Интервью настоятельницы Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря, игумении Викторины (Перминовой) опубликовано в 4 (61) номере журнала «Монастырский вестник» по случаю 635-летия со дня преставления основательницы обители, схимонахини Марфы.
– Матушка Викторина, в декабре 2024 года Богородице-Рождественский монастырь отметил важную дату – 635 лет со дня преставления основательницы обители, схимонахини Марфы (в миру – княгини Марии Серпуховской). В Патриаршем поздравлении по случаю праздника сказано: «Богоугодная жизнь княгини, основавшей по благословению преподобного Сергия Радонежского один из ставропигиальных монастырей Москвы и взошедшей на высшую степень монашеского жития, ее самоотверженное служение Богу, ближним и Отечеству, послушание духовному наставнику и воспитание сына-героя – князя Владимира Андреевича Храброго, могут служить образцом совершенствования в евангельских заповедях для монашествующих и мирян». А что для Вас, как игумении, и для сестер обители является особенно ценным в личности и жизни схимонахини Марфы?
– Сердечно благодарна Его Святейшеству за теплое приветственное слово и Первосвятительское благословение на проведение торжеств в память такого важного события в жизни монастыря. В облике нашей основательницы, схимонахини Марфы (княгини Марии Ивановны Серпуховской) очень привлекает ее послушание Божественной воле и духовному наставнику – преподобному Сергию, а также ее великое смирение. Имея большое состояние и земли, она делала многое для блага Отечества и ближних незаметно, «не трубя перед собою». Характерные для нее черты – нежелание даже малейшего приписать себе, властвовать над другими, предание себя и других в волю Божию, боязнь славы и почета, очень важны в духовной жизни, и не только. Сын княгини Марии, князь Владимир Андреевич Храбрый должен был наследовать престол и управлять страной после святого благоверного князя Димитрия Донского. Но, наставляемый матерью и преподобным Сергием, он выбрал другой путь ради блага Отечества и собственной души – отказался от верховной власти и предпочел быть в подчинении. При его уме, образовании и талантах он мог бы стать выдающимся правителем, но своим решением, которое он трижды подтвердил грамотами и крестным целованием, он сделал намного большее – сохранил лучший порядок престолонаследия, продолжил созидание централизованного единого государства и, главное, воплотил завет преподобного Сергия о любви и единении, а также приготовил свою душу для Царствия Небесного. Недаром в Серпухове народ называет его святым, хотя он и не прославлен. У князя Владимира перед глазами был живой пример праведной жизни – его мать. Наверное, вот эти черты очень важны для монашеского жития: послушание, смирение, нежелание властвовать и удаление от мирской славы.
– В одном из интервью сайту «Монастырский вестник» Вы говорили, что княгиня Мария Серпуховская и ее сын, Владимир Андреевич Храбрый содействовали сближению великокняжеской семьи с преподобным Сергием, игуменом земли Русской. Расскажите, пожалуйста, немного подробнее об этом.
– Троицкий монастырь (будущая Троице-Сергиева лавра) находился на землях, принадлежавших Серпуховским князьям. Княгиня Мария и ее сын были не только благотворителями, но и преданными духовными детьми преподобного Сергия. Мария Ивановна была вдовой князя Андрея Серпуховского – младшего сына святого благоверного князя Иоанна Калиты и, как представительница Рюриковичей, родственница великокняжеской ветви. Серпуховские князья сблизили семью великого князя с преподобным Сергием, охарактеризовав его как достойного священнослужителя и духоносного наставника, к которому можно и нужно обращаться за советом и помощью. И, даже во время возникавших разногласий, как было в истории с архимандритом Михаилом-Митяем, недостойным кандидатом на митрополию, или в связи с неприятием великим князем святителя Киприана, великокняжеская семья ценила преподобного Сергия и прислушивалась к его мнению, чему особенно способствовали преподобная Евдокия (Евфросиния) Московская и княгиня Мария Серпуховская.
