Сосредоточение вечности: Куликово поле в истории русских монастырей

 

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы на Куликовом поле, где именно в этот святой день произошла в 1380 году великая битва, всегда отмечают большими торжествами. Именно там наши предки впервые почувствовали воодушевляющую силу единства, способную если еще не сокрушить врага, то значительно поколебать его уверенность в праве на русскую землю. В преддверии первого в начавшемся церковном году двунадесятого праздника вспоминаем монастыри, хранящие память о выдающемся историческом событии.

 

Внашем Отечестве издавна существовала традиция хранить память о том или ином событии, устанавливая поклонные кресты, строя часовни, возводя храмы и открывая монастыри. Среди обителей, связанных с Куликовской битвой, первой можно назвать Николо-Угрешский монастырь, на месте которого во сне великому московскому князю Дмитрию Ивановичу явился святитель Николай, утешивший полководца и явлением своим предсказавший победу.

Богородице-Рождественский женский монастырь в Москве, расположенный на пересечении улиц Рождественки и Рождественского бульвара, был устроен матерью героя Куликовской битвы – Серпуховского князя Владимира Андреевича, прозванного Храбрым. Во время сечи он руководил засадным полком, выступление которого решило исход сражения. Впоследствии основательница обители княгиня Мария Константиновна приняла здесь постриг с именем Марфа. Сам же князь Владимир в своей вотчине, в Серпухове на Оке, захоронил после битвы останки воинов-героев и воздвиг над этой братской могилой в Высоцком монастыре каменный собор в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. Монастырь стал вечным памятником.

Можно вспомнить и московский Спасо-Андроников монастырь, основанный святителем Алексием, митрополитом Московским, воспитателем благоверного князя Дмитрия Ивановича, – по преданию, здесь служили первые панихиды по воинам, павшим на Куликовом поле. Близ Симонова монастыря Москвы – ныне сохранившего лишь остатки былого величия – в храме Рождества Пресвятой Богородицы пребывают мощи святых воинов-иноков Александра Пересвета и Андрея Осляби.

…В маленьком городке Скопине Рязанской области тоже есть обитель, хранящая память о Куликовской битве, – небольшой, далеко не всем известный Свято-Духов монастырь. Согласно преданию, монастырь был устроен воином, раненным в Куликовской битве. Здесь он испил воды из целебного источника, исцелил раны и решил подвизаться в этом святом месте. Здесь же сподобился явления преподобного Сергия Радонежского, который благословил основать обитель.

Монастырь, затерянный среди полей, никогда не был многолюден. Тихо и неспешно, в молитвах и трудах текла здесь жизнь. В правление первого царя из династии Романовых появились первые письменные о нем упоминания. Тогда обитель именовалась Троицкой. При секуляризации конца XVIII столетия монастырь был упразднен, но спустя несколько десятилетий монашеская жизнь здесь была возобновлена, так как в его постройки была переведена братия сгоревшего рязанского Духова монастыря. В XIXвеке обитель переживала подлинный расцвет, появились каменные здания – келейный корпус, настоятельские покои с трапезной, а также амбар, баня, скотный двор и другие сооружения. В 1880-х годах был возведен пятиглавый трехпрестольный храм в псевдорусском стиле.

При советской власти Духов монастырь был разорен, в его стенах находились разные учреждения. Только в 2013 году сюда вернулась сначала богослужебная, а потом и монашеская жизнь. Обитель пока не в лучшем состоянии. Насельники монастыря устроили домовый храм, который по воскресеньям и в дни церковных праздников переполнен богомольцами, – притом что Скопин – городок небольшой, известен своим гончарным производством, которое в настоящее время в основном развивается кустарно, на фабрике жизнь еле теплится. Неизменные паломники этой обители – те, кто приезжает поклониться и испросить молитв схимонахини Феодосии Скопинской, похороненной в деревне Велемья Скопинского района Рязанской области. Эту старицу, нашу современницу, насельники монастыря почитают как духовную мать. Любое дело начинается с молитв на могилке матушки Феодосии. А дел хозяйственных у маленькой братии обители и доброхотов-помощников хватает: нужно приводить в порядок территорию, ожидает своего восстановления большой монастырский собор… бесконечные бумаги, согласования и многое-многое другое.

Братия несет свои монашеские труды. Не часто появляющимся паломникам рассказывают историю исцеления воина. Чудесный источник находится неподалеку. Возрождена традиция ежегодных крестных ходов к этому святому месту, дающему с Божией помощью силы и здравие.

– Я думаю, что счастлив город, где есть древний монастырь. Зачастую современные жители этого просто не осознают. Нам кажется, что история – это было «когда-то…» А на самом деле это то, что было, есть сейчас и будет. И монастырь – это место сосредоточения вечности. Может быть, город Скопин и стоит только потому, что столько веков монахи молились здесь, стяжали дух мирен. И молитв наших предшественников хватило почти на сто лет вперед – чтобы не дать прийти окончательному распаду и забвению. Нам тоже нужно принимать эту эстафету святости. У меня здесь каждый день как последний: надо, говорю образно, вбить хоть один гвоздик, иначе день прошел зря. И каждый день – это дар Божий.

Мы беседуем с иеромонахом Давидом (Хрулёвым), исполняющим обязанности наместника Скопинского Свято-Духова мужского монастыря. В обители он уже более пяти лет.

– Мы, братия обители, стремимся, чтобы паломники, а прежде всего – сами жители Скопина полюбили это место, почувствовали его силу, святость даже в его нынешнем, не совсем устроенном состоянии. И поняли, что это их земля, их родина. Такая, какая есть. А какой ей быть в будущем – зависит от нас. Как будем молиться, так и монастырь будет восстанавливаться. Ведь, как известно, сила в немощи совершается (2 Кор 12:9). Надо просто прикоснуться к святости, к духу вечности, где и воин, исцеленный на этом месте, может помочь нам, сегодняшним – современным и продвинутым исцелить себя. Ведь, я думаю, ему было совсем не просто основать обитель в далеком XIV веке…

Мы принимаем паломников, можем их разместить. Стараемся всех утешить, накормить. Современному человеку не хватает утешения, чувства сопричастности его проблемам и бедам. Рязанская земля богата святынями. А Куликово поле никуда не уходит, не исчезает бесследно. В любом монастыре есть ратное поле. Только это поле борьбы со своими грехами, страстями, это, прежде всего, преодоление себя и своего эгоизма. И дело монахов – молиться, и поле их битвы – бессмертная душа.

* * *

А на Куликовом поле 21 сентября, в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы, как всегда, состоятся многочисленные мероприятия. В храме в честь преподобного Сергия Радонежского на Красном холме, являющемся подворьем Троице-Сергиевой лавры, будет совершена Божественная литургия, а затем панихида по всем воинам, павшим за Отечество во все времена. Этот храм был построен в 1914 году по проекту архитектора А.В. Щусева. 22 года назад храм был передан Церкви, что явилось добрым свидетельством соработничества музейного сообщества и Русской Православной Церкви. Куликово поле – место, где каждое мгновение овеяно ветрами истории, где, как и в монастырях, пребывает вечность…

 

Юлия Стихарева

 

Источник: «Монастырский вестник»