Устав Успенского Жировичского митрополичьего мужского монастыря

Настоящий Устав составлен в согласии с традиционными монашескими правилами восточных православных общежительных монастырей и, в частности, по типу ныне действующего устава Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

 

Основания монашества

 

§ 1. Устроение монашеской жизни основывается на Слове Божием и учении святых Отцов Церкви, а также на врожденном человеку стремлении духа путем самоотвержения достигать высшего нравственного совершенства.

§ 2. Целью монашества является теснейшее единение с Богом, стяжание благодати Божией, достижение высшего духовного совершенства (Мф. 5:48), путем добровольного неуклонного выполнения христианских заповедей и основных монашеских обетов: нестяжания, девства и послушания.

§ 3. Нестяжание состоит в совершенном отречении от мира, то есть в оставлении собственного имущества, занятий мирскими делами, оставлении мирских почестей и званий (Мф. 19:21). Пища, одежда и другие необходимые предметы должны служить лишь сохранению жизни и здоровья, а не удовольствию и похоти, а потому должны употребляться с большим ограничением.

§ 4. Девство состоит в постоянной безбрачной жизни, т.е. в совершенном воздержании от всего, дозволяемого в жизни супружеской, а также в постоянном хранении души от нецеломудренных мыслей и пожеланий. Св. Афанасий Великий называет путь девства «путем ангельским, коего нет превосходнее».

Давший обет девства утверждается на следующих словах Священного Писания: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу» (1-е Кор. 7:32-35); «Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19:12).

Твердое основание девству положила Преблагословенная Дева Мария, которое Она вознесла до беспримерной высоты.

§ 5. Послушание состоит в постоянном добровольном смиренном подчинении себя воле другого с решительным отвержением собственной воли и собственного разумения. Истинный послушник выполняет послушание именно так, как ему указано, ничего не опуская и не прибавляя.

Дающий обет послушания утверждается на словах Господа Иисуса Христа: «Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мной» (Мф. 16:24; Мр. 8:34; Лук. 9:23); «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугой» (Мф. 20:26).

§ 6. Строгое соблюдение насельниками обители обетов и правил монастырских и отречение от мира не означает пренебрежение в жизни общества, но – желание посредством подвига самоуглубления (пост, воздержание, труд и молитва) послужить нравственному совершенствованию человека подлинному его благу.

§ 7. Жировицкий монастырь, как и другие монастыри Русской Православной Церкви, тесно связаны с судьбами своего земного Отечества, и его интересы для насельников монастыря не должны быть безразличны. Следуя традициям отечественных монастырей, братство Жировицкой обители являет собой деятельный пример патриотизма и миротворчества.

 

Устройство Свято-Успенского Жировицкого монастыря

 

§ 8. Свято-Успенская Жировицкая обитель – общежительный монастырь; число братии определяется самим укладом и потребностями монастырской жизни. Подчиняется монастырь непосредственно епархиальному архиерею, который именуется священноархимандритом Свято-Успенской обители, с каковым титулом его имя и возносится за монастырскими богослужениями.

§ 9. Священноархимандрит Свято-Успенского Жировицкого монастыря осуществляет руководство обителью через своего наместника, назначаемого указом Святейшего Патриарха по представлению правящего архиерея.

§ 10. Правящий архиерей, по представлению наместника, назначает основных должностных лиц монастыря: духовника, благочинного, казначея, эконома, ризничего и других; преподает благословение на посвящение в священный сан достойных лиц из братии, удостаивает соответствующих наград или представляет к ним Патриарху и преподает благословение на поступление в монашество.

§ 11. Он также осуществляет общее наблюдение и контроль за ведением монастырского хозяйства, за правильным учетом и расходованием денежных средств и за сохранностью зданий и имущества монастыря.

§ 12. Для решения важных вопросов монастырской жизни действует Духовный собор, членами которого являются наместник, духовник, благочинный, казначей, эконом и, в случае нужды, другие лица из братии.

Духовный собор проводит свои заседания по благословению наместника. Протоколы заседания Собора и его решения утверждаются священноархимандритом монастыря – правящим архиереем.

 

Должностные лица монастыря

 

§ 13. Наместник

а) Наместник в монастыре есть ближайший помощник и заместитель настоятеля, более всех имеющих попечение о благоустройстве братии и обители;

б) наместник обязан всемерно поддерживать в монастыре строгую дисциплину и образцовый порядок, проявлять заботу о духовном совершенствовании всех иноков и насельников обители, неустанно наблюдать за благолепием и порядком богослужений;

в) наместнику, как лицу, ответственному по монастырю, даны права иметь попечение о хозяйстве, о внешнем состоянии храмов и построек обители; принимать посетителей: богомольцев, иностранных и местных гостей, сотрудников церковных и государственных учреждений и иных лиц, руководствуясь в этом собственным благорассуждением;

г) при помощи духовника он следит, чтобы вся братия возможно чаще очищала свою совесть покаянием и причащались Святых Таин;

д) наместник возглавляет все монастырские богослужения, произнося за ними соответствующие поучения, или поручая в иные дни проповедание способным к этому священноинокам;

е) наместник проверяет исполнение послушаний, возлагаемых на каждого из членов братства обители и, в случае необходимости, делает замечания, выговоры или иного рода взыскания;

ж) в случае отлучки, болезни или смерти наместника, во временное исполнение его обязанностей вступает духовник или благочинный монастыря.