– В день праздника, 15 декабря 2024 года, после Божественной литургии в монастыре состоялся показ фильма режиссера Любови Акелиной «Княгиня Мария Серпуховская. Подвиг матери». Вы благословили Любовь Сергеевну снять эту картину, несмотря на то, что в наши дни документальное кино, кажется, трудно назвать популярным и востребованным жанром. Для кого этот фильм, и каким был Ваш посыл зрителю?
– Искренне благодарны Любови Сергеевне Акелиной, ее съемочной группе, всем, кто принимал участие в съемках – а это и духовные лица, и представители власти, и доктора наук, и археологи, и сотрудники музейного комплекса «Куликово поле», и работники других прекрасных музеев. Все они – истинные патриоты нашего Отечества. Думаю, что этот фильм актуален для всех, и именно в настоящее время. Сейчас проходит специальная военная операция. И точно так же, как княгиня Мария Серпуховская провожала своего сына, матери провожают сыновей, а жены мужей в зону боевых действий, также дают им последнее целование, ожидая, что они или вернутся с победой или, как герои, положат жизнь за Отечество. Последнее разрывает болью каждое материнское сердце, и отправить сына, возможно, на смерть – настоящий подвиг. Да, этот подвиг незаметен, но он велик. Из-за его незаметности, внутреннего характера, об этом зачастую не задумываются, но ведь такой подвиг заслуживает награды. Если бы был когда-либо утвержден орден матери, то такая награда вполне могла бы быть посвящена княгине Марии Серпуховской (схимонахине Марфе). Относительно зрителя… Вот, например, на показ фильма приезжало много воспитанников-кадетов из православного военно-патриотического клуба имени князя Владимира Храброго. Для ребят Владимир Андреевич Храбрый – живой пример, на который они постоянно равняются. И для них было очень интересно узнать больше подробностей о нем и его матери. Думаю, что очень ценно наглядно представить, какими нужно быть, как взращивать в себе веру и другие добродетели, как любить ближних и Отечество на примерах таких людей как св. Димитрий Донской, как Владимир Храбрый. Очень надеюсь, что в жизни Серпуховских князей, которую фильм раскрывает, каждый найдет то, что ему близко: монашествующие – наставление о молитве и внутренней жизни (сердечно благодарим владыку Кирилла, епископа Сергиево-Посадского и Дмитровского за прекрасное интервью), матери – утверждение в несении материнского подвига, те, кто наделен властью, – пример мудрого правления, воины – укрепление к подвигу, историки – новые сведения, раскрывающие аспекты жизни исторических лиц, и так далее. Значение княгинь во время частых сражений с внешними врагами Руси было очень велико. Пока мужья и сыновья были в походах, княгини-матери оставались на княжествах, обеспечивая их мирную жизнь и храня тот внутренний мир, без которого ничто не может быть устроенным и совершенным. Княгиням нужно было иметь не только мудрость правителей, но и высокодуховное устроение. Такой была и княгиня Мария Серпуховская завершившая свое земное житие великосхимническим подвигом.
– В 2024 году состоялось еще одно знаменательное событие. В честь 785-летия заключения союзного договора князем Новгородским Александром Невским с Полоцким князем Брячиславом Васильевичем, 25-летия Союзного государства России и Белоруссии, 920-летия со дня рождения преподобной Евфросинии Полоцкой, 155-летия прославления в лике святых преподобной Евфросинии в храмы и монастыри Москвы были принесены для поклонения верующих мощи преподобной Евфросинии Полоцкой. В Белоруссии православные христиане имели возможность помолиться у мощей преподобной Евфросинии Московской. Преподобная Евфросиния Полоцкая пребывает частицей своих честных мощей и в Вашей обители. Как ее почитание помогает монастырю?
