Cхиархимандрит Эмилиан (Вафидис): «Где Ты, Господи?»

Старец Эмилиан (Вафидис)

Будущий старец Эмилиан (Вафидис) родился в 1934 году. Когда он стал священнослужителем и богословом, к нему стали стекаться единомышленники. Некоторые из них позже присоединились к нему в деле восстановления одного из монастырей в греческих Метеорах. Еще будучи молодым, когда он служил Божественную литургию, он видел Фаворский свет, который окутывал его во время богослужения. Каждой литургии, которую совершал молодой иеромонах Эмилиан, предшествовали долгие бдения. Его харизма сподвигала людей к углубленной жизни во Христе. И это лишь вершина айсберга его замечательного служения Богу и ближнему. Особое влияние он имел на молодежь. Монастырь, восстановленный им, привлекает множество паломников и по сей день.

В начале 1970-х годов туристическая индустрия так проникла в Метеоры, что созерцательная монашеская жизнь становилась невозможной. Поэтому отец Эмилиан и его соратники отправились на Святую Гору Афон возрождать братство монастыря Симонопетра, который располагался на огромной скале высоко над уровнем моря. 26 ноября 1973 года старец Эмилиан был избран настоятелем этого афонского монастыря. И это оказалось одним из решающих поворотных моментов в обновлении монашеской жизни на всей Горе Афон. В 1974 году община из монахинь, которая собралась вокруг него ранее, перебралась в Ормилию в Халкидиках. Две обители под его руководством разделяло только море. В 1995 году старец Эмилиан заболел, а в 2000 году он отошел от активного руководства двумя обителями.

На протяжении долгих лет своего настоятельства он проявил себя как истинный духовный отец для своей паствы. Подобно изобильному источнику, старец непрестанно и щедро делился духовным словом назидания и утешения и радостной надеждой о Господе со своими учениками. Благодаря ему множество людей осознало свое призвание к священству и монашеской жизни. Его духовное влияние ощущалось и ощущается по сей день далеко за пределами Святой Горы. По словам нынешнего настоятеля Симонопетры, «старец Эмилиан был проводником, учителем и отцом во Христе для сотен людей и остается таковым и сейчас. Мы шли вместе с ним долгие годы по пути Духа. Его личный опыт общения с Богом всегда был реальным и живым». Ниже приводятся некоторые поучения старца.

* * *

Как мы можем стяжать благодать Святого Духа? Ответ в том, чтобы каждый из нас любил то, чем обладает. Если вы венчались, любите свою вторую половину. А я, будучи монахом, буду любить свою монашескую жизнь и свое уединение и не буду унывать, ибо я должен трезвиться. В центре моей жизни должен быть Господь Иисус Христос. Когда вы покидаете свой дом, вступая в брак, вы оставляете своего отца, мать, братьев, родственников и строите новую семью. И вы уже не оглядываетесь назад, поскольку теперь перед вами целый новый мир, которому должно радоваться, который должно вкушать. Все мы должны полностью отдать свою жизнь тому, чему мы себя посвятили, и тому, что мы любим – семье или, в случае монахов, – Христу, с Которым мы обручились.

* * *

Отсутствие радости – это патологическое состояние человека, это добровольное замыкание человека на себе. Прежде нужно выяснить, что происходит, почему же человек не радуется. Бог не может войти в сердце, которое не радуется. В этом случае Он не может найти место, где Ему почивать, потому что Он есть мир и исполнение радости. Только подобное может притягиваться к подобному. Поэтому Бог может соединиться только с радостной душой. Для монаха, который не радуется, его духовный наставник вообще ничего не может сделать, его руки полностью связаны.

Тот, кто думает, что он приближается к достижению «полного возраста Христова» (Еф. 4:13), но не имеет радости, находится в заблуждении. Радость – это термометр духовного состояния. Отсутствие радости заставляет человека воспринимать вещи иначе, чем они есть на самом деле. Например, если в чистую воду капнуть хотя бы одну каплю оксида азота, это сразу же изменит сущность воды. Таким же точно образом одна капля горечи, депрессии, печали изменяет человека и гасит в его сердце присутствие Бога.

