Монахиня Ольга (Антанович): «Вместе с детьми мы учимся настоящему»

 

Сайт Елисаветинского женского монастыря в городе Минске познакомил своих читателей с директором монастырской средней школой «Ихвис» монахиней Ольгой (Антанович). Она стояла у истоков зарождения школы и уже 10 лет является ее руководителем. Какая она, школа «Ихвис»? Какие педагоги здесь работают? Может, они знают какой-то суперсекрет, ведь дети спешат сюда с неподдельной радостью?

 

— Быть директором православной школы — что это значит?

— Десять лет я тружусь на этом послушании, и, наверное, до конца сложно ответить на вопрос: «Почему я здесь?» Но Господь поставил на это место, и нужно Ему доверять.

Мы начинали школу с одного класса, с пятнадцати детей. За десять лет школа выросла до десятого класса. Это путь и рост и самой школы, и всех нас, кто здесь трудится.

Господь с каждым следующим этапом ставит новые задачи. Было, конечно, много всего: и проблем, и искушений, но мы выстояли и потихоньку делаем свое дело.

— Какой духовный опыт Вам дало это послушание?

— Прежде всего, брать на себя ответственность. Внутренний вопрос, который передо мной стоит: «Для чего это всё?» И сейчас для меня самым важным являются мои личные отношения с детьми, благодаря которым ты сам постоянно учишься и духовно растешь.

— Дети спешат в школу «Ихвис» с неподдельной радостью. Что делает ее особенной?

— Наша школа живет и развивается при монастыре, а значит, в нашем общем труде изначально заложен духовный смысл. Мы не делаем упор на детский успех, престиж и элитарность, но вместе с детьми пытаемся возрастать в православной вере, учиться чему-то настоящему. В этом нам помогают совместные молитвы, богослужения, праздники, паломнические поездки. Конечно, мы надеемся, что внешнее перерастет во внутреннее и станет движением всей жизни каждого из нас. Вот на такую ступенечку хочется выходить.

— Вы уже упомянули о некоторых традициях, которые сложились в школе — молитва, совместные праздники и поездки. Поделитесь, пожалуйста, как именно они помогают создать нужную атмосферу в школе?

— Самое главное — это общая молитва. Она объединяет нас и дает силы трудиться, что-то придумывать, созидать и, конечно, преодолевать трудности на нашем пути. Понимаешь, что ее невозможно опустить, оставить, ведь таким образом может что-то нарушиться, можно потерять благодать. Конечно, стоять на молитве непросто и детям, и взрослым. Это большой труд и понуждение, а иногда, кажется, даже просто правило. Но это только кажется…

В нашей школе есть факультатив «Основы православной культуры». Постепенно мы нарабатываем свой опыт в этом направлении. Например, в прошлый Великий пост на первом этаже находился постовой календарь, который всё время обновлялся. Ребята делали презентации о смысле каждой недели, о различных событиях Великого поста, выполняли интересные задания, готовили постную пищу, посещали монастырскую пекарню, где выпекали «жаворонков» на праздник Севастийских мучеников. Наши школьники всегда с радостью участвуют в акциях милосердия. Например, к Вербному воскресенью в прошлом году ребята сами делали вербочки, пекли пряники и организовали благотворительную ярмарку.

Детям, родителям и учителям полюбились наши концерты и спектакли на большие праздники — Пасху, Рождество, Покров Пресвятой Богородицы.

— Что важно дать ребенку, чтобы школа действительно стала для него семьей?

— Как видите, жизнь в нашей школе очень насыщенная. Но, повторюсь, мы стремимся, чтобы все внешние моменты влияли на внутреннее устроение и детей, и всего школьного коллектива. Хочется, чтобы наша православная вера меняла наше отношение друг к другу и мы проявляли участие, терпение и заботу, уступали, уважительно общались, совершали добрые поступки. Мы все связаны, и это важно осознавать.

В школе мы стараемся создать семейную обстановку и атмосферу радости, любви, уюта. И это, конечно, большая совместная работа и учителей, и родителей, и самих школьников.

— А как Вы сформулировали бы миссию школы?

— Миссия нашей школы — сочетать и образование, и воспитание. Родители знают, насколько важна среда, в которой растет и развивается юное сердце. В школе «Ихвис» ребят учат взаимопомощи, милосердию и отзывчивости, любви к Отечеству и уважению к старшим — иными словами, сеют здоровое зерно, которое в будущем, мы верим и надеемся, даст добрые плоды. Отец Андрей Лемешонок (духовник Елисаветинского монастыря. — Прим. М.Х.) часто об этом говорит: «Главное, чтобы вы все стали хорошими верующими людьми».

Наша цель — воспитание детского сердца любящим, чистым и добрым. Мы хотим, чтобы каждый ребенок оставался настоящим, не потерял своей внутренней душевной красоты, не заразился неправдой.

В школе работают опытные, профессиональные учителя, многие из которых верующие воцерковленные люди. Своим отношением к детям, манерой общения они дают ребятам правильные ориентиры.

В этом году монахиня София (Кладиева) стала преподавать у нас русский язык и литературу. Недавно мы посетили ее урок и были просто в восторге. Русский язык и особенно литература — большая сила для воспитания детей.