– Господь сподобил меня неоднократно бывать в Полоцком монастыре, у мощей преподобной Евфросинии. Каждый раз это было утешением для моей души и благодатной поддержкой и для меня, и для нашей обители. В этом году мы побывали на Патриаршем богослужении и торжествах встречи частицы мощей святой в Сретенском монастыре, это очень вдохновило всех нас. Интересно, что и к нам в монастырь, как к соседям Сретенской обители, в этот день пришло очень много верующих. Все радовались тому, что и у нас есть небольшая частица мощей преподобной Евфросинии Полоцкой и другие святыни. Те, кто не смог попасть из-за многолюдства в Сретенский монастырь, были утешены тем, что поклонились мощам святой в нашей обители.
– Как бы Вы описали особенности женского служения православных христианок? Княгини, ставшие монахинями, – что это, если не пример для подражания обычным людям! Но подобное решение несомненно является плодом высокой духовной жизни. И в то же время – такой выбор почти недоступен для понимания человека, далекого от Церкви.
– На самом деле, это не так трудно и представить, учитывая современные реалии. Например, люди переживают за своих родных, участвующих в военных действиях, кто-то теряет близкого человека, кто-то оказывается на грани жизни и смерти. Все открывает «иного жития вечного начало» и может стать началом служения. Казалось бы, происходят скорбные обстоятельства, но именно они открывают для человека новые горизонты. Он начинает видеть страдания других людей, сочувствовать им, стремиться к очищению себя, к подвигу. Происходит переоценка ценностей, земные вещи теряют свое значение или притяжение. Но приходят к Богу не от скорби, не от нужды, а познав радость общения с Ним в этих сложных обстоятельствах, познав любовь Божию и ту свободу, которую дарует Господь любящей его душе.
Обычно «недоступное для понимания» всегда страшно. А когда человек всем сердцем любит, то любовь вон изгоняет страх. Бывает, что устрашает, например, дисциплина. Сама по себе дисциплина заключает в себе четкое и неукоснительное исполнение каких-либо задач, а цель при этом может быть и не обозначена. Если говорить простым языком, дисциплина – это в большей степени «нельзя», чем «можно». Но человек, как имеющий дух и душу, не может ограничиться просто исполнением определенных задач и тем, что чего-то «нельзя». Ему нужна высшая Цель, он ищет Бога – Живого и Любящего.
Женское монашество – это следование за Христом по пути жен-мироносиц. Для души, обрученной Ему, Христос– Небесный Жених, душа призвана всегда Его встречать с зажженным светильником, всегда идти к Нему, даже если это путь на Голгофу, или к Живоносному Гробу в ночной тьме, когда окружают опасности, и нет сил «отвалить камень от входа». У каждого ведь есть свой такой «камень», который можно отвалить только верой, любовью, смирением, терпением, послушанием, молитвой… Так что женское монашество и всегда, и сегодня следует за мироносицами. Женщина слабее, уязвимее, более эмоциональна, но она может быть чуткой, преданной, верной, если будет развивать в себе духовную чуткость. Об этом рассуждает, например, святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в одной из проповедей в Неделю жен-мироносиц (слово 13 мая 1951 г.) . Вот, наверное, в чем отличие женского монашества. В основном, оно – в том, что «сила Божия в немощи совершается» (см. 2 Кор. 12:9).
– Обитель бережно хранит память своей основательницы и всех тех, кто подвизался в монастыре и был непосредственно связан с ним духовными узами. Расскажите, пожалуйста, какие сегодня предпринимаются шаги по увековечиванию памяти новомучеников, исповедников и подвижников благочестия Церкви Русской в Вашей обители. Для чего христианину важно хранить память о своих предшественниках?