Работа, в чем бы она ни заключалась, должна быть поиском Бога и должна совершаться для Него. Если я делаю то, что не имеет никакой ценности пред Богом, это ничто. Вечная жизнь рядом с нашим Сладчайшим Иисусом Христом – вот высшая ценность, ради которой и нужно жить и трудиться.

* * *

Когда мы молимся Святому Духу: «Приди и вселися в ны», мы будто спрашиваем: «Где же Ты, Боже мой?» Бог желает открыть нам глаза, чтобы мы поняли, что мы есть грешники, которые могут покаяться, которых Он может простить. Если мы спросим: «Где же Ты, Господи?», невидимое присутствие Бога станет видимым для нас, Он будет действовать в нашей жизни. Бог действует, и я общаюсь с Ним. Бог остается неприступен, и я причащаюсь Его. Я отдаю Ему все свое бытие, и Он им управляет.

* * *

Божественная литургия – это обручение со Христом, это брак Агнца. Она помещает нас в Божие Царство. Когда литургия закончится, мы вновь выйдем из храма, вернемся в свой дом со своими страстями, со своими грехами и проблемами. Но мы вновь пойдем на литургию, вновь прикоснемся ко Христу, и Он обóжит нас. И таким образом, в этой непрерывной борьбе, на этом непрерывном пути, со священником впереди как нашим пастырем, мы достигнем Царства Небесного. Если мы идем на литургию с таким помышлением, мы обретаем Царство сие.

* * *

Воскресение Христово – это особый дар всем нам, который, как драгоценное миро, хлынул из Его гробницы. Никогда не было более прекрасной сокровищницы, чем гробница Господня. Бог Отец согласился на то, чтобы Его Сын был помещен во гроб, ибо Он желал, чтобы оттуда воссиял свет. Бог Отец остался бы неизвестным и недоступным для рода людского, если бы не Воплощение Второго Лица Святой Троицы, Сына Божия. И Христос Бог остался бы непостижимым для нас, если бы не откровение Третьего Лица, Духа Божия, Который пришел к нам, когда мы были лишены нашей радости, Господа Иисуса Христа. И нужно было, чтобы Он оставил нас, чтобы этот свет мог воссиять из Христовой гробницы.

Пророк сказал про Сына Божия: «Красен добротою паче сынов человеческих, излияся благодать во устнах твоих: сего ради благослови тя Бог во век» (Пс. 44:3). Нечестивцы умертвили Его. Но кто может исчислить ныне Его духовных потомков? Воскресение Христа из гроба положило начало новому роду, который рождается не через плоть, но из Его гробницы. Сия новая жизнь возникает из страданий. Это такой род людей, чья жизнь охватывает смерть ветхого человека при Крещении, смерть прошлой жизни при постриге и, наконец, еще одну смерть – земную. Поэтому мы можем сказать, что через смерть Христову выросло самое лучшее, что есть в Православной Церкви: ее девственный род, поколения монашествующих.

* * *

Многие ли способны понять, что через монашествующих в этот мир приходит свет Святого Духа? Наша монашеская жизнь – это скрытое сокровище, которое не может быть воспринято глазами ни страстных, ни просто хороших людей, но открывается только тем, кто избрал Христа и поселил Его в своих сердцах. Во Второзаконии сказано: «Пророка от братии твоея, якоже мене, возставит тебе Господь Бог твой, того послушайте» (Втор. 18: 15). «Пророк» – значит учитель, вдохновитель, тот, кто приносит послание от Отца. Он слушает то, что говорит Отец, затем вкладывает это в свои уста и передает дальше душам людей. И пришел Пророк, Который вдохновил наши сердца и подготовил их к страданиям. Первый великий Мученик, великий Учитель, Тот, Кто воспламеняет души людей и возносит их на Небеса, ведет нас по этому пути страданий. Поэтому, мои возлюбленные, Воскресший Господь – наш вечный Пророк. Он – Тот, Кто вдохновляет и учит нас, Кто идет впереди нас, чтобы мы могли следовать за Ним в Его Царство.

 

Cхиархимандрит Эмилиан (Вафидис)

 

Источник: сайт Сретенского монастыря

(26)