Польза от обид. Плачь о причинившем тебе зло

1 (1).jpeg
 

26 ноября Святая Церковь молитвенно воспоминает святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского. Вспомним его поучения, акцентировав внимание на обидах. 

 

Наверное, не найдется ни одного человека, кто ни разу в жизни не чувствовал обиды. Или найдется, но мало. Обиды бывают разными: большими и малыми, быстрыми и долгими, явными и скрытыми от самого человека. В наш век цифровых коммуникаций люди причиняют друг другу эмоциональную боль в Интернете.

Какие поводы для обиды? Полно! Начальство урезает зарплату подчиненным несправедливо и незаслуженно, подчиненные за глаза говорят гадости о начальстве, мужья бросают жен с детьми или беременных, жены не ценят мужей и, вместо искренней любви, проявляют интерес скорее к банковскому счету избранника. Этот перечень неполный, и каждый, возможно, сможет его продолжить. Как быть? Мы привыкли думать, что вред терпят только те, кто обижены. И это неоспоримо. Но, прочитав святителя Иоанна Златоуста, заметим, что это может быть и не так. Если не брать в расчет сердечные раны и наше задетое самолюбие, можно выяснить, что гораздо больший вред обидчики наносят сами себе, особенно, если не исправляются.

Так что же об этом сказал святитель Иоанн Златоуст? Кому, как не ему о том говорить? На него клеветали, его изгоняли, но, несмотря ни на что, последние его слова были: «Слава Богу за всё».

***

Возможно, это и не наша мера, но если мы пытаемся жить духовной жизнью, то попробуем узнать, какие блага могут быть от нанесенных обид.

Итак, требование Спасителя двоякое: чтобы мы чувствовали свои грехи и чтобы прощали другим. Чувствовать свои грехи нужно для того, чтобы удобнее было прощать их другим, так как размышляющий о собственных грехах снисходительнее бывает к ближнему. Прощать же другим мы должны не только словами, но и от чистого сердца.

Итак, не будем же обащать меча против самих себя своим памятозлобием. Чем и в такой ли мере причинит тебе зло оскорбивший тебя, сколько ты сам себе причинишь зла, питая в себе гнев и подвергаясь за то осуждению от Бога? Если ты будешь рассудителен и любомудр, то зло обратится на главу оскорбившего, и он жестоко пострадает. Если же ты будешь оскорбляться и негодовать, то сам пострадаешь – не от него, а от самого себя.

Итак, не говори, что другой оскорбил тебя, и оклеветал, и причинил большое зло: чем больше будешь говорить, тем более покажешь, что он твой благодетель. Он доставляет тебе случай освободиться от грехов, так что чем больше наносит тебе обид, тем больше становится причиною очищения твоих грехов.

Действительно, если мы захотим, нас никто не сможет обидеть, даже самые враги доставят нам величайшую пользу. Но что говорить о людях? Может ли кто-то быть лукавее диавола? Но и он может доставить нам удобнейший случай к нашей славе, как это показывает пример Иова. Если же диавол доставляет случай получать венцы, то для чего бояться врага – человека? Смотри, сколько получаешь ты пользы, безропотно перенося обиды от врагов: первая и важнейшая – отпущение грехов, вторая – терпение и великодушие, третья – кротость и человеколюбие, так как тот, кто не способен гневаться на оскорбляющих его, тем более будет кроток в отношении к любящим его; четвертая – совершенное истребление гнева, с чем никакое благо не может сравниться, так как свободный от гнева, без сомнения, свободен и от неприятностей, с ним соединенных, и не проводит жизни в напрасных огорчениях и муках. Не умеющий враждовать не знает и печали, но наслаждается радостью и другими бесчисленными благами.

Итак, ненавидя других, мы сами себя наказываем, равно как любя других, благодетельствуем сами себе. Притом тебя будут уважать все, даже и сами враги, хотя бы они были демоны; вернее же сказать, поступая таким образом, ты уже не будешь иметь и врага. Но что всего важнее, ты приобретешь милосердие Божие. Если ты согрешил, получишь прощение грехов своих; если прав, получишь большее дерзновение к Богу.

Итак, не будем питать ненависти ни к кому, чтобы и самим заслужить любовь от Бога, и тогда, хотя бы мы десять тысяч талантов были должны, Он умилосердится над нами и помилует нас. Но ты обижен ближним? Потому-то и будь снисходителен к нему, не питай ненависти, плачь и рыдай, а не презирай его: ведь не ты прогневал Бога, а он; а ты, перенеся обиду, поступил достохвально. Припомни, что и Христос, идя на крестную смерть, о Себе радовался, а о распинателях Своих плакал: подобным образом и нам надлежит поступать. Чем больше нас обижают, тем больше мы должны оплакивать обидевших нас; для нас отсюда происходит великое благо, для них же, напротив, – великое зло.

Но ближний тебя обидел при всех и даже ударил? Это значит лишь, что он при всех обесчестил, и посрамил самого же себя, и тысячу обвинителей вооружил против себя, тебе же, напротив, приготовил многие венцы и дал многих глашатаев твоего великодушия.

Но он оклеветал тебя пред другими? Что тебе и до этого, когда Сам Бог будет рассматривать твое дело, а не те, которые слышали клевету? Он только прибавил лишний повод для своего наказания, так как должен будет дать ответ не только за свои поступки, но и за то, что осудил тебя[1]. Тебя он оклеветал пред людьми, а сам сделался виновным пред Богом.

Если же для тебя этого недостаточно, то вспомни, что и Сам Владыка был оклеветан и сатаной, и людьми, и притом пред теми, которых Он наиболее любил. То же самое испытал и Единородный Сын Его, Который потому и сказал: «Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его» (Мф. 10: 25)? И не только оклеветал Его злой тот демон, но даже успел клевету свою выдать за истину и оклеветал не в маловажном чем-нибудь, но в величайших и позорных преступлениях: называл Его и беснующимся, и льстецом, и противником Богу.

Но ты, оказав благодеяния ближнему, терпишь от него обиду? Поэтому-то особенно плачь и болезнуй о причинившем тебе зло, а о себе радуйся: ты уподобился Богу, «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми» (Мф. 5: 45). Но если подражание Богу превосходит твои силы (хотя для ревностного и это не трудно, но пусть тебе кажется это сверх твоих сил), то мы укажем тебе пример для подражания в подобных тебе рабах. Посмотри на Иосифа: он хотя претерпел бесчисленные бедствия от своих братьев, однако же облагодетельствовал их. Посмотри на Моисея, который после бесчисленных злоумышлений против него иудеев молился за них. Посмотри на блаженного Павла, который не мог даже исчислить страданий, какие потерпел он от иудеев и при всем том желал еще быть за них под анафемою. Посмотри на Стефана, который, будучи побиваем камнями, молился об отпущении греха этим убийцам. Припомнив все это, оставь всякий гнев, чтобы и тебе Бог оставил все прегрешения твои.

 


[1] По-видимому, Златоуст выражает ту мысль, что клеветник должен дать ответ и за те поступки, которые он возвел на другого.

 

Источник: сайт Сретенского монастыря