев и муфлонов – и «клубничное» дерево, которое радует глаз и удивляет своей ярко-красной корой; склоны гор покрывают мхи и лишайники, и каким-то неведомым образом из, казалось бы, безжизненных камней тянутся к солнцу горные травы. Многие представители флоры и фауны здесь тоже связаны с Богородицей. Так, например, местный вид сокола в народе называют «соколом Богородицы», а ранней весной прямо на склонах гор распускаются мелкие светло-лиловые цветы местного вереска, народное название которого переводится как «слезы Богородицы». Примечательно, что произрастает этот вереск только в непосредственной близости к монастырю, стоит отойти лишь на пару километров – и на точно таких же склонах уже не найдешь его нежных цветов.
Мне посчастливилось видеть Киккос во все времена года и наблюдать, как ночью в Сочельник все усыпано пушистым снегом, а от крыши монастыря поднимается дым от каминов, которые отцы-монахи растапливают в своих келлиях холодными зимними вечерами, и в морозном воздухе стоит аромат горящих дров, и царит абсолютная тишина, которую можно ощутить только ночью в горах. А в более теплые зимние дни можно увидеть местную природу во всей красе, потому что именно в зимний дождливый период все вокруг становится особенно зелёным, и склоны гор покрываются изумрудными мхами, повсюду появляется сочная пышная растительность, листья на деревьях, отмытые дождем, блестят и переливаются разными красками, и кажется, что горы покрываются всеми оттенками зелёного – от нежно-салатового до насыщенного темно-зеленого и кобальтового. Когда после дождя от земли лёгкой дымкой поднимается испарина, воздух наполняется чарующей смесью ароматов прелых листьев, сырой почвы, смешанных с тонким благоуханием трав и смол. Ранней весной, стоит лишь немного потеплеть, как начинают цвести миндальные деревья, а затем и кусты диких роз выпускают свои бутоны, и воздух наполняется тонким розовым ароматом – из их бутонов в монастыре делают розовую воду.
Летом, в более засушливое время, кажется, что растительность начинает жить в режиме экономии, извлекая влагу из глубины горных пород. Птицы, кузнечики и цикады наполняют день своим весёлым и ритмичным пением, а как только начинает смеркаться, им на смену приходят более размеренные и вдумчивые звуки сов и других ночных птиц, а также сверчков, а как только совсем стемнеет, в небе появляются россыпи крупных, словно драгоценные камни, звёзд. Это время удивительно подходит для молитвы, кажется, что ум начинает перестраиваться с суетливого на более спокойный, размеренный, созерцательный лад.
Это мое самое любимое время суток, так же как и раннее утро сразу же после литургии. Обычно мне нравилось гулять и молиться в лесу, когда солнце ещё только поднимается из-за гор, а воздух особенно чистый и прозрачный. Одним таким утром, тихо сидя на камне, я созерцала всю эту гармонию: как природа медленно просыпается, как первые лучи солнца проникают сквозь ветви деревьев, как пчелы и бабочки порхают вокруг, птицы плавно перелетают с одной ветки на другую, издавая свои чудесные трели, а буквально в нескольких метрах от меня мирно пасутся муфлоны. Увидеть их так близко было,несомненно, удачей – обычно пугливые и осторожные, увидев человека, они сразу же убегают вглубь леса, грациозно передвигаясь даже по самым отвесным склонам.
В такие моменты явственно ощущаешь, что все, что создал Бог, – это хорошо (ср. Быт. 1, 1–25), и ощущаешь себя частью этой вселенской гармонии, и восхищаешься тем, как премудро все создал Господь. Если мы, увидев мастерски написанную картину или скульптуру, восхищаемся и отдаем дань скульптору или художнику, ее создавшему, то как не восхититься премудростью и Промыслом Божьим и не отдать дань Творцу всяческих?
Если дать мыслям успокоиться и сконцентрироваться на молитве, то можно почувствовать, как все творение – не только птицы и животные, но и растения, и даже камни и горные ручьи, и ветер, и солнце – все они славят Господа каким-то своим, неведомым нам способом, и мы своей молитвой тоже присоединяемся к этому всеобщему хвалению, к этому невидимому славословию, и становимся частью этой гармонии, и в сердце звучит: «Слава Тебе, Боже»… Поистине, всякое дыхание да хвалит Господа (ср. Пс. 150, 6).
Кажется, что Сама Богородица выбрала эти места, сделав их Своим уделом, Своим садом. Если можно было бы описать природу Киккоса одним словом, то это было бы «одухотворенность». Об этом говорит удивительно яркое синее небо с насыщенным лазурным оттенком. Здесь во всем чувствуется особое умиротворение, здесь архангельское приветствие «Богородице Дево, радуйся…» становится моим неразлучным спутником во время долгих лесных прогулок.
Здесь с высоты около 1000 метров открываются захватывающие дух виды, и ловишь себя на мысли, что эти живописные горные склоны, извилистые горные тропы, сосны и кустарники удивительно напоминают Афон, по крайней мере каким я видела его на видео и на фотографиях. И порой кажется, что если ещё немного углубиться внутрь леса, то можно набрести на коливу или пещеру какого-нибудь аскета-отшельника.
Какого же было мое удивление, когда это ощущение подтвердил духовник моего батюшки, который живёт и подвизается на Афоне в келлии «Достойно Есть». Во время нашей совместной поездки с группой паломников в Иерусалим он рассказывал о своей жизни и упомянул, что каждый раз, когда посещает Кипр, чувствует себя как дома, на Афоне, именно в Киккосе, и что атмосфера там действительно Афонская. Он с большим теплом и любовью рассказывал о Киккском монастыре и его окрестностях, называя их «садом Божией Матери». И поэтому увещевал не отчаиваться всех тех, кто не может поехать на Афон, особенно женщин, ведь у них есть Киккос…
Елена Мишина
[1] Кириос – дословно с греческого «господин», вежливое формальное обращение к мужчине на Кипре.
[2] Аламанские святые Кипра (греч. ᾿Αλαμάνοι ἅγιοι τῆς Κύπρου; VII в.) – 300 святых, переселившихся на Кипр после завоевания Палестины арабами.
[3] «Паша» – почетный титул в Османской империи.
[4] Муфлон – жвачное парнокопытное животное из рода баранов.
Источник: Православие.Ru