 

§ 14. Духовник

На должность духовника монастыря поставляется опытный в духовной жизни иеромонах, честного и богоугодного жития, одаренный от Бога духовным рассуждением и прилежный к чтению Слова Божия и свято-отеческих писаний.

Обязанность духовника состоит в совершении таинства Покаяния и в духовном руководстве братии по пути ко спасению.

Духовник обязан следить, чтобы все насельники обители неуклонно приступали к приобщению Святых Таин Христовых; обязан посещать и причащать болящих, утешая и ободряя их в несении их жизненного Креста.

По благословению наместника, могут быть назначены старцами и наставниками над новоначальными и иные, опытные в духовной жизни насельники обители, но и они должны подчиняться главному духовнику обители, принимая от него отеческие советы и наставления.

Духовник следит и за общим совершением исповеди богомольцев, чтобы очередные духовники-иеромонахи исполняли свои обязанности с благоговением и страхом Божиим.

В великом, ответственном и трудном деле духовного руководства духовник руководствуется словом Божиим, богомудрыми отеческими писаниями и правилами Святой Церкви, а в недоуменных случаях он должен обращаться за советом к настоятелю и следовать его рассуждению и воле.

 

§ 15. Благочинный

Благочинный обязан наблюдать за внешним порядком и нравственным поведением братии монастыря.

Во время богослужений благочинный наблюдает, чтобы в храме соблюдались надлежащая тишина и строгий порядок.

Благочинный во всякое время посещает братские келии, следя за порядком, чистотой келлии и времяпровождением братии, дабы монашествующие не проводили время в праздности, но трудились на послушаниях, а в свободные часы упражнялись в чтении Священного Писания, душеполезных книг, в труде и молитве.

В целях охранения нравственности братии благочинный должен заботиться, чтобы братия не принимала у себя в келлиях посторонних лиц, особенно лиц женского пола; свидания с родными и близкими допускаются с разрешения самого благочинного или наместника.

Монастырских гостей благочинный разрешает размещать в гостинных келлиях, вместе с гостинником заботясь об их покое.

Благочинный следит, чтобы братия без нужды не посещала лиц, разместившихся в гостинных келлиях, особенно после вечернего молитвенного правила, когда возбранено всякое общение даже братии между собой.

Благочинному необходимо ежедневно записывать в книгу, как братией был проведен день, т.е. все ли были на положенных службах, своевременно ли к ним приходили, все ли были за общей трапезой, не было ли уклонений от послушаний или отступлений от правил иноческой жизни. Эту книгу с дневной записью благочинный ежедневно представляет наместнику, который в ней против донесений отмечает соответствующие делу распоряжения (Циркулярный указ Св. Синода от 25 сентября 1901 г.).

Благочинный может иметь помощника.

 

§ 16. Казначей

Казначей обители обязан внимательно наблюдать за поступлением и расходованием монастырской казны и ведением приходо-расходных книг с соблюдением правил отчетности, каковая ежегодно представляется наместником настоятелю.

Казначей также следит за состоянием и движением всех иных видов материальных ценностей, а также за хозяйственным и административным письменным делопроизводством монастыря. В казнохранилище казначею следует хранить и оберегать от всякой порчи монастырские планы и прочие важнейшие документы.

Казначей следит за составлением, хранением и проверкой описей монастырского имущества и ценностей, имеющихся в обители.

Казначей выдает авансом деньги эконому или другим лицам, посылаемым для покупок, и с них требует отчета и остающиеся деньги, после чего расходные документы утверждаются наместником.

Казначею подчиняются бухгалтер, кассир, письмоводитель, свечник, лавочник, а также и другие должностные в этой области лица.

Казначей полностью подотчетен как священноархимандриту монастыря, а также и его наместнику.

 

§ 17. Эконом

К обязанностям эконома относится заведование и надзор за хозяйственной жизнью монастыря.

В распоряжении эконома находятся насельники обители, занимающиеся монастырскими трудами, а также наемные рабочие, которых эконом принимает и назначает в нужное время для производства различного рода специальных работ.

Распределение времени работающей братии определяет по-своему наместник или благочинный, а эконом следит лишь за тем, чтобы в назначенное время все занимались работой.