– Монастырь включен в рабочую группу по почитанию новомучеников и подвижников в обителях. Мы и наши помощники работают в различных архивах, находим новые факты о них, добавляем в жития, уточняя некоторые моменты их жизни, работаем над сборником их жизнеописаний, и, конечно же, почитаем их богослужениями, чтением их житий, рассказываем о них прихожанам и паломникам, делаем публикации на сайте и в социальных сетях. Хранить память важно для того, чтобы воодушевляться примером святых и праведных людей в различных обстоятельствах, поступать так же, как и они, чтобы их благодатная помощь была с нами. Тот, кто почитает святого, становится сопричастным к его подвигу. Это мысль святителя Василия Великого. Когда святые за нас молятся, в наших душах водворяется мир, приходит понимание многих вещей в свете Вечности, в духе Христовом. Для тех подвижников, кто не прославлен в лике святых, почитание приближает их прославление. Например, в Серпухове народ очень чтит князя Владимира Андреевича, есть его памятники, его именем называются различные учреждения и мероприятия, есть награды в его честь, и главное, о нем говорят как о святом, так же как и о его благочестивой матери. И это очень давнее почитание, но Комиссия по канонизации святых еще не обратила на это внимания. У нас в обители также почитают схимонахиню Марфу, есть случаи ее помощи. Стараемся об этом рассказывать и писать, фактически ежедневно служим по ней литию, поминаем ее на Литургиях и панихидах. И, мне думается, что фильм о схимонахине Марфе ответит на многие вопросы тем, у кого возникают какие-либо сомнения, и поспособствует ее будущему прославлению.
– На что Вы ориентировались, возрождая духовную жизнь обители? Чьи примеры вдохновляли Вас? Кого сестры поминают сегодня как духовных наставников? Расскажите немного о них, пожалуйста.
– Благодарю Господа за то, что Он сподобил встретить старцев. Мой духовник игумен Исайя (Будюкин) начинал свой монашеский подвиг в Святогорском монастыре, где соблюдался строгий устав, при составлении которого взяты за образец правила жизни Святой Горы Афон и Глинской пустыни. Потом началась Первая мировая война, и батюшку – тогда еще послушника, призвали в армию, а когда он вернулся, монастырь уже закрыли и разорили новые власти. Но где бы батюшка впоследствии ни жил, в других ли обителях (до их закрытия), в ссылке или на приходах, он следовал усвоенным им правилам и укладу жизни. Этот уклад помогал Ему уподобляться Христу, исполнять Его заповеди, умножать дух смирения, кротости, любви. Отец Исайя помогал немногочисленным действующим монастырям, в том числе и женским, отправлял пожертвования из своих малых средств. У него было немало духовных чад, и среди них – те самые «белые платочки», несмотря ни на что ходившие в храм в годы гонений. Были в числе духовных детей девушки и женщины, стремившиеся к монашеству и в монастырь. В советские годы поступить в монастырь было не просто трудно, а и фактически невозможно. И батюшка учил стремящихся к монашеству чад, прежде всего, внутренней жизни, воспитывал в них внутреннего монаха. Он помог понять, как созревают духовные плоды в человеке, что на них указывает, например, такими словами: «Полный колос всегда к земле клонится, а пустой – вверху торчит». И становилось понятно, что духовная жизнь по своей природе – внутренняя, внимательная, что монашествующий живет и совершает добрые дела незаметно, а «трубящий перед собою» опустошает себя, что очень прискорбно.
Конечно, батюшка понимал, что полноценная монашеская жизнь может быть только в монастыре. Сам он какое-то время желал оставить приход и чад, и уйти в какую-нибудь из существовавших обителей. Он поехал советоваться в Пюхтицы к блаженной Екатерине (Малков-Паниной), которая ныне прославлена в лике святых. Мать Екатерина в то время болела, но сама встретила старца, поклонилась ему в ноги, а он – ей. На вопрос батюшки блаженная старица ответила: «У тебя свой монастырь есть». Господь сотворил Себе обитель в душе старца, созидавшего внутри и вокруг себя Царствие Божие, да и многие рядом с ним нуждались в наставлении. Вот ради всех нас он и остался. И для меня это было также промыслительно: батюшка говорил мне о том, как подвизаются в монастырях, что и я сама буду жить в обители, готовил меня к этому. Игумен Исайя хорошо понимал монастырскую жизнь. Он говорил, что в монастырях живут люди, а не ангелы, и случается всякое. Но, что бы ни происходило, нужно стараться вести себя по-христиански, относиться ко всем по-доброму, независимо от того, как относятся к тебе, никого не осуждать. Отличие же истинных монахов – в усиленном исправлении себя, в более сильном стремлении к Богу. Нужно сказать, что моя мама тоже ездила к блаженной Екатерине, спрашивала совета, просила молитв. И когда Святейший Патриарх Кирилл подарил нашей обители икону блаженной Екатерины, все мы были глубоко тронуты… Когда слова старца исполнились, и я оказалась в Пюхтицком монастыре, отец Исайя уже почил. Его духовный друг и сотаинник протоиерей Вениамин Румянцев духовно меня окормлял, очень помогал своими мудрыми советами, учил нести тяготы монастырской жизни. Он молился, когда я переживала трудности или скорби – и они проходили, а иногда объяснял, что нужно и потерпеть, и поскорбеть, потому что это те уроки и то духовное лечение, которое Господь предлагает именно мне для исцеления и совершенствования.
