Сила Божия в немощи совершается. Памяти схиархимандрита Симеона (Нестеренко)

Фото 1 (7).jpeg
Схиархимандрит Симеон

1 сентября – день памяти удивительного подвижника наших дней, оберегавшего от духов злобы поднебесной паству на юге страны, – схиархимандрита Симеона (Нестеренко). Старца вспоминает окормлявшийся у него протоиерей Анатолий Старцев. Его сыновья учатся в Сретенской духовной академии. Сам батюшка, недавно проходя курс реабилитации после двух инсультов, проживал в Сретенском монастыре и поделился воспоминаниями.

 

Воспитанник Глинской пустыни

Фото 2 (2).jpeg
Отец Симеон в своей келье

Старца Симеона любили и почитали сотни, тысячи верующих. В последние свои годы он жил под Сочи в поселке Верхний Юрт. В течение многих лет, будучи прикованным к постели, он претерпевал мучительные боли. Ему редко удавалось покинуть пределы организованной им в этом поселке обители, но силу его молитв ощущали повсюду. Со всех концов России и из-за рубежа стекались к нему люди за советом и духовным наставлением.

Отец Симеон был воспитанником знаменитой Глинской пустыни. В XIX и начале XX века Глинская обитель, как и Оптина, была центром старческого окормления. Там строго хранили и исполняли заветы преподобного Паисия Величковского. Старцы могли помочь преодолеть сухость, формальность в духовной жизни, всерьез наставляя души современников на путь спасения. Ощутив, что это значит, многие, пообщавшись там с отцами, и сами становились монахами.

Так было и с Семеном Нестеренко. Он родился 1 сентября 1920 года в селе Береза Глуховского района Сумской области, это в 14 километрах от Глинской пустыни. Правда, ее в первый раз через два года после его рождения закрыли. Да и само детство у батюшки было сложное: отец их бросил, и Семен как старший помогал матери поднимать семерых детей – работал за кормильца. Пас скот. Однажды ударил мороз, а он был далеко на пастбище. Пока дошел до дома, замерзли ноги – начались осложнения. Батюшка потом всю жизнь так и мучился тяжелейшим остеомиелитом обеих ног, они опухали, становились черными, из гнойных ран выпадали кусочки костей… Малейшее сотрясение пола, когда кто-то проходил по комнате, – а людей-то к нему много стекалось! – причиняло батюшке сильнейшую боль. Но он все терпел Христа ради. Страдалец.

Лишь только братья и сестры подросли, он ушел в монастырь. Ему было 22 года. Глинскую пустынь тогда, в 1942 году, открыли на оккупированной территории. Воспитывался там у знаменитых глинских старцев – все они уже прославлены в лике святых. В то время обитель была очень бедной, в монастыре не хватало элементарного – одежды, обуви. По нескольку дней на трапезе вместо хлеба давали лишь вареную свеклу, а то и совсем братия голодала. Не было муки для просфор, вина для совершения Литургии. Но иноки того времени как истинные подвижники все безропотно терпели, благодаря Бога и Матерь Божию уже за саму возможность жить братии вкупе (Пс. 132: 1) во святой обители под Покровом Пресвятой. Глинская Рождества Пресвятой Богородицы пустынь была единственным монастырем, что открылся в России в то время, не считая Свято-Успенской Псково-Печерской обители, – но она одно время относилась к Эстонии, и потому не закрывалась.

 

Все, желающие жить благочестиво, будут гонимы

Несмотря на болезненное состояние, Семен много трудился в монастыре. Сначала исполнял послушание помощника повара, затем пел на клиросе. Обладая хорошим голосом, стал канонархом обители, подробно изучил Устав. В 1951 году был пострижен в монашество с именем Симеон. Он тогда болел очередным воспаление легких, за ним ухаживали двое послушников. Постриг совершил прямо в келье отец Андроник (Лукаш), ныне прославленный в лике преподобных. После принятия монашества наступило улучшение. Как стал вставать на ноги, бывал на службе ежедневно.

Фото 3, ПРЕВЬЮ.jpeg
Отец Симеон с чадами

В 1951 году в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова Симеона рукоположили в иеродиакона, а в 1954 году в день памяти святителя Григория Богослова посвятили в иеромонаха. После принятия сана подолгу служил, – в Глинской пустыни был Афонский устав, службы растягивались на всю ночь. Больные ноги не выдерживали нагрузок. С каждым годом батюшке становилось все труднее служить и передвигаться. Часто у людей, претерпевающих боль, появляется некая нервозность, самозамкнутость, но батюшка превозмогал себя, становясь в этом подвиге терпения и смирения все более благодушным, любвеобильным.