Распределение времени наемных рабочих зависит от усмотрения самого эконома, который назначает необходимые работы и следит за их исполнением (к таковым относятся шоферы, электрики, каменщики, штукатуры, столяра и др.).

Если в монастырском хозяйстве эконом признает необходимым и полезным осуществить какие-либо улучшения, то ему необходимо предоставить свои соображения наместнику и настоятелю монастыря.

Эконому следует обеспечить всем необходимым келаря, рухлядного, заведующего мастерскими, гостинника, больничника, трапезника, закупщика, привратника.

Эконом имеет помощника.

 

§ 18. Ризничий

К обязанностям ризничего относится заведование и охранение всей церковной утвари, на которую составляется положенная опись, ежегодно контролируемая наместником.

Опись всего церковного имущества должна иметь инвентарный номер. Книга описи хранится в канцелярии – бухгалтерии, в безопасном месте и без благословения наместника она никому не выдается. Самому же ризничему следует иметь точную копию описи для проверки наличия упомянутых в ней предметов.

Ключ от ризницы ризничий должен всегда иметь у себя и никому его не отдавать, кроме помощника ризничего и то под личную ответственность самого ризничего.

Ключи от храмов ризничий держит ночью только у себя.

Ризничий выдает облачения для священнослужений; следит за тем, чтобы требующее починки было своевременно исправлено, а о необходимости приобретения новых предметов докладывает наместнику. Предметы, пришедшие в негодность, описываются с книги описи только по рассмотрении с наместником и казначеем, после чего составляется соответствующий акт.

 

§ 19. Келарь

Обязанности келаря заключаются в наблюдении за целостью и сохранностью продовольствия. Под его наблюдением находятся монастырская кухня, склады продовольствия, квасоварня и просфорня, в коих должны соблюдаться безусловная чистота и порядок.

Келарь наблюдает, чтобы на трапезе всегда приготовлялось все то, что положено по Уставу. Без особого благословения наместника или благочинного келарь не должен отпускать пищу в братские келлии. В случае каких-либо недоумений келарю надлежит обращаться за указанием к своему непосредственному начальнику – эконому.

 

§ 20. Уставщик

Обязанности уставщика заключаются в строжайшем наблюдении за чином церковных служб, их уставностью. Он следит за чтецами, которые обязаны заблаговременно приготавливать положенные Уставом кафизмы, тропари, кондаки и иные чтения и читать на клиросе без ошибок, благоговейно, громко и отчетливо, но без любования своим голосом, что является признаком самомнения и гордости. Малознающих чтецов уставщик должен научить правильному – уставному чтению.

К обязанностям уставщика относится и то, чтобы всегда исправно прочитывались синодики и поданные поминальники; как-то на проскомидии и литургии, на молебнах и панихидах.

Уставщику подчиняются регент, канонарх и очередные чтецы и певцы. У уставщика также могут быть помощники, например, ответственный за правый и левый клиросы.

 

§ 21. Регент

Обязанности регента состоят в управлении монастырским хором и в установлении образцового порядка на клиросе.

Хор должен петь стройно и молитвенно, чтобы пение умиляло предстоящих, приводило к прославлению имени Божия и приносило духовную пользу всем молящимся.

Ни сам регент, ни певчие не должны допускать между собой шуток, смеха, празднословия и шума. Канонарху следует заблаговременно просматривать тексты стихир и иных песнопений, чтобы канонаршить внятно и отчетливо, делая правильные по смыслу остановки между фразами.

Регент систематически организует спевки, в которых должны неуклонно участвовать все певчие.

 

§ 22. Экклесиарх или старший пономарь

Экклесиарх обязан наблюдать за прислуживанием в алтаре и храме пономарей, за чистотой и опрятностью в храме, за своевременным производством благовеста к церковным службам, за освещением алтаря и храма, а также за благоговейным совершением крестных ходов и иных богослужебных процессий (погребения скончавшихся; освящение воды, куличей, плодов и под.).

Экклесиарх подчиняется ризничему.

 

§ 23. Свечник

К обязанностям свечника относится продажа свечей богомольцам, прием поминовений и уплаты за них, а также сбор других доходов по церкви, каковые он должен опускать в запечатанные ящики, а после высыпки давать казначею подробные сведения о денежных поступлениях, имея у себя книгу для записи прихода, расхода и остатка свечей.

Свечник должен смотреть, чтобы церковные денежные кружки (свечная, молебная, исповедные и иные) были закрыты до времени подсчета.

Свечник имеет в своем ведении и иные церковные свечи (диаконские, полиелейные, выносные, настольные, дикирные и т.п.), которые выдает экклесиарху или ризничему, ведя соответствующий письменный учет.

Свечник следит за своевременным поставлением свечей у местных и иных икон и за своевременным снятием и надлежащим хранением огарков, подлежащих сдаче на свечной завод (епархиальное управление).