Педагог по истории, Александр Владимирович Чурбаков, у нас тоже прекрасный, умеет находить общий язык с детьми, заинтересовать их своим предметом. Александр Владимирович постоянно проводит викторины, игры, дебаты. Его уроки детям очень нравятся. Про наших учителей я могу долго рассказывать (улыбается)

— А что для Вас важно в личности педагога, по каким критериям отбираете учителей в свой коллектив?

— Педагог — это действительно призвание, ведь он имеет дело с самой тонкой материей — душой ребенка. То есть учитель должен быть «призван» к общению с детьми, к преподаванию. И это тяжелейший ежечасный и ежеминутный труд.

Первостепенное значение имеет профессионализм и отношение к детям. Здесь важно уметь балансировать: одновременно быть детям другом, которому можно довериться, и вместе с тем сохранять авторитет педагога. В этом плане у каждого учителя идет постоянный творческий поиск такого баланса.

— Многие специалисты отмечают, что сейчас у детей упала мотивация к обучению. В чем корень проблемы, на Ваш взгляд, и можно ли с этим что-то сделать?

— Думаю, на наших детей серьезно влияет этот мир и всё то, что в нем происходит, общий фон нашей жизни. Детям по большому счету не нужно ни о чем заботиться, трудиться, даже знания добывать не нужно — всё дается легко. Как можно детей мотивировать? Мы сейчас сами находимся в поиске ответов.

— Какие активности, помимо учебной программы, предлагаются детям?

— В школе «Ихвис» много творческих направлений, это наша особенность. Я сама музыкант, искусство меня вдохновляет. В школе уже сложилось крепкое творческое содружество: музыка, хореография и театр. Педагоги по этим предметам готовят все наши концерты и спектакли, в которых участвует практически вся школа. Такие мероприятия всегда проходят красиво, ярко, радостно.

Мы любим праздник 9 Мая. Ежегодно в школе проходит шествие «Бессмертного полка» и концерт. В этом году, кроме нашего общего школьного концерта, ребят пригласили поучаствовать в монастырском фестивале «Радость». А этой осенью они даже дважды выступили с этой концертной программой в Пинске и Барановичах. Детям важно делиться своим творчеством, выходить за пределы школы, участвовать в конкурсах и фестивалях.

— В школьном фойе можно увидеть много красивых картин. Художественное направление в «Ихвис» тоже есть?

— Здесь нужно отметить нашего учителя изобразительного искусства Анну Сергеевну Лауткину, которая, к слову, трудится в монастырской иконописной мастерской. Своим педагогическим подходом она показывает, что все дети могут рисовать. Мы выставляем детские работы, созданные просто в рамках урока, и каждая из них заслуживает внимания.

— Не могу не спросить про планы: в каком направлении стремитесь развиваться?

— Каждый год не похож на предыдущий, возникают новые цели, новые идеи. Всё время хочется обновления, развития. Вот и наши традиционные предметные недели по математике, языкам, географии, биологии и т.д. мы стараемся развивать и дополнять. Каждая неделя насыщена интересными мероприятиями: школьники делают презентации, стенгазеты, разыгрывают сценки, участвуют в брейн-рингах, квестах, конкурсах, встречаются с интересными людьми. Например, в школу «Ихвис» приезжал Алексей Савватеев — известный московский профессор и популяризатор математики. Ребята также встречались с белорусским писателем Владимиром Липским, поэтом и педагогом протоиереем Артемием Владимировым, членом федерации танцев Робером Жаком, мультипликатором Натальей Федченко и многими другими.

Такие недели сплачивают коллектив школы, раскрывают новые таланты детей и учителей. Наблюдая эмоции ребят во время таких игр, понимаешь, что весь труд не напрасен.

В прошлом году в школе проходила конференция, для которой дети вместе с учителями и родителями готовили материалы по району Новинок — что здесь было до появления монастыря. Дети собирали и обрабатывали информацию, затем представляли ее на конференции. В планах — создать свой школьный музей.

Совсем скоро у нас пройдут «Елисаветинские чтения». Хочется, чтобы ученики, родители и педагоги больше узнали о святой покровительнице нашего монастыря преподобномученице Великой княгине Елисавете и почувствовали, что их школа — часть монастыря.

— Существует мнение, что православная школа — это «оранжерейная» среда, после которой детям сложно устоять против соблазнов этого мира. Как бы Вы это прокомментировали?

— Батюшка (отец Андрей Лемешонок. — Прим. ред.) часто вспоминает, с каким воодушевлением он задумывал и начинал школу «Ихвис», но вскоре стало понятно, что всё не так просто и легко.

Мы не знаем, какими дети выйдут, получится ли нам взрастить в них доброе и вечное, но все-таки верим, что наши усилия не пропадут даром. Ребята участвуют в богослужениях, причащаются — это вселяет надежду. Разве лучше, чтобы дети постоянно видели какую-то грубость и вульгарщину? Разве от этого они станут хорошими? Мы точно знаем, что в каждого ученика вложено много сил и труда. Наша задача — сеять зерна, молиться за них и верить, что дерево даст добрый плод.

— Матушка, продолжите, пожалуйста, фразу: «Школа «Ихвис» — это…»

— Школа «Ихвис» — это школа любви. Это соборность и детей, и всех взрослых — родителей и учителей. Самое главное, для чего создана наша школа, — дать возможность становлению личности каждого ребенка, чтобы он вышел из стен нашей школы с духовной и образовательной базой.

 

Источниксайт Елисаветинской обители

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *