Старец Наум говорил, что именно монастыри являются подлинными оплотами православной веры


Семь лет назад 13 октября отошел ко Господу старейший насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрит Наум (Байбородин), которого называли одним из столпов старчества XX века. Его духовные чада вспоминают, что батюшка еще до десятилетий церковного подъема предсказывал: скоро откроется много монастырей. И они открылись! По свежим данным, приведенным Святейшим Патриархом Кириллом на недавнем Собрании игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви, сегодня в лоне Русской Православной Церкви действует 957 обителей, 580 из которых находится в России. В начале 90-х годов приступить к возрождению сильно разрушенной Свято-Троицкой Макарьевской Желтоводской обители отец Наум благословил свою духовную дочь монахиню Михаилу (Орлову), подвизавшуюся в то время в Рижском Свято-Троицком Сергиевом женском монастыре.

После кончины матушки-настоятельницы игумении Михаилы (Орловой), последовавшей осенью 2020 года, созидательные труды на посту игумении продолжила ее родная племянница монахиня Нина (Антонова). С ее воспоминаний о поездках к батюшке мы и начали нашу беседу.

 

Игумения Нина (Антонова)

– Одна из духовных дочерей архимандрита Наума игумения Евстолия (Афонина), настоятельница Переславского Никольского женского монастыря на Ярославщине, в статье «Горящий вулкан духа. Памяти архимандрита Наума (Байбородина)», размещенной на портале «Монастырский вестник», написала: «Размах старца поистине вселенский. Не было эллина и иудея – все переступающие порог его кельи сразу становились Христовыми». Сама она впервые приехала к старцу из родного Ленинграда, будучи еще студенткой Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. А как Ваша семья, жившая в Чувашии, «вышла» на отца Наума?

– Первой стала ездить к нему моя бабушка по материнской линии Нина Афанасьевна Орлова, которая работала в ту пору главным бухгалтером в плодопитомнике в чувашском селе Сосновка. О батюшке она услышала от одной своей сотрудницы – Анны Ивановны. Как-то у них зашел разговор о вере, о Православии, и Анна Ивановна сказала, что в Троице-Сергиевой лавре есть такой благодатный старец – архимандрит Наум, к которому, по рассказам, столько людей отовсюду едет за советами, назиданиями! Бабушка загорелась желанием встретиться с этим батюшкой, попасть к нему на исповедь, и спустя непродолжительное время после того разговора они вдвоем с Анной Ивановной отправились в путь. Сергиев Посад назывался тогда Загорском.

С тех пор как моя бабушка стала окормляться у отца Наума, она начала возить в Лавру и своих детей. Они росли-подрастали, и вот мамина сестра Людмила уже заканчивает строительный техникум и по благословению отца Наума принимает постриг с именем Михаила – в честь великого Архистратига Небесных Сил Архангела Михаила. Подвизается в Рижском монастыре, а потом, как я рассказывала в интервью «Сокровенный уголок России» на портале «Монастырский вестник», со слезами, даже можно сказать, с горьким плачем, вызванным нежеланием расставаться с любимой обителью и проявлявшей поистине материнскую заботу о сестрах матушкой-настоятельницей Магдалиной (Жегаловой), всё же едет восстанавливать разрушенную святыню на Нижегородской земле. И на протяжении двадцати восьми лет, до последнего своего вздоха, матушка Михаила занималась возрождением духовной жизни и архитектурного облика этого величественного древнего монастыря, у стен которого плещется Волга… А мою маму, Надежду, батюшка благословил на замужество. Став супругой студента Московской духовной академии, который вскоре был рукоположен и направлен на приходское служение, она родила шестерых детей.

– И тоже, как и ее мама, возила своих ребятишек в Лавру к отцу Науму. Что Вам особенно запомнилось из тех поездок?

Одну сестру старец благословил на монашество, другую – на замужество

– Я бы сказала, простые мелочи, но они так дороги сердцу! Мама старалась возить нас в Лавру к батюшке каждый год, если выпадала возможность. Из села Алтышево Алатырского района, где папа был настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери (а прослужил он в нем сорок пять лет, тоже – до последнего вздоха) мы ехали в Чебоксары, садились на вечерний поезд «Чебоксары – Москва» и рано утром гурьбой высыпали на перрон Казанского вокзала. Затем на электричке добирались до Загорска и сразу же шли к отцу Науму на прием. Конечно, не всегда удавалось с батюшкой встретиться в тот же день, и мы оставались в Загорске на несколько суток, иногда даже на неделю. Наверное, это было промыслительно: видимо, батюшка чувствовал, что нам нужно еще какое-то время побыть в Лавре, помолиться. Ночевали всегда у одной и той же боголюбивой бабушки. Ни отчества, ни фамилии ее не знаю, а имя помню: Мария. Мы, маленькие дети, называли ее бабушкой Машей. Молебен с акафистом преподобному Сергию Радонежскому у его святых мощей, Литургия и Причастие (обязательно все дети причащались!), длинная очередь к батюшке и встреча с ним – всё это память моего детства. Как и то, с какой радостью и любовью мы вкушали в Лавре просфорочки, запивая их святой водой. Иногда в памяти оживает красочная картинка: вот мама подает записки монаху в церковной лавке, а мы, как цыплята, стоим вокруг нее. Кто-то держит ее за руки, кто-то – за сумку, кто-то – за юбку. Обычно человек подавал записку, и ему давали просфору. Но сердобольные монахи, видя столько «цыплят», протягивали маме целый мешочек просфор! Затем она вела нас в гастроном и всем покупала мороженое «Лакомка». Московское мороженое «Лакомка» – тоже незабываемый вкус детства.