 

§ 24. Лавочник

К обязанностям лавочника относится продажа икон и разного рода поделок, выходящих из мастерских церковной утвари, составление сметы на товар и ведение по торговым операциям установленной монастырской отчетности.

Выручка по лавке сдается казначею.

Периодически, по благословению наместника, производится учет по лавке особой комиссией.

 

§ 25. Пономарь

Обязанности пономаря требуют весьма внимательного отношения, так как послушание его сопряжено с прислуживанием в алтаре вблизи святого престола и жертвенника.

Пономарь обязан прислуживать за богослужениями, возжигать в алтаре светильники и кадило, приготовлять просфоры, вино, воду и иные вещи. Алтарь, церковь, паперть, иконы, подсвечники и др. пономарь должен очищать от паутины и пыли. Церковный мусор нужно высыпать в непопираемое место, освежать воздух посредством вентиляции и открытия окон, ковры и дорожки по возможности чаще выколачивать от пыли и грязи. Пономари подчиняются ризничему или экклесиарху.

 

§ 26. Звонарь

В положенное время звонарь совершает благовест к богослужению, в соответствии с Уставом и введенным в монастыре обычаем.

Звонарю также надлежит наблюдать за правильностью хода и боя больших часов и о всех случаях их неисправности ставить в известность эконома.

 

§ 27. Письмоводитель

К обязанностям письмоводителя относится ведение всего канцелярского делопроизводства обители. Все письменные дела монастыря, в том числе и архивные, должны всегда находиться в полном порядке, быть надлежащим образом зарегистрированными. Переписка обители не должна задерживаться.

Письмоводитель подчиняется казначею и руководствуется его указаниями. Письмоводитель может иметь помощника – письмоносца, который сдает на почте и принимает всю монастырскую корреспонденцию, а также доставляет корреспонденцию в местные учреждения.

 

§ 28. Хранитель богослужебных книг и периодической литературы

Книгохранилище надлежит содержать в полном порядке и чистоте, книги ветхие надлежит своевременно отдавать в переплет.

Каждый брат, взявший книгу, газету или журнал должен хранить их у себя в целости, чистоте, оберегая от жары, сырости и иных повреждений, не переворачивать листы грязными руками, не делать надписей и помарок на полях книги, при необходимости делая выписки в свою тетрадь.

Передавать другому лицу взятые книги не разрешается. От уходящих из монастыря следует требовать возвращения взятых книг.

Книги, требуемые для богослужений, хранитель выдает своевременно приходящему уставщику или может по особому списку выдавать ризничему полный круг богослужебных книг, в таком случае ризничий несет всю ответственность за их сохранность.

 

§ 29. Рухлядный

Рухлядный наблюдает за приобретением или изготовлением обуви или одежды для братии, а также за их починкой. В своих сношениях с братией рухлядному надлежит быть беспристрастным и внимательным, ибо часто случается, что иной по скромности своей не просит, хотя нуждается в вещах, иной же требует без нужды лишнего.

Священнослужителям всегда должна выдаваться одежда чистая и не изорванная. Вновь поступающим, вместо подрясника, который надлежит давать лишь по истечении некоторого времени, следует выдавать особую черную блузу.

Что касается материала, из которого надлежит шить братии одежду, то его следует покупать простой, более отличающийся прочностью, чем изысканностью, и не цветной, но черный или серый (на подрясники), ибо щегольство в одежде неприлично иноческому смирению.

Рухлядный подчиняется казначею и ему подотчетен в своем послушании, представляя смету на приобретение потребных материалов.

 

§ 30. Просфорник

Просфорник является лицом, ответственным за изготовление просфор, т.е. хлеба, приносимого при священнодействии Святой Евхаристии. Такой хлеб подобает печь из чистой свежей пшеничной муки, положив закваски и соли в меру, дабы он имел вкус благоприятный.

Сам просфорник должен жить в чистоте и благоговении, пребывая в молитве, особенно во время работы в просфорне.

Просфорник подчиняется эконому, получая муку и все потребное у келаря.

 

§ 31. Трапезник и повар

Обязанности трапезника и поваров состоят в надзоре за приготовлением братии пищи, трапезник следит и за порядком во время трапезования.

Трапезник или повар каждый день с вечера (или однажды на всю неделю) испрашивают благословение у наместника, какую и в каком количестве готовить пищу.

Утром трапезник (или другой работник кухни) должен прийти в церковь для получения огня от горящего пред чудотворным образом Божией Матери светильника, из рук служащего священноинока. Этим огнем надлежит разводить огонь на кухне, прочитав Молитву Господню «Отче наш…».

Во время трапезы трапезник следит, чтобы пища делилась между братьями поровну и подавалась с молитвой Иисусовой, на которую братия ответствует словом «Аминь».

