Спасо-Преображенский храм Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря – единственный в Беларуси памятник XII века, где почти полностью, от подошвы стен до купола, сохранилась фресковая роспись. До недавнего времени она была малоизвестна, так как многие века скрывалась под наслоениями поздних штукатурок, записей, покрасок, грязи и копоти. О существовании древней фресковой росписи стало известно в 1920-е годы, когда было сделано несколько пробных исследований.
Спасо-Преображенский храм был построен в 1120–1150 годы, спустя всего 150 лет после крещения Руси. Мы даже знаем имя талантливого зодчего, руководившего строительством ― Иоанн. Не раз на рассвете он слышал Голос, повелевавший ему: «О, Иоанн, встань и иди на дело Вседержителя Спаса». Узнав об этом, Евфросиния дала своё благословение на постройку Спасской церкви. Храм был воздвигнут всего за тридцать недель.
Преподобная Евфросиния Полоцкая, как повествует её Житие, на всем протяжении строительства храма принимала участие и в его возведении, и в планировании украшения его фресками, она наметила расположение надписей и сюжетов на стенах храма. При исследовании росписи храма становится очевидным наличие тонко продуманного, богословски глубокого общего замысла, за которым угадывается личность преподобной. Преподобная Евфросиния также заказала для храма напрестольный крест-ковчег.
Необыкновенность храма ещё и в том, что при сравнительно небольших размерах в плане он необычно высокий. И его основной объем, и барабан словно вытянуты вверх, устремлены к небу. Такая вертикальная архитектурная композиция ранее не применялась, и исследователи предполагают, что эта идея принадлежала самой преподобной Евфросинии.
Сегодня внешний вид храма, к сожалению, далёк от первозданного. Изначально церковь строилась как храм-усыпальница, о чем свидетельствуют пять аркосолиев (Аркосолий – аркообразная ниша для установки саркофага) расположенных по периметру основного объема. Храм имел совершенно уникальные архитектурные формы: это первый храм, где мы видим два ряда наружных кокошников вокруг барабана. Это чисто русская черта, Византия ничего подобного не знала. Но в средние века внешний вид Спасской церкви был сильно искажен.
Крупные перестройки храма произошли во время владения им иезуитами, с 1580 по 1820 годы. Члены ордена Римско-католической церкви времени даром не теряли. Были уничтожены галереи XII века, кровля стала скатной, покрытой черепицей. Фасады перестроили по образцу католического костела, над западным появилась звонница. Именно к этому времени относится целый ряд граффити, выцарапанных на фресках латинскими буквами, вероятно, школярами иезуитского коллегиума.
В большинстве случаев это надписи типа «Здесь был Вася», только в те времена это были Джозефы, Петры и Янеки. На самом деле такие «картинки» — свидетельство того, что до XVII века храм не ремонтировали и даже не штукатурили. На протяжении двухсот лет фресковая живопись подвергалась осквернению людьми, называющими себя христианами. Следы вандализма повсюду, на каждом квадратном метре, куда смогли дотянуться разрушители.
В 1832 году по ходатайству епископа Могилевского и Витебского Гавриила (Городкова) государь император Николай I Высочайше повелел: «Находящуюся близ Полоцка… церковь Спаса передать в ведомство Греко-Российского духовенства, и чтоб сохранить сей священный памятник древнего зодчества и православия… от разрушения, сделать в оной церкви нужные исправления на счет казны».
К тому времени Спасская церковь находилась уже в ужасающем состоянии. Храм стоял в одном шаге от небытия, «открытый всем ветрам», вместо окон и дверей зияли пустые проёмы. Настенная древняя живопись была во многих местах изуродована выцарапанными на ней руками иезуитских воспитанников именами.
В XIX веке храм дважды был заново расписан масляными красками, в 1833 и 1885 годах. В 1837–1838 годах была произведена капитальная перестройка фасадов церкви, а барабан увенчала луковичная глава. В целом, этот облик храма сохранился до наших дней. В 1885 году на пожертвованные дворянкой Л. М. Соболевой средства (2 тыс. руб.) в Спасском храме была возобновлена живопись на стенах, переделан иконостас и пол, устроен новый престол. Церковь была вновь освящена в 1886 году.
Спасская церковь после 1917 года была закрыта. Потом, во время немецкой оккупации в 1943 году ее вновь открыли, а потом, уже в советское время, её не трогали, не закрывали. Долгое время она была единственным приходским храмом в Полоцке и во всей округе.