– Наверное, Ваша бабушка Нина Афанасьевна не могла нарадоваться, что столь прочной стала связь ее семьи с великой святыней Русской земли и вразумлявшим народ лаврским старцем, а двое ее детей (матушка Михаила и иеромонах Авраамий, о которых мы говорили в вышеназванном интервью) избрали монашеский путь?

– Да и сама она, похоронив нашего дедушку Павла Григорьевича, перед смертью приняла монашеский постриг с именем Ольга. Бабушка была строгой – мы, внуки, по-детски боялись ее строгости, но в то же время чувствовали бабушкину доброту и дорожили ее любовью и заботой о нас. А дедушка – чрезмерно добрый к нам, по-своему нас баловавший – многие годы работал водителем у архиепископа Николая (Феодосьева), возглавлявшего Чебоксарскую и Чувашскую епархию, но отпевали дедушку уже как диакона. Принял он диаконский сан по благословению отца Наума и до самой своей кончины служил в кафедральном соборе в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы города Чебоксары. Бабушка, прихожанка этого собора, неукоснительно каждый день (утром и вечером!) ходила на службы. Она была очень ответственной в молитве.

Крепкий духовный корень

– Продолжая разговор о духовном корне Вашей семьи, давшей Церкви ревностных священнослужителей – и представителей белого духовенства, и монашествующих, спрошу Вас также о родственниках по отцовской линии.

– Самые теплые и добрые воспоминания остались у меня и о бабушке и дедушке, родителях моего папы. Правда, когда мы ездили к ним в гости в Чебоксары, дедушку видели нечасто, потому что он, настоятель кафедрального собора Введения во храм Пресвятой Богородицы, рано уходил, а возвращался домой после вечерней службы. Наш дедушка, протоиерей Геннадий Антонов, прослужил в кафедральном соборе шестьдесят лет, из них тридцать лет был там настоятелем. Он жил собором! И еще на протяжении двадцати пяти лет являлся духовником епархии…

– Младший брат Вашего папы митрополит Чебоксарский и Чувашский Савватий в своем интервью местным журналистам привел одно трогательное признание отца Геннадия, как того еще мальчишкой неожиданно привлек сельский храм. Он сначала просто заглядывал в окна и видел высокие шапки (то были камилавки) на головах бородатых священников. «Свечи горят, бабушки стоят крестятся, и мне казалось, что там живет Бог, – рассказывал отец сыновьям. – Я ходил и думал, кто же из этих людей в высоких шапках Бог на самом деле»…

Митрополит Чебоксарский и Чувашский Савватий

– Хотя мы не так часто видели дедушку, но когда общались с ним, чувствовали, что в нем сочетаются строгость с любовью к внукам. Это хороший сплав! В основном же мы проводили время с бабушкой Анисьей и ее родной сестрой Анной, которая много лет жила в одном доме с родителями моего отца. Все ласково называли ее кокой. Не знаю, есть ли сегодня традиция, когда крестную мать называют кокой – тогда была. Бабушкина сестра являлась крестной моей старшей сестры Ольги, и мы все ее так называли.

– Один Ваш дядя, приснопоминаемый иеромонах Авраамий (Орлов), возродил практически из небытия келью святого Модеста на Афоне и был ее настоятелем, другой дядя – митрополит Савватий (Антонов), возглавляющий ныне Чувашскую митрополию – возрождал Свято-Троицкий монастырь в Чебоксарах, придя на его руины в 24-летнем возрасте. Чуть более одиннадцати лет он был наместником этой обители. Вы видели те руины, мерзость запустения в том святом месте Чувашии?

– Нет. В Свято-Троицком мужском монастыре мне впервые довелось побывать в 2018 или 2019 году, когда владыка Савватий на тот момент возглавлял новообразованную Улан-Удэнскую кафедру, а наместником обители в Чебоксарах был (и остается) хорошо известный православному миру архимандрит Василий (Паскье) – батюшка французского происхождения, всей душой полюбивший Россию. Конечно, при знакомстве с древней обителью порадовало, что она обрела благолепие и сегодня в ней находится много святынь, к которым притекают верующие люди и живо их ощущают. А владыка Савватий посетил наш Макарьевский Желтоводский монастырь в конце 2007 – начале 2008 года, будучи епископом Алатырским. И своими глазами увидел плоды трудов игумении Михаилы с сестрами, которые поначалу жили в неимоверно тяжелых условиях. (По рассказу матушки, дрова-то имелись, но печи были неисправны, и только натопишь – такой угар! Приходилось окна открывать. Спали сестры на матрасах, в фуфайках, пуховых кофтах и платках, в чесанках и матрасами еще накрывались. И особенно сильно ранила их души царящая в ограде монастыря разруха, поруганные монастырские храмы).

Владыка Савватий застал совсем иную картину. В 2005 году по благословению епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия (ныне митрополита), при поддержке аппарата полномочного представителя в Приволжском федеральном округе, с участием благотворителей и меценатов развернулись крупные ремонтно-восстановительные работы архитектурного ансамбля Макарьевской обители. И главное, к тому времени, когда мой дядя, владыка Савватий посетил монастырь, сюда уже была перенесена великая святыня – глава преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца, в XV веке основавшего обитель на берегу Желтого озера (со временем поглощенного рекой Волгой). Слава Богу, процесс восстановления святыни, начатый по благословению двух подвижников – владыки Николая, (столько сил он положил на возрождение Горьковской епархии, ставшей затем Нижегородской!) и лаврского старца архимандрита Наума – идет. Шаг за шагом, этап за этапом. Матушка Михаила вспоминала, что когда она предприняла попытку упросить владыку Николая отпустить ее назад, в Ригу, в родной монастырь (приехала к нему в Нижний Новгорода), в ответ она услышала: «Инокини честные, старицы макарьевские, знайте, что от меня дороги нет назад! Смотрите, какая у меня рука. Мужицкая, кулак крепкий. Если возьмусь держать, то уж не отпущу». И не отпустил…

«…как сказочный град Китеж»

– Современный человек охотно делится своими впечатлениями в соцсетях. Приведу одно из них о вашем монастыре, написанное некоторое время назад: «Когда идешь по Волге вверх по течению, по правому борту над водой, как сказочный град Китеж поднимаются купола и белые стены Свято-Троицкого Макарьевского Желтоводского женского монастыря». Интересно, что бы автор этих строк написал теперь, когда в монастыре появилась впечатляющая архитектурная подсветка?

– Инициатива ее появления принадлежит губернатору Нижегородской области Глебу Сергеевичу Никитину. Все труды по созданию ночной архитектурной подсветки губернатор и его помощники полностью взяли на себя. Это стало их заботой и попечением. Сейчас мы видим это благолепие и молитвенно вспоминаем и благодарим всех трудившихся над созданием такой красоты.

– Поделитесь, пожалуйста, с нашими читателями недавней историей появления красивых и «нарядных» колоколов.

– Не просто красивых и «нарядных», а отлитых по дореволюционной традиционной технологии, что позволяет получать более высокое качество звучания. Отливали колокола в городе Тутаев Ярославской области на колокольном заводе «Владимир Шувалов и сыновья». Масштаб благотворительности наших жертвователей, сына и матери – Алексея Юрьевича и Надежды Гордеевны Зоровых – растет, и помогают они не только храмам. Благодаря им собирается гуманитарная помощь бойцам, находящимся в зоне СВО. А первым вкладом семьи Зоровых в возрождение Макарьевской обители стали восемь колоколов, изготовленных на их средства. Для нас это было незабываемым радостным событием: они пополнили нашу звонницу, заменив некоторые старые, поврежденные от времени зазвонные колокола. С появление новой звонницы, новых колоколов мы установили систему электронного звонаря в совокупности с ручным звоном. Колокольный звон совершается в обители ежедневно. Он оповещает о начале утреннего и вечернего богослужения, совершается он во время крестного хода и Чина о панагии. Добавлю, что на самом большом колоколе отлита надпись: «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу» и памятная надпись о жертвователях.

– Матушка, в предыдущем интервью Вы с большой теплотой рассказали о трудолюбивых сестрах-насельницах и помогающих обители волонтерах. («Трудятся как пчелки», – сказали о них обобщенно). Хотелось бы услышать и о клириках монастыря. Вы пришли сюда в 1995 году. А духовенство – менялись ли священники на протяжении этого времени или давно здесь служат?