По окончании общей братской трапезы во вторую очередь вкушают пищу сам трапезник, чтец, читавший за трапезой, и те из братий, которые, находясь в неотложных послушаниях, не попали в первую очередь.

После второй очереди трапезник никому пищу не отпускает ни в трапезе, ни в келлии, разве по особому указанию благочинного или эконома, которым трапезник непосредственно подчиняется.

Трапезник, как и повар, наблюдает за тем, чтобы в трапезе и на кухне всегда соблюдались образцовая чистота, опрятность в одежде прислуживающих, а также они должны следить за проветриванием помещений – трапезы и кухни.

 

§ 32. Гостинник

Гостинник обязан с любовью и усердием обслуживать приезжающих в обитель.

О прибытии посетителей гостинник немедленно докладывает наместнику (или лицу, его замещающему) и без благословения его никого в гостиницу не принимает.

Приходящих в обитель монашествующих и послушников из других монастырей никоим образом не следует помещать с братией, но или в гостинных помещениях, или в свободных келлиях.

Пища для монастырских гостей должна быть скромная и дозволенная монастырским уставом. Отступления от общего правила – для больных – можно делать лишь с благословения наместника.

 

§ 33. Больничник

Обязанность больничника состоит в уходе и присмотре за находящимися на излечении братьями. На должность больничника назначается брат богобоязненный, сострадательный и заботливый.

Больничник кормит болящих, поит и дает лекарства в положенное для сего время и притом в строгом соответствии с указаниями врача и благочинного.

 

§ 34. Заведующие мастерскими

Заведующий какой-либо мастерской (иконописной, портняжной, столярной, переплетной и т.п.) обязан вести надзор за работами, производящимися в ней, и наблюдение за благоповедением труждающейся братии и частных лиц, приглашаемых для производства работ.

Труждающаяся братия должна помнить слова Апостола: «Ни у кого не ели мы хлеба даром, но занимались трудом и работой ночь и день, чтобы не обременить кого из вас» (2 Фес. 3, 8).

Заведующие мастерскими подчиняются эконому.

 

Условия принятия в братство обители

 

§ 35. Никакое звание и никакой прежний образ жизни не препятствуют христианину оставить мир и вступить в монашество (43 правило VI Вселенского Собора).

§ 36. Но, безусловно, запрещается принимать в братство обители:

1) лиц несовершеннолетних;

2) мужа при живой жене, но если же пожелают оба супруга поступить в монастырь, то надлежит принять во внимание, не имеют ли они малолетних детей, требующих родительского попечения; если препятствий не окажется, то оба супруга должны быть пострижены в один день, разумеется, в разных обителях: мужской и женской (Вас. Вел. прав. 18).

§ 37. Поступающий в монастырь предъявляет паспорт, свидетельство о семейном положении, военный билет (или свидетельство об освобождении от воинской службы), а также представляет автобиографию и прошение о принятии в обитель на имя наместника, который представляет просьбу с рекомендацией правящему архиерею.

§ 38. Новопоступивший проходит испытание, и если окажется достойным принять монашеский чин, то наместник делает представление о его пострижении настоятелю.

§ 39. Срок испытания зависит от благонравия и моральной устойчивости новоначального, а также от его нравственных качеств. К таким лицам относятся воспитанники духовных школ, известные церковные деятели и т.п.

§ 40. Испытуемый проходит монашеский искус под руководством благочестивого старца–наставника, от которого получает необходимые первоначальные наставления, касающиеся внутреннего духовного устроения и внешнего поведения. По истечении некоторого времени и при условии достойного поведения новоначальному наместник благословляет носить подрясник, пояс, скуфию и четки. И только после этого он может быть помещаем в братские келлии и притом не один, а с кем–либо из опытных в монашеской жизни иноков.

§ 41. Принимаемый в братство должен помнить, что помещение им занимаемое – келлия, не является его собственностью, но представляет собой общежитие или служебное помещение.

§ 42. От приходящих в монастырь денежных вкладов не требуется. Но и не возбраняется принять от поступающего добровольное пожертвование на обитель, однако жертвователь должен дать подписку, что за этот вклад в обитель он не будет искать преимуществ или хвалиться своей жертвой.

 

О поведении новоначальных

 

§ 43. Новоначальный прежде всего должен внимательно прочесть Устав Свято-Успенского Жировицкого монастыря, чтобы с первых же шагов своего пребывания в обители не нарушать заведенных в ней порядков и дисциплины. Прочитав весь Устав, новоначальный дает подписку, что он знаком с Уставом и обязуется его свято выполнять, в случае же умышленного неисполнения Устава таковой должен немедленно, по благословению наместника (или заменяющего его лица), удалиться из обители, не предъявляя никаких претензий к администрации монастыря.

