Вниманию читателей предлагается беседа с митрополитом Афанасием Лимасольским, записанная в рамках цикла интервью «Духовная школа и наследие преподобного Иосифа Исихаста». Проект представлен «Образовательным центром св. Григория Хандзтели» (храм Крестовоздвижения г. Тбилиси). Владыка Афанасий отвечает на вопросы, связанные с практикой духовной жизни, а также вспоминает канонизированных Церковью и избранных подвижников, с которыми он имел общение.
Преподобный Иосиф Исихаст
Конечно, я лично не был знаком со святым Иосифом Исихастом. Я родился именно в том году, в котором он преставился… Хотя я знал всех отцов, которые с ним общались.
С 1973 года я нахожусь в братии монаха Иосифа Ватопедского, где мы, конечно же, часто слышали о святом Иосифе Исихасте и познакомились со всеми теми отцами, которые были с ним связаны и которые были его духовными чадами.
Он наш отец и учитель. И мы стараемся всё, что ни делаем в нашей духовной жизни, всё исполнять согласно его учению и с его благословения. И я убеждён, что всё, что мы смогли сделать, и на Кипре в том числе, идёт от святого Иосифа Исихаста – всё совершилось по его молитвам.
Как и все святые, так и святой Иосиф Исихаст своим учением и житием просветил как свою собственную душу, так и всю Церковь. В особенности же тех людей, которые любят Иисусову молитву, монашество, и желают всем сердцем возлюбить Христа. Для них отец Иосиф – это сияющая звезда, которая освещает и показывает им путь.
Старец Ефрем Аризонский
С отцом Ефремом Аризонским я познакомился в 1976-м году в монастыре Филофей.
И, исходя из того, что он был духовным братом отца Иосифа Ватопедского, мы с ним тоже очень близко общались. Можно прямо сказать, что мы много лет жили рядом с ним.
За месяц до его кончины я приехал в Аризону, и можно сказать, что наша последняя встреча была для меня самой важной. Именно тогда я особенно почувствовал и понял, насколько великий святой этот человек. Он был олицетворением непрестанной молитвы; он постоянно молился, указывал нам путь непрестанной молитвы.
Он был очень тёплым и благодатным человеком. Он был исполнен духом самопожертвования и любви к каждому человеку. Вместе с тем он был поразительным духовным целителем: там, где нужна была духовная«операция», он без всяких сомнений делал её.
Старец Иосиф Ватопедский
Монах Иосиф Ватопедский был моим духовником, и я прожил рядом с ним множество лет, с 15 лет общаюсь с ним. Сначала я писал ему письма, и он мне отвечал. А с 18 лет я уже жил с ним вместе в монастыре на горе Афон.
Он был человеком, который очень любил своего духовника, своего геронду. Он смог взрастить в себе удивительные слёзы, или способность к покаянию, что происходило от большой любви ко Христу… А также у него был поразительный дар богословия.
Во время его исхода Господь даровал ему большую благодать и прославил его удивительным состоянием при кончине. При жизни он претерпел многие искушения и клевету. Всю свою жизнь он провёл в плаче, но после кончины он улыбнулся, по слову Спасителя: «блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5, 4).
Преподобный Ефрем Катунакский и его предстояние перед Богом во время литургии
Невозможно описать отца Ефрема Катунакского – он весьма великая личность. Только ангелы могут его охарактеризовать. Могу лишь сказать, что наш духовник, Иосиф Ватопедский, его очень любил, и у нас тоже было очень живое общение с его братией.
Можно прямо сказать, что отец Ефрем был пророком. Но пророком не в том понимании, что он мог предсказывать будущее, а в том смысле, что он постоянно ощущал Божественную благодать, видел Христа и ангелов. Он величайший святой нашей Церкви.
И наши отцы считали его прямым преемником святого Иосифа Исихаста.
Когда отец Ефрем служил, и я присутствовал на его службе, или я служил, а он присутствовал, я всегда ощущал большой трепет перед этим человеком.
У меня было такое ощущение, что этот человек подобен Моисею, стоящему на горе Синай перед Богом.
Когда он литургисал, у меня было явственное ощущение того, что были только он и Христос друг перед другом, больше никого.
Он был очень простым человеком, но всех, кто бывал на его службах, охватывало чувство, что этот человек был величайшим святым и удивительным молитвенником. Передать подобные вещи словами невозможно. Я столько лет смотрел, как он служит, но моё впечатление от него никогда не становилось более простым.
Пока он был жив, мы почти каждый день встречались друг с другом, много раз я ему сослужил, много раз мы беседовали… Бывало даже, что он писал мне письма, я шёл к нему, и он исповедовался мне. И, несмотря на такое живое и близкое общение, у меня всегда был особый трепет по отношению к этому человеку – это не был психологический страх. Мне никогда не казалась простой и обыкновенной личность этого человека – у меня прямо было ощущение, что я стою перед Христом. Господа я никогда не видел, но видел человека, который был подобен Христу.
Преподобный Паисий Афонский
Можно сказать, что святой Паисий был особым цветком горы Афон, имеющим особое благоухание. У современных нам отцов, у каждого из них, было какое-то особое, отличающееся от других благоухание. Святой Паисий являлся одним из величайших подвижников, аскетом, пустынником и исихастом.
Он был человеком, который через свой величайший подвиг обрёл Бога и своей святой жизнью прославил Его. В результате и Господь щедро наградил его великими духовными дарами. Он укреплял и утешал множество людей: как монахов, так и мирян, которые его ежедневно посещали.
Преподобный Порфирий Кавсокаливит
Со святым Паисием я виделся около десяти раз.
Впервые это было в Кавсокаливии, в 1985–1986-м гг., впоследствии же – в Афинах.
Святой Порфирий был большим солнцем, которое сияло на все Афины. Такие святые встречаются довольно редко в нашей Церкви.
Я даже спрашивал несколько раз у святого Паисия: отче, откуда же у отца Порфирия такие удивительные дары? А он мне говорил, что у него величайшая чистота души и смирение, и Господь ему дал эти духовные дары для того, чтобы он служил другим людям.
Можно сказать, что всё, что мы видели собственными глазами во время общения с ним или слышали от других, совершенно невероятно для человеческой логики.
Его слова, которые были изданы в книгах, он сам не записывал, они составлены на основе аудиозаписей его бесед и проповедей. Его поучения наилучшим образом подходят для современных людей, живущих в миру.
Отцы Харалампий Дионисиатский и Арсений Пещерник
Они тоже были из нашей братии. О них многие могут не знать, но они были великими отцами.
Отец Арсений был сподвижником святого Иосифа Исихаста. Он действительно был величайшим аскетом. Он имел удивительное смирение, детскую простоту, и в сердце у него была непрестанная молитва. Его ум и сердце были всегда со Христом и с герондой Иосифом.
Отец Харалампий был племянником отца Арсения и отличался самопонуждением в духовной жизни, в подвиге. Вместе с этим он был очень силён физически. Это был человек, который прилежно трудился в умной молитве. Он на самом деле любил умный подвиг и до смерти понуждал себя в духовной жизни. Немного есть подвижников, подобных ему. Да поможет нам их молитва.
Преподобный Софроний (Сахаров)
Мы любим каждого из этих отцов, поскольку они современные святые.
В 1990-м г. мы приехали и повидали его вместе с отцом Иосифом Ватопедским.
Если память мне не изменяет, мы остановились у него в монастыре на 3 дня.
Я могу сказать, что в его лице я увидел совершенного человека во Христе.
Встреча с ним дала мне живо испытать, как Христос очищает и исцеляет человека. Он был примером духовно исцелённого человека. Он был человеком удивительного благородства, поразительной мудрости, в его сердце всегда обитала Божественная благодать.
Преподобный Иаков Эвбейский (Цаликис) и архимандрит Эмилиан из Симонопетра (Вафидис)
К святому Иакову, в 1990-м г., я тоже пришёл вместе с отцом Иосифом. Был я у него несколько раз и после этого.
Он был человеком удивительной благодати и радости. Он всегда был преисполнен Божественной благодати. И с детской простотой скрывал это своё состояние.
Находясь с ним, все исполнялись радости, и чувствовали, насколько обильно он был награждён Божественными дарами. У меня было благословение от отца Иосифа исповедаться у отца Иакова. Однажды, когда я пришёл к нему на Исповедь и преклонил колени, прежде, чем я что-либо сказал, он мне рассказал всю мою жизнь. Все мои немощи и страсти он открыл передо мной. Потом спросил меня: ты что-то ещё хочешь? Я говорю: нет, отче, чего же мне ещё хотеть.
Что касается отца Эмилиана, то и он был удивительным солнцем, воссиявшим на Афоне.
Я много раз встречался с ним и вместе с отцом Иосифом, и один. У нас были очень хорошие взаимоотношения. Он был удивительно мудрым и благородным человеком.
Он имел очень большой внутренний подвиг, который он всячески скрывал и всё делал без шума. Внешне по нему ничего не было заметно, со стороны он был похож на аристократа.
Можно сказать, что внутренне отец Эмилиан был носителем духа святого Иосифа Исихаста. Отец Эмилиан стяжал дар трезвения. Он был очень большим аскетом, который жил в киновии (общежительном монастыре), но как будто пребывал в уединении, в пустыне. Он был преисполнен постоянной внутренней радостью и Христом.
А мы из того, о чём я с вами сейчас говорил, ничего подобного не сделали.
За последний год мы обнаружили и архимандрита Георгия (Капсаниса), и вот сейчас рисуем его портрет тоже… Он был удивительным человеком – тёплый геронда, смиренный, исполненный слезами, мудростью и благоразумием. Он точно исповедовал догматы нашей веры, досконально осмыслил суть экклесиологии и с большим смирением и удивительным благородством нёс те традиции, которые передали нам святые отцы в Церкви. Кроме этих добродетелей, он был великим богословом с академической точки зрения. Можно сказать, что архимандрит Георгий был мерилом православной веры.
Удивительно облечённым благодатью и великим пастырем он был. Да споспешествуют нам его молитвы!
Я желаю, чтобы Господь вас сохранил и покрыл, поскольку «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим 3, 12).
Пусть Бог вам дарует терпение в искушениях, сохранит и покроет тот духовный подвиг, который исполняется на вашем приходе.
Источник: Православие.Ru