– Духовенство монастыря – это два батюшки, которые трудятся в обители много лет. Старший священник протоиерей Андрей Треумов приехал к нам по благословению митрополита Николая (Кутепова) в 1995 году. В церковь он начал ходить в отрочестве, после рукоположения служил на приходах в сельских храмах, теперь бессменно служит у нас. За плечами второго клирика монастыря, протоиерея Владимира Щанова, немалый жизненный опыт, включающий в себя работу на полярной станции «Мыс Шмидта» (Певекского управления Гидрометслужбы), работу на судах погоды порта приписки Одесса, участие в научно-исследовательской экспедиции в Северной Атлантике, на экваторе и Бермудском треугольнике, а также работу в газетах, на радио, телевидении. Он член Союза журналистов СССР и офицер Военно-морского флота (запаса). В церковь будущий пастырь начал ходить в тридцать три года. С нашим монастырем связан с 1991 года. В 2000 году митрополит Николай рукоположил его во священника – хиротония была совершена в Макарьевском храме монастыря в день преподобного Макария Желтоводского и Унженского. С тех пор отец Владимир – наш штатный священник.

– Вот теперь, когда добавлен еще один штрих к картине монастырской жизни, она стала полнее, многограннее. Матушка, говоря о пастырях, давайте снова вернемся к глубокой, яркой и уникальной личности архимандрита Наума (Байбородина), который семь лет назад 13 октября закончил свой земной путь. Помните те слова, что сказал отец Наум, благословляя Вас в монастырь?

– Слова прозвучали простые, но мне в моем юном возрасте очень важно было услышать их из уст старца. Батюшка подарил мне четки из шерсти на сто бусин – они, к сожалению, не сохранились, а произнесенные им слова живут в моем сердце как его завет, его напутствие. Или, если говорить мирским языком, руководство к действию. «Читай молитву Иисусову и Святое Евангелие, – сказал батюшка. – Молись, трудись. Молитва и труд неразделимы. Молиться можно всегда – и во время послушания, и во время отдыха». Позже мне встретилось образное высказывание, что у монашеского делания два крыла – труд и молитва. Но первое назидание в таком духе я получила от отца Наума.

– Два крыла… Еще, как мы знаем из притчи, это два весла, с помощью которых верующий человек плывет в Царство Небесное, пристань вечной жизни.

– Неся общие монастырские послушания, а также послушание позолотчицы куполов, водителя и помня слова батюшки, я молилась. И ныне как бы ни было много игуменских забот-хлопот, молитва для меня – то крыло, которое помогает выполнять новое послушание, уповая на помощь Божию, Пресвятой Богородицы и всех святых.

* * *

В социальных сетях часто приводят такие слова старца Наума (Байбородина), сказанные им за пять лет до кончины: «Над миром сгущаются темные силы, зло, ненавидящее Православие и Святое Писание. Эти силы зла уже управляют всем миром. И если им покорится Россия, то конец света будет неизбежным». Сегодня мы с вами отчетливо видим смертоносные (и всё более и более уплотняющиеся) сгустки сил зла. Видим мы и другое: Россия им не покорилась. Язв, порожденных трудноискоренимыми грехами (включая убийство младенцев во чреве матери, взяточничество, коррупцию, оскверняющий уста поток матерных слов, идолопоклонство и прочее, прочее) у нас много – и это больно осознавать. Но воодушевляет то, что сегодня наша страна с ее твердо выбранным курсом на консолидацию российского общества противостоит глобальным силам зла. Они – это стало очевидным – ополчились на Россию потому, что она находится на светлой стороне истории, сохраняя свою веру, свою систему ценностей.

Именно об этом неустанно говорит Святейший Патриарх Кирилл. Об этом он сказал и совсем недавно при освящении грандиозного храма на вечной мерзлоте – в Салехарде, административном центре Ямало-Ненецкого автономного округа. Процитирую Предстоятеля нашей Церкви: «Мы, прошедшие через годы безбожия, через отрицание Бога, сердцем и душой почувствовали, что такое соединение человеческих сил с Божественной помощью. Мы знаем, что Господь неоднократно спасал нашу землю, нашу страну от самых страшных бед и зол. Исторический опыт, мудрость народная содействуют сегодня укреплению веры православной в жизни нашего народа. И покуда будет так, Россия непобедима».

И Макарьевский Желтоводский монастырь, в августе этого года отметивший 590-летие со дня своего основания и 580-летие со дня блаженной кончины преподобного Макария – он молитвенными трудами, трудами просветительскими и физическими содействует укреплению веры Христовой в нашем Отечестве. Хотя архимандрит Наум (Байбородин), который, по светлым воспоминаниям схиархимандита Илия (Ноздрина), «сдерживал своим словом, благословениями и молитвой сильнейший натиск врага на нашу страну и вообще на человека как создание Божие», здесь не бывал, но в немалой степени это и его детище. Как и множество других обителей по лицу Русской земли, где подвизаются батюшкины духовные чада.

 

Беседовала Нина Ставицкая

 

Источник: «Монастырский вестник»