Его очень полюбил народ – к нему и молодому ехали за советом. Властям это не нравилось. Так батюшка, имея печатную машинку, еще и рассылал духовным чадам письма-поучения с выдержками из святых отцов. Тогда с духовной литературой сложно было. А ему из афонского Пантелеимонова монастыря присылали листки с душеполезными цитатами, он ими и делился. Кто-то донес уполномоченному. Тогда и приказали удалить батюшку из обители. Сначала его отправили на сельский приход, потом по ходатайству Патриарха Алексия I ненадолго вернули, но после, в 1959 году, и вовсе по требованию уполномоченного изгнали из Глинской пустыни. Впрочем, ее и саму в хрущевские гонения вновь закрыли – в 1961 году.

Когда отец Симеон служил на приходе, у него снова разболелись ноги, и чтобы успеть на утреннюю службу, он с вечера полз на животе от хатки, где его разместили, до церкви. Но как только оказывался в храме, Господь давал ему силы: батюшка вставал и служил Литургию. Прихожане и не знали, чего ему это стоило. Кто-то из односельчан измывался, видя с вечера его ползущим по земле:

– Вот поп до чего допился! Уже на ногах не стоит!

А правды он там никому не говорил. Я спрашивал:

– Батюшка, а почему вы не рассказывали про свою болезнь?

– Старцы нас приучали к такому смирению, послушанию, чтобы мы не жаловались ни на какие скорби, болезни. Воспитали нас так, чтобы никто из нас даже не разрешал себе пить лекарства.

Фото 4 (2).jpeg
Отец Симеон у себя в домике

Я действительно помню – были кризисы, а он ничего не принимал, чтобы облегчить свое состояние. Всего несколько раз сделал исключение – и то только потому, что терял сознание, приезжала скорая, его приводили в чувство, и, чтобы не обидеть врачей, он мог выпить таблеточку. Врачи ему оставляли упаковку, но, когда уезжали, он больше к медикаментам не притрагивался. У него башмаки были полными гноя – хлюпали. Но он никогда не жаловался. Вспоминал одного из глинских братий, как тот подобное с благодарением Богу претерпевал. У самого батюшки в ногах даже червяки завелись. А он не обращал внимания, шутил по этому поводу, балагурил.

 

В горах Кавказа

Когда власти изгнали отца Симеона из Глинской пустыни, тамошние старцы посоветовали ему ехать на Кавказ. Там и многие из них после второго закрытия обители оказались. Несмотря на постоянные хвори, отец Симеон добрался до горного селения Псоу – это на границе Абхазии, недалеко от Сочи. Там обосновалось тогда много подвижников. Отсюда он поднимался далеко в горы, в труднодоступные места, где скрывались отшельники, чтобы причастить старых монахов, которые уже не могли спускаться с тех вершин, куда они навсегда удалились от мира. И батюшка сам ходить уже не мог, но когда надо было кого-то причастить, Господь вдруг давал ему силы. И Он хранил его во всех опасностях. Отец Симеон дожил до 90 лет. Четырежды там, в горах, чуть не падал с обрыва, но непонятно как каждый раз спасался от гибели. Грузинский Патриарх Илия II очень полюбил батюшку и часто навещал его. 2 августа 1979 года в Тбилиси он возвел отца Симеона в сан игумена, а 7 июля 1981 года в городе Цхакая – в сан архимандрита.

В Абхазии батюшка служил в древнем храме Успения Пресвятой Богородицы в селении Лыхны. В 1959 году на пожертвования духовных чад он купил здесь, неподалеку в Гудауте, часть дома и основал общинку из нескольких послушниц, пожелавших посвятить свою жизнь Господу. Было 5-6 матушек. В 1961 году по состоянию здоровья батюшка был направлен за штат епархии – Московская Патриархия платила ему пенсию по инвалидности. С 1975 года отец Симеон уже не мог ходить самостоятельно, использовал инвалидные ходунки, костыли. Но службы не оставлял.

Фото 5 (1).jpeg
Отец Симеон со своей общиной в Гудаутах. 1958 г.

Сестры из монашеской общинки прислуживали в храме, где батюшка служил. Простые люди, узнав о таком духовном старце, ежедневно приезжали тысячами. Всегда нужно было их встретить, накормить, помочь им, поговорить, поддержать. Этим матушки и занимались, они никогда не покидали отца Симеона и оставались при нем до последних его дней. Пять послушниц и сейчас живы. Мы их в домике, где жил батюшка, навещаем. Старшая из них – схимонахиня Моисея. Она имеет от Бога духовные дары. Скрывает, но говорит много того, что может знать только прозорливый человек.