Спасо-Евфросиниевский монастырь вновь стал действующим в начале 1990-х годов, с этого же времени он начал возрождаться. С возрождением монастыря в Спасо-Преображенском храме возобновились ежедневные богослужения. В 2007 году он был увенчан позолоченным куполом, а интерьер церкви украшен резным иконостасом. В 2017 году наконец началась комплексная научная реставрация древнего памятника. Проводимые работы позволили сохранить жемчужину полоцкого зодчества – уникальный Спасо-Преображенский храм.
О существовании древней фресковой росписи стало известно в 1920-е годы, когда было сделано несколько пробных исследований. На стенах храма вновь, спустя полтора века, появилась древнерусская домонгольская живопись. Специалисты считают, что артель, расписавшая стены и своды храма, скорее всего греческая. Эти художники могли работать где-то еще в пределах Византийского мира, потом приехать в Полоцк. Колорит фресок соответствует нормам, характерным для монументальной живописи византийского мира XII столетия. Мастера писали натуральными красками по сырой штукатурке, что обеспечило столь высокую сохранность росписи.
До реставрации церковь внутри выглядела как обычный провинциальный храм. Все внутри было черное, как печная труба; накопилась копоть на сводах, стенах. И вот, наконец-то, в 1990-х появилась возможность приступить к её реставрации. Первопроходцем и долгое время единственным профессиональным реставратором, ведущим работы в храме, оставался Владимир Васильевич Ракицкий, белорусский специалист.
В реставрационных работах участвовали волонтеры, на летнюю практику помогать приезжали студенты. Но шли годы, пять, десять, потом пятнадцать лет минуло, а работа почти не сдвинулась с места. В храме «под купол» стояли леса, за это время можно было сделать очень многое, но В. В. Ракицкий, выбиваясь из сил, работал практически в одиночку.
На том этапе было сделано потрясающее открытие: в храме сохранилась древняя живопись XII века от пола до купола в полном объеме. Площадь утрат, потёртостей в целом была незначительна, можно было говорить о сохранившемся огромном, цельном ансамбле росписей. В одиночку такой объем работы В.В. Ракицкий и за всю свою жизнь выполнить не смог бы. За прошедшие 15 лет были раскрыты фрески в барабане, парусах и сводах. Но и их никто не мог увидеть за настилами строительных лесов.
В 2006 году Белорусская Православная Церковь выступила с инициативой ускорения работ. Полоцкий владыка архиепископ Феодосий, игумения и все сестры всеобщим советом призвали на помощь российских реставраторов, бригаду Владимира Дмитриевича Сарабьянова.
Поистине реставрационный подвиг совершил Владимир Дмитриевич Сарабьянов (1958-2015), идейный вдохновитель, организатор и руководитель работ, бригадир, художник-реставратор высшей категории, специалист по византийской и древнерусской живописи. Он являлся главным искусствоведом Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры Российской Федерации, старшим научным сотрудником Государственного института искусствознания. Автор более ста научных работ по истории древнерусского искусства и реставрации древнерусской живописи, кандидат искусствоведения.
Группа экспертов под его руководством выехала в Полоцк, чтобы на месте осмотреть памятник, сделать зондажи, пробы; понять, какие реставрационные мероприятия потребуются. Комиссия белорусского министерства культуры дала добро и начались грандиозные, воистину героические усилия для спасения древних фресок.
Бригада Владимира Дмитриевича с 2007 года каждый год выезжала в командировку в Полоцк. Каждый сезон, а это 6–7 теплых месяцев, они работали на лесах в очень непростых условиях. Позже к ним стали приезжать и помогать минские реставраторы, тоже бригадой до 15-ти человек. Дело наконец-то начало спориться. Все, что ниже сводов: стены, алтарная часть, западная — все было под сплошной масляной записью. Но мастера работали и знали, что сохранившиеся фрески 12 века это сенсация, потому что ничего подобного нигде нет: и сохранность самой живописи прекрасная, и невероятное содержание росписи, подбор сюжетов.
Все живописные сюжеты, которые раскрывались — самым тщательным образом описывались, исследовались, фиксировались, потому что леса постепенно снимали, подняться наверх впоследствии возможности уже не будет. Специалисты отметили, что все самое интересное для исследователя, все идеи Евфросинии — в сюжетах нижней зоны, и они будут доступны всегда.
В 2025 году Спасо-Евфросиниевский монастырь отмечает 900-летний юбилей. К этому событию в храме завершили реставрационные работы, но, по мнению реставраторов, изучение храма будет продолжаться.