Родители игумении Параскевы (Ельской), настоятельницы Мироносицкого женского монастыря в городе Бобруйске, можно сказать, тоже давно посвятили жизнь Богу. Отец Александр – клирик могилевского храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица». Мама Валентина Алексеевна долгое время трудилась в могилевском соборе Трех Святителей, а сейчас с радостью помогает супругу и дочери. Все вместе они прошли необычный путь от светской семьи до настоящей малой церкви, в которой каждый служит Господу на своем месте. В эти теплые дни, которые еще хранят пасхальную атмосферу, матушка и ее родители делятся воспоминаниями с насельницей Мироносицкой обители инокиней Анатолией (Марчук).
– У вас очень интересный семейный путь. Думаю, всем будет интересно, как ваша семья пришла к Богу.
Матушка Валентина: – Господь каждого ведет к Себе особым путем. Когда-то я вела дневник, где писала о событиях своей жизни, обращалась к Богу. Были и скорби, и радости. Но сейчас я понимаю, что все было не просто так.
Рождение семьи
– Как вы познакомились?
Отец Александр: – Познакомились мы в Кишиневе в семидесятых годах прошлого века. Валентина работала секретарем комитета комсомола, а я работал в то время на заводе «Молдавгидромаш» инженером пусконаладочной группы. Наш отдел был прямо напротив комитета комсомола. Мы участвовали в различных совместных мероприятиях, демонстрациях. Секретарь меня вызвал и говорит: «Нам нужен заместитель секретаря комитета комсомола по производству». Там и познакомились (улыбается).
М.В.: – Как сейчас помню, он был очень красивый, в белом плаще (улыбается)… Вот так и пошли одним путем…
О.А.: – И по сей день идем. Конечно, бывает всякое, но все это временное, житейское.
– В чем, по вашему мнению, секрет долгой семейной жизни?
О.А.: – В каком-то смысле дело в том, что мы «пришли» из прошлого века. Мы более закаленные – во всех смыслах слова. А спустя годы совместной жизни нас укрепила вера. Хотелось жить по принципу «мой дом – моя церковь».
М.В.: – Думаю, нам помогло и стремление угождать уже не собственным желаниям, а Богу – насколько это возможно.
Матушка Параскева: – А самое главное – вы всегда любили друг друга.
М.В.: – У батюшки такой характер, что он действительно достоин всеобщей любви.
– А что такое любовь?
М.В.: – Наверное, любовь – это прежде всего самопожертвование.
О.А.: – Это значит делиться теплом своей души, делиться всем, что мы можем дать. Даже в малом нужно стараться проявлять любовь. Например, в ЛТП человек говорит, что у него нет очков, даже молитвослов не может читать. Найти для него очки, принести хоть малую пользу – в этом тоже проявление любви.
– Как вы думаете, почему сегодня многие семьи рушатся?
О.А.: – Легко разрушаются семьи у тех, кто не привык к трудностям, к ответственности. Многие считают нормой жить в гражданском браке, то есть на самом деле в блуде. Немногие понимают, например, что венчаную пару Господь укрепляет Своей благодатью. Что крепкий брак – это каждодневный труд для обоих.
М.В.: – Нужно понимать, что вся жизнь не может быть медовым месяцем. Жизнь – это и праздники, и будни. И если видишь в своей половинке какой-то недостаток, нужно, с одной стороны, проявлять терпение, а с другой – по возможности помогать с ним бороться.
О.А.: – Да. А еще в молодые годы мы порой видим неправильное вокруг, но не замечаем в себе. Видим чужие недостатки, но не свои. А зрелость — это умение признавать и собственные ошибки.
Путь к Богу
– Как ваша семья из светской стала верующей? Чем отличается ваша жизнь до и после?
М.В.: – Отличается существенно – она более наполнена. Думаю, наполняет ее Святой Дух через людей, события…
О.А.: – Светская жизнь была наполнена разными обыденными проблемами: тут что-то не складывается, там не хватает денег… В то время это казалось главным. А когда чувствуешь опору в Боге, этих проблем просто нет. То есть даже если они есть, отношение к ним другое. Когда полагаешься на Бога, все воспринимается спокойно, а некоторые проблемы решаются словно сами собой.
– Видение жизни становится другим?
О.А.: – Да. Меняется отношение ко всему. Десять рубашек уже не нужно – хватит и полторы (смеется). Чего-то нет – и ладно, не беда.