В трудные мгновения меня очень поддержал и духовно укрепил протоиерей Николай Гурьянов, приезжавший в Пюхтицы к игумении Варваре и будущей игумении Георгии. Его краткие наставления, а более всего – любовь помогали понять, что Господь близ, что Он – Любящий Отец, и поэтому нужно «не унывать, а на Бога уповать». А когда отец Вениамин уже готовился отойти в мир иной, то он ответил на мой вопрос, к кому мне обращаться, сказав: «Есть у меня друг, отец Борис, под Псковом». Даже не представляла, как смогу из Пюхтицкой обители попасть в Псковскую область, где до этого ни разу не была, но Господь все устроил в свое время. Когда приснопамятный Святейший Патриарх Алексий направил в Богородице-Рождественский монастырь, тогда еще закрытый, и Господь помог добиться его открытия, через одного из благодетелей мы познакомились с протоиереем Борисом Николаевым (1915-2005), приехавшим в Москву на лечение и согласившимся остановиться в нашем монастыре.
Батюшка был исповедником, претерпевшим за веру тюремное и лагерное заключения, прожил длинную и плодотворную жизнь. Застав монастыри и верующих дореволюционной эпохи, он был хорошо знаком с монашеской жизнью и знал, какой она должна быть. Вместе с ним мы составляли Устав монастыря, используя уставы древних и дореволюционных обителей: это была, так скажем, основа, самое главное, выраженное понятным языком, рассчитанное на тот духовный уровень, на котором находились пришедшие в обитель сестры. По мере возрастания в Боге сестер пункты и правила устава расширялись, дополнялись и уточнялись. Отец Борис свято исполнял правила и Уставы Церкви, нес свое пастырское служение жертвенно, никому не отказывая, любил богослужение, изучал и практиковал знаменное пение и разбирался в вопросах церковного пения вообще, научил сестер всему, что умел – церковному звону, изготовлению просфор, клиросному пению и многому другому. Но самое главное – он обучал сестер внутренней жизни, положил начало их духовному образованию и дал жизни монастыря то направление и те правила, которым следовали дореволюционные обители. Не проходит и дня, чтобы, мы не вспомнили, о том, что он говорил, чему учил, как поступал в том или ином случае и так далее. Очень помог монастырю приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II, начинавший возрождать обитель именно в том духе, в котором она когда-то создавалась, спасший от разрушения монастырские храмы и строения. И нынешний Первосвятитель – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который вывел монастырь на новый духовной уровень, всегда близок обители своей истинно отеческой заботой.
Основные понятия, составляющие монашество и, в частности, женское, прививаемые благодаря личному примеру наставников, можно определить ключевыми словами – стремление к Богу как к вечной Цели и Любящему Небесному Отцу, доверие и послушание Господу, всеобъемлющая любовь, истинная молитва, трезвение – внутреннее внимание и борьба со страстями, неосуждение, всепрощение, забвение о себе, жертвенность, радость о преуспеянии других, благодарность Богу за все. Здесь многое еще можно добавить и уточнить, и все это вмещают в себя и Евангельские Заповеди, и монашеские обеты.
Беседовала Екатерина Орлова
Источник: «Монастырский вестник»