§ 44. Новоначальный должен всемерно стараться, оставляя светские привычки, проникнуться духом монастырской жизни, помня наставление св. Василия Великого к начинающим инокам: «Походку иметь скромную, говорить отчетливо, соблюдать в беседе благочиние, употреблять пищу и питие благоговейно, хранить молчание при старейших, быть внимательным к мудрым, послушливым к начальствующим, иметь к равным и меньшим нелицемерную любовь, удаляться от злых, мало говорить, тщательно собирать познания, не многословить, не быть скорым на смех, украшаться скромностью» («Поучение на 1 января ученикам философа Ливания»).

§ 45. По отношению к наместнику и братии новоначальный должен оказывать смиренную почтительность. При встрече с наместником следует поклониться и испросить благословение, а также при встрече с братьями монастыря следует поклониться и попросить их св. молитв. Впрочем, не возбраняется брать благословения и у иеромонахов (архимандритов, игуменов).

§ 46. Стучать в келлию к братии следует с молитвой Иисусовой и входить в нее следует только тогда, когда будет получен ответ – «Аминь».

§ 47. После вечернего правила всякие праздные разговоры и прогулки воспрещаются.

§ 48. Подобает беспрекословно подчиняться воле настоятеля обители, наместника и лиц начальствующих, помня, что истинное и совершенное послушание заключается в том, чтобы без благословения не только удерживаться от несообразного, но не делать и самого похвального.

§ 49. Если кто-либо из братии уклоняется от выполнения правил иноческой жизни, то наместник имеет право вразумлять таковых. Кто пребывает в непокорности и не принимает исправительных мер, того надобно строго обличать при всей братии. Если же кто и после многократных увещаний не исправляется, то его следует, как поврежденный член тела, совсем отсечь от общего тела братства.

§ 50. Кто не желает исполнять послушания, одобренного наместником, тот должен наедине открыто привести ему свои возражения, и это можно делать только тогда, когда на это будет иметь какое-либо разумное основание, а лучше всего молча исполнять то, что приказано. Если же кто будет упорствовать в непокорности, жалуясь в тайне, но не объявляя открыто и честно своего огорчения, то такой инок, как поселяющий сомнение в братстве и колеблющий уверенность в святости послушания, подлежит исключению из братства.

§ 51. Новоначальный должен быть в постоянном мире и любви со всей братией обители, стараясь обходиться со всеми со смирением и услужливостью.

§ 52. Никто не должен без благословения старших брать в свою келлию никакой вещи, даже самой необходимой, помня, что всякое приобретение без благословения есть кража.

§ 53. Курение, употребление спиртных напитков и сквернословие категорически в обители воспрещаются, и нарушение этого правила влечет за собой серьезное наказание, вплоть до исключения из братства.

§ 54. Начало всякого послушания должно совершаться по осенении себя крестным знамением и при чтении краткой молитвы («Господи, благослови» и др.), равно и при окончании послушания надлежит также осенить себя крестным знамением с молитвой («Слава Тебе, Господи» и др.).

§ 55. Новоначальным не следует заводить в келлии предметов роскоши, как отвлекающих от богомыслия и способствующих рассеянию ума. Лучшим украшением иноческой келлии да служат иконы, Святая Библия и иные душеполезные книги.

 

О духовном руководстве

 

§ 56. Каждый член братства Свято-Успенской Жировицкой обители в отношении к жизни духовной должен быть под особым руководством старца-духовника, которому должен часто открывать свое духовное состояние, свои недоумения, затруднения, смущения, погрешности, случающиеся неблагоприятные отношения к другим и т.п. и получать от него разрешение недоумений и наставления, направляющие его к дальнейшим успехам в духовной жизни.

§ 57. Наместник и духовник монастыря наблюдают, чтобы вся братия очищала свою совесть таинством Покаяния и причащались Святых Таин во все четыре поста непременно, а некоторые, смотря по их духовному состоянию и чаще, и особенно священнослужители перед вступлением в чреду священнослужения.

§ 58. Ради духовного преуспеяния каждый насельник обители должен почитать своей священной обязанностью ежедневное чтение Священного Писания, а также творений святых отцов и иной душеполезной литературы, находя в ней духовную пищу и духовное утешение.

§ 59. Братья не должны без благословения ничего предпринимать по своей только мысли и воле (в отношении, в частности, к особенным духовным подвигам). Например, налагать на себя пост сверх положенного по Уставу и пр., чтобы этим своим самочинением не повредили общему благому делу спасения души.

§ 60. Если кто из братии оскорбит кого-нибудь, то он должен без отлагательства испросить прощение у оскорбленного, а оскорбленный должен стараться с кротостью и любовью простить обидевшего.