 

Спасение от смертной казни в Сочи

Фото 6 (2).jpeg
Отец Симеон в Сочи

Я где-то с семи лет приезжал к отцу Симеону еще в Абхазию, а потом и в Сочи. Это было в 80-е годы. Мы, духовные чада, оставались у него с ночевкой на летней кухне. Помню, как-то проснулись – крик! Думали, пожар случился. Побежали, в окно видно: огонь горит! Дыма нет, а огонь пышет. Забегаем, перепуганные такие, а батюшка улыбается, тропари поет… А горит таким небесным, все освещающим огнем, оказывается, старинная икона… До этого она была черной – уже было не различить, что за образ. А тут – стоит такая светлая – в огне – Воскресения Христова! И благоухает. Вот это чудо случилось на наших глазах. Но тогда батюшке много святынь из разоренных храмов приносили, и они у него в келье обновлялись.

Очень трудно отцу Симеону пришлось, когда стали разжигать вражду между грузинами и абхазцами, перешедшую в настоящую войну. Батюшку угрозами принуждали встать на одну из сторон. И та, и другая стороны принуждали. Он отказался и только молился о восстановлении мира. Но не мир был нужен тем, кто эту войну придумал. И батюшка говорил: «Меня приговорили к смертной казни и с той, и с другой стороны». Духовные чада ночью вывезли старца в Сочи. Иначе бы его расстреляли.

Тогда-то, в 1993 году, он и обосновался под Сочи, в селе Верхний Юрт. Здесь скоро о нем узнал весь город, а затем и вся Россия. К нему стал приезжал Кубанский митрополит Исидор, знавший отца Симеона еще по Глинской пустыни. Посещали его и многие другие духовные лица. Часто архиереи и священники приезжали к батюшке за благословением перед строительством храма. Благословляя, он еще и просил своих матушек принести какую-то сумму. Пусть она иногда и была символической, но у получивших от старца такой «задаток» все быстро спорилось.

Фото 7 (1).jpeg
Отец Симеон заботился о возрождении монастырей, строительстве храмов

Нуждающихся в духовном окормлении становилось все больше. Когда к старцу Кукше Одесскому, ныне уже прославленному в лике святых, приезжали паломники с Кубани, он говорил им: «Зачем вы ко мне приехали, когда у вас есть свой старец Симеон?» По молитвам батюшки происходило много чудес. Это милость Божия, что он оказался в нашем праздном городе и для столь многих стал путеводителем ко спасению. К нему ежедневно во множестве ехали отовсюду. Сколь многих батюшка обратил в православную веру своей духовной мудростью и любовью. Ведь к вере и можно привести людей только любовью. Без этого удостоверения любви никто не поверит.

 

Дар прозревать тайники человеческих душ

Отец Симеон особенно славился дарами рассудительности и прозорливости. Он никогда не заставлял исполнять свою волю, и сам никогда не жил по своей воле, а жил исполнением заповедей Божиих. И каждому приходящему к нему старался раскрыть суть христианской веры, обратить человека к познанию самого себя. Многие искали мирского счастья, а он умел показать, какое это счастье – быть со Христом. Удивительно, но огромное количество тех, кто некогда вольготно жил в Сочи, сейчас уже насельники многих монастырей России. Вот в Сретенском, например, иеромонах Лука (Ауле) был наставлен в вере отцом Симеоном. Батюшка Симеон и сам приезжал в Сретенский монастырь. А еще здесь, в Москве, окормлял матушек из Покровского монастыря, где мощи святой блаженной Матронушки. Игумения Феофания (Мискина) и к ним в обитель отца Симеона приглашала, и сама навещала его в Сочи, и сестер туда к нему потрудиться отправляла. Православный мир тесен.

А насчет прозорливости, помню, мы изумлялись, как батюшка всегда наперед мог сказать: вот сейчас придет тот-то. Причем говорил так о тех, кто к нему приезжал впервые. Заранее уже сообщал, кто с чем едет к нему. Как и самому пришедшему мог точно указать все причинно-следственные связи: что из-за чего в его жизни случилось. Это поражало. Батюшка всегда мог дать правильный совет, как поступить в той или иной ситуации по воле Божией. При мне было – приходят парни, а он им: «Сначала покушайте, – усадит, – а потом поговорим». И вот те поедят, а батюшка начинает им все про их жизнь рассказывать. Те аж рты от удивления пооткрывают… Моя двоюродная сестра пришла, хотела услышать что-нибудь эдакое, а он ей как стал всю ее жизнь рассказывать, она покраснела и убежала: «Больше не пойду, он знает про мою жизнь все!» Изменить, мол, свою жизнь не могу, а говорить не хочу. И так, к сожалению, многие…

Старец действительно имел дар прозревать тайники человеческих душ. Приходившие к нему видели, что все их мысли и чувства открыты ему, и даже без слов ощущали ясный духовный контакт со старцем, получая укрепление в вере.

***

Книгу о схиархимандрите Симеоне (Нестеренко) «Чудо – дело тихое» (автор Александр Богатырёв) можно купить в магазине «Сретение».

 

(Продолжение следует..)

 

Источник: сайт Сретенского монастыря

(21)