М.В.: – Постепенно приходишь к мысли, что главное в жизни – это покаяние. Недавно я читала Отечник, запомнилось немало сильных мыслей. В первую очередь о том, как важно всех простить.
– Как говорил преподобный Амвросий Оптинский, не осуждать, никому не досаждать – и всем мое почтение.
М.П: – Именно.
– А среди ваших родных были глубоко верующие люди?
О.А.: – Моя бабушка, мама моей мамы, была верующей, жила в селе Большой Межник недалеко от села Александрия. Она была прихожанкой храма в Копыси. Там после войны служил протоиерей Петр Пинчук – замечательный батюшка, который более полувека прослужил в этом храме. Бабушка с детства прививала нам любовь к молитве, знакомила с православными праздниками.
– А дедушка?
О.А.: – Дедушка был председателем колхоза, очень много работал. Он не так активно ходил в храм, но тоже причислял себя к верующим, почитал все церковные праздники.
М.В.: – В моем роду тоже все дедушки и бабушки были верующими. Дедушка Штефан, отец моего отца, был из рода зодчих, вместе с сыновьями участвовал в реставрации и росписи многих храмов в Молдавии. Господь забрал его именно во время этих трудов: дедушка упал с колокольни, точно преподобный Серафим Саровский. Но, в отличие от него, скончался от травм. Бабушка Дарья, мама моей мамы, как мне рассказывали, часто читала Псалтирь по умершим родственникам и знакомым. А дедушка Игнатий посещал храм регулярно, очень любил молитву и церковную, и домашнюю.
– Кстати, вы могли бы рассказать немного о святых, прославленных в Молдове?
М.В.: – Небесным покровителем моего дедушки, например, был святой Штефан Чел Маре (Стефан III Великий. – прим.), молдавский воевода, прославленный в лике святых. При земной жизни он был одним из самых видных правителей тогда еще Молдавского княжества. И, что интересно, когда мы венчались в 1996 году, именно его образ стал нашей венчальной иконой.
О.А.: – Но лет двадцать назад мы не жили всем этим…
М.В.: – Тогда мы жили интересами той среды, в которой находились. Батюшка тогда он еще не был батюшкой, служил, я работала начальником отдела кадров торгового объединения.
М.П.: – А я училась.
М.В.: – Как таковой духовной жизни у нас тогда еще не было. Она начала зарождаться, когда мне довелось съездить в паломническую поездку. Тогда я побывала в Троице-Сергиевой лавре, в Киево-Печерской лавре, в Дивеево.
– А как сложилась эта поездка?
М.В.: – Моя соседка предложила присоединиться к ней. И хотя цена паломничества была немалой, мы решили, что это стоит того. Когда я приехала, сказала, что хочу обратно в лаврские пещеры (улыбается). Это была настоящая благодать…
О.А.: – А вскоре мы познакомились с отцом Борисом – молодым священником, служившим в храме Всех Святых Молдовы. Его отец тоже был священником, а мама, матушка Мария, была для нас образом настоящей матушки – образованной, милостивой. Она взяла нас под свое крыло. А отец Борис стал, можно сказать, нашим первым семейным духовником. Нам очень помогало, что всегда на нашем пути встречались хорошие люди. Отец Борис, матушка Мария, многие другие. Общаясь с такими людьми, многому учишься у них.
М.В.: – Помню, как раз тогда я начала покупать иконы в дом (улыбается). Увижу икону, почувствую, что душа лежит к ней, и покупаю.
О.А.: – И как раз в то время матушка – точнее, тогда еще просто Наталья – начала, идя на экзамен, молиться о том, чтобы сдать успешно. Перед выпускным экзаменом привела в храм всю группу (улыбается).
М.В.: – А сразу после окончания колледжа она решила поехать со мной в паломничество в Киев. И я заметила, как она была поражена увиденным.
– Это была ваша вторая поездка?
М.П.: – Для мамы – да, а для меня – первая.
– А как вы восприняли решение единственной доченьки пойти в монастырь?
О.А.: – С радостью! Отнеслись хорошо, с пониманием.
М.В.: – Но, честно скажу, не все родственники сразу приняли такое ее решение.
О.А.: – Помню, как впервые решил съездить и посмотреть, как она живет. Приехал, познакомился с настоятельницей монастыря, игуменией Маргаритой (Зюкиной).
– И какими были впечатления?