§ 61. Насельники обители должны помнить, что своим трудолюбием и неослабным выполнением заповедей Божиих, правил отеческих и церковных уставов, они открывают себе путь к высшей жизни, духовной и созерцательной, уподобляясь преподобным отцам, а нарушением установленных правил монашеского жития, могут подвергнуть себя горькому осуждению. Поэтому ради пользы самих же претыкающихся в поведении необходимы и исправительные меры. Однако эти меры должны употребляться без злобы на согрешающих, и притом, с внимательным рассмотрением вины. Виновный же, получая епитимию, принимает ее не как наказание, а как врачевство и поощрение к лучшему.

§ 62. В качестве исправления могут быть употреблены следующие меры: удаление от общей братской трапезы на один или несколько дней, перевод с послушания, более ответственного и почетного, на менее ответственное и почетное, а также поставление на поклоны.

§ 63. Относительно поклонов следует руководствоваться следующим суждением митрополита Московского Филарета: «Обычай ставить за проступки на поклоны требует духовного рассуждения. И начальник, и виновный не должны смотреть на сие, как на наказание. Молитва, по существу своему, есть и должна быть представляема действием благотворным, а не карательным. Ставить на поклоны при братии также не должно с мыслью уничижения и постыжения: молитва есть действие освященное и не должна быть представляема действием постыдительным. Должно ставить на поклон с тем, чтобы нарушивший свою обязанность просил от Бога прощения и помощи к своему исправлению. Сие должно делать без многих свидетелей, чтоб он удобнее мог молиться без смущения. Если настоит нужда поставить кого на поклоны при братии, то належит внушить ему и братии, что это не для уничижения его, но чтобы прочие, видя его покаяние, призвали ему помощь Божию к исправлению» («Правила благоустройства монашеских братств в Москве, составленные Митрополитом Филаретом». Изд. Гефсиманского скита, 1917, стр. 41-42).

 

О богослужении

 

§ 64. Важнейшим предметом для монастырского начальства и братии является церковное богослужение. Поэтому вся братия от начальствующих до новоначальных должна неопустительно и благоговейно участвовать в богослужении или при нем присутствовать. Беспечность к этому священнейшему делу должна считаться важным нарушением распорядка духовной жизни обители.

§ 65. Для соблюдения чинности и порядка в совершении священнослужителями обители Божественных служб, благочинный монастыря еженедельно составляет контролируемое и подписываемое наместником расписание богослужений с указанием имен священнослужителей и чтецов. Самочинное нарушение расписания никому из братии без благословения наместника или благочинного не разрешается.

§ 66. По святоотеческому учению все насельники монастыря обязаны как можно чаще очищать свою совесть посредством покаяния перед духовным отцом. Иноки-священнослужители алтаря Господня обязаны каждый раз, когда вступают в седмичное очередное богослужение, очищать свою совесть посредством спасительного таинства Покаяния перед братским духовником, что способствует нравственному росту и душевному спасению всего братства обители.

§ 67. За полчаса до начала утреннего богослужения назначенный будильный брат обходит все келлии с молитвой для пробуждения братии.

§ 68. Каждый насельник обители должен стараться прийти в церковь до начала богослужения. О не пришедших или пришедших с опозданием благочинный объявляет наместнику с занесением этого случая по его рассмотрению в ежедневную книгу. Также никому не следует уходить из церкви прежде окончания богослужения.

§ 69. Иноки, занятые некоторыми послушаниями (в трапезной, просфорной и др.), если не могут вполне присутствовать за всеми церковными богослужениями, то они должны иметь на это особое разрешение наместника или благочинного.

§ 70. Священнослужащие, читающие и поющие в церкви, должны исполнять свое дело с неослабным вниманием, без поспешности, сохраняя древнее церковное пение без повреждения нововведениями, не сообразными с простотой и умилением, каковые особенно приличны богослужению монастырскому.

§ 71. Поскольку богослужения в монастырских храмах посещаются не только насельниками монастыря, но и богомольцами, поэтому братья (требные) обязаны совершать молебны, панихиды, соборования и другие молебствия (кроме крещения, бракосочетания – до особого указания).

Никто из братии ни под каким предлогом не должен брать для себя лично ни денег, ни вещей за молитвы и совершение треб; все это сдается ответственным по монастырю лицам.

§ 72. Являться к богослужению священнослужители и монахи обязаны в клобуках и рясах, а послушники – в приличном скромном одеянии.

§ 73. На пути в церковь и из церкви не должны останавливаться с посторонними и входить в праздные беседы, но если кем-либо будут о чем-либо спрошены, то таковые должны ограничиваться необходимым кратким ответом.

§ 74. Братьям надлежит приучать себя к тому, чтобы как снимать, так и надевать камилавки и клобуки всем в одно время; также и поклоны предстоятелю при соборном служении должны совершаться одновременно.

 

О трапезе

 

§ 75. Если братская трапеза бывает непосредственно по окончании церковного богослужения, то братия сразу же из храма идет в трапезу, а если по некотором времени, то в ожидании трапезы имеют отдых в келлиях.