О.А.: – Я был впечатлен! В монастыре в то время было более четырехсот сестер, все постоянно было в движении. Игумения Маргарита сказала, что, если Наталье близка эта жизнь, то она останется. А если нет – сможет просто в любой момент покинуть обитель. Тогда она была еще послушницей. Матушка Маргарита говорила мне: «Я здесь как командир полка. Я должна знать каждую сестру, понимать, что у нее в душе».
– Какие послушания несла в то время будущая матушка?
О.А.: – Тогда она трудились на кухне и пела на клиросе. Кухня с четырех утра, а потом спевки… У них было два хора, каждый по тридцать-сорок человек… Это такой колоссальный труд!
– А как у вас произошла эта метаморфоза – от военной службы к священническому служению?
О.А.: – Очень просто, я бы даже так сказал. У нас закрывались предприятия, повсеместно начались сокращения. Это был конец 1990-х. И в полном здравии в сорок пять лет я ушел в запас. Супруга тоже в тот период вышла на пенсию. И в 2002 году мы вернулись сюда, в Беларусь. Приехали к моей маме, ныне уже покойной. И вот уже двадцать два года мы живем здесь.
– А как пришло решение поступать в семинарию?
М.П.: – После увольнения в запас папа был в некоторой растерянности, мы с мамой переживали за него, молились. Когда-то я спросила его: «А ты не хотел бы стать священником?» И он неожиданно легко ответил, что с радостью. Папе на тот момент исполнилось пятьдесят лет. Мы с мамой начали интересоваться, возможно ли поступление в семинарию в таком возрасте. И вот однажды наш монастырь посетил архимандрит Нафанаил (Крикота), ныне митрополит Волынский и Луцкий, занимавший тогда должность ректора Почаевской духовной семинарии. Я задала владыке волнующий меня вопрос. И получила ответ, что возраст не станет препятствием для поступления. А чуть позднее мы с папой поехали в Почаевскую лавру, на праздник в честь преподобного Иова Почаевского. Там папа познакомился с владыкой Нафанаилом, и тот, увидев в нем добрый потенциал, с радостью пригласил его поступать.
М.В.: – А я в то время уже трудилась в соборе Трех Святителей в Могилеве. Была служительницей храма – то есть кем-то вроде завхоза или церковницы.
О.А.: – В Могилеве тогда восстанавливали храм в честь Серафима Саровского. Ранее в нем был кинотеатр «Смена». И отец Геннадий, секретарь епархии, направил меня на восстановление этого храма. Я был там завхозом, старостой. И вот как раз в этот период и пришло решение поступать. В то время мы ходили в храм в Полыковичах, где уже служил отец Александр Ралюк. Он и дал мне рекомендацию для поступления. Я поступил в Почаевскую семинарию в 2004 году, окончил ее в 2009-м.
– Учиться было интересно? Какой была атмосфера в семинарии?
М.П.: – Мы с мамой очень поддерживали папу в период учебы, практически после каждой сессии делали ему какой-то небольшой подарок. А в конце обучения даже подарили велосипед (улыбается).
О.А.: – Да, помню, как перевозил его на поезде из Киева в Могилев (смеется). А что касается учебы… Да, учиться было интересно. В Почаеве отличная библиотека, в ней очень много прекрасных книг. Помню, как мы писали сочинения на разные темы.
М.В.: – Это был такой подъем! Я подбирала ему материалы, а он писал.
О.А.: – Я привозил оттуда разные книги, например, Катехизис. Это были именно киевские издания. Дома и сейчас немало книг. Можно года три не выходить из квартиры, читать и читать (улыбается).
М.В.: – Батюшка даже сейчас некоторые книги отвозит в могилевский лечебно-трудовой профилакторий, который он окормляет.
Бобруйский монастырь – новая «миссия»
– Мироносицкий монастырь – очередная глава вашей жизни…
О.А.:– Изначально мы вообще ничего не знали об этой обители. Только слышали о ней, но не более. Тогда мы уже неплохо знали Барколабовский монастырь, ездили туда время от времени. Мне доводилось даже там служить, когда там еще не было постоянно служащих священников. А наш владыка Софроний в то время дружил со схиигуменией Антонией, которая тогда возглавляла этот монастырь, а сейчас находится на покое.
М.В.: – Мы очень рады, что можем посильно помогать матушке Параскеве и сестрам. Хочется по примеру наших предков принимать участие в созидании храмов (улыбается). И в меру наших сил делать что-то полезное для молодой бобруйской обители.
Инокиня Анатолия (Марчук)
Источник: bobrlife.by