§ 76. Испросив благословения у наместника, трапезный звонит в колокольчик, и все немедленно собираются в трапезу, которая начинается и оканчивается положенными по Уставу молитвословиями.

§ 77. В продолжение трапезы братья сохраняют безмолвие, внимая предлагаемому чтению из житий святых или из поучительных книг. Для чтецов составляется расписание, и никто из братии не должен уклоняться от этого послушания.

§ 78. Опоздавшие в трапезу без уважительной причины или исхождение из нее прежде окончания без благословения признается беспорядком и не остаются без наказания.

§ 79. Никто не должен брать пищу в келлию, кроме тех, которым разрешается наместником или благочинным, как не могущим прийти на общую трапезу, например, по болезни, по глубокой старости и иным серьезным причинам. Незаконно опоздавшие могут быть вразумлены выговором или вовсе лишены трапезы.

§ 80. По традиции, существующей в Свято-Успенской Жировицкой обители, во время трапезы, перед вторым блюдом настоятель звонит в колокольчик, чтец произносит: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас», братья отвечают: «Аминь»; трапеза продолжается своим чередом.

 

О келейном пребывании

 

§ 81. Время, оставшееся от церковного богослужения и исполнения послушаний, проводимое в келлиях, братия должна употребить с благоразумием и бережливостью, приобретая возможно большую пользу, главным образом, духовную. Таковыми полезными келейными занятиями могут быть:

а) келейное правило по Уставу и благословению старца;

б) чтение душеполезных книг и выписывание их них важнейших назидательных мыслей;

в) упражнение в церковном пении и чтении, изучение нотной азбуки, церковно-славянского языка, Устава церковного и прочих предметов, служащих приготовлением к церковной службе;

г) занятия, поручаемые наместником или кем-либо из начальства и выполняемые как послушание (иконописание, летописание и т.д.);

д) рукоделие в пользу обители, или для удовлетворения собственных нужд, или для иных полезных целей;

е) уборка келлии, чистка и ремонт одежды, обуви и прочее, что служит целям чистоты и опрятности жилища и одежды инока.

§ 82. Любимой настольной книгой каждого инока обители должна быть Святая Библия, т.е. Священные книги Ветхого и Нового Завета, повествующие об истории творения мира и человека и приуготовлении человеческого рода к принятию Спасителя и о пришествии в мир, жизни, учении, страданиях, смерти и Воскресении Господа нашего Иисуса Христа.

§ 83. Среди духовно-нравственной литературы могут быть рекомендованы келейному чтению подвижнические писания Аввы Дорофея, Василия Великого, Нила Сорского, Иоанна Лествичника, Никодима Святогорца, Ефрема Сирина, Макария Великого, Исаака Сирина, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Варсануфия Великого, Симеона Нового Богослова, Аввы Исаии, Тихона Задонского, Димитрия Ростовского, епископа Феофана Затворника, епископа Игнатия Брянчанинова, епископа Петра, Афонский Патерик, Добротолюбие, Древний Патерик, Луг Духовный, Пролог, Киевский Патерик, Житие и наставления Преподобного Сергия Радонежского и Патерик его Лавры, Житие и наставления преподобного Серафима Саровского, наставления Паисия Величковского, Житие подвижников благочестия и другие духовно–нравственные сочинения.

§ 84. Кроме того, насельники обители должны черпать силы для своего спасения и из устных наставлений опытных в духовной жизни старцев, которые по мысли Феофана Затворника бывают более способны по благодати Божией возрождать огрубевшие души нежели только чтение.

§ 85. Братии рекомендуется быть в курсе событий, происходящих в стране и во всем мире, для чего монастырская администрация регулярно выписывает газеты, журналы, художественную и научную литературу.

§ 86. Одежда братии должна быть чистая и простая, чуждая роскоши и блеска, причем, по возможности, единобразная.

§ 87. Если кто-либо из братии заболеет, то таковой, поставив в известность наместника и благочинного, может обратиться к врачу.

 

О внешних посетителях и взаимном посещении келлий

 

§ 88. Принятие в келлиях посторонних лиц допускается лишь по благословению наместника или благочинного, причем в дневные часы. Без их благословения никто не имеет права оставлять у себя в келлии на ночлег никого из посторонних.

Равно никто из братии не имеет права ночевать в келлии другого брата, но только в келлии, предоставленной ему монастырским начальством.

§ 89. Братья могут посещать один другого в келлиях для совместного назидания, взаимного пособия в келлейных нуждах, для посещения больных и престарелых и для служения им. Для таких посещений особого разрешения не требуется, однако, если эти посещения будут носить развлекательных характер, то подлежат запрету.

§ 90. После вечерней трапезы и вечернего правила каждый должен оставаться в своей келлии и выходить из нее следует только в особых случаях, т.е. посетить духовника, послужить больному и т.п.

 

Условия отлучек из монастыря

 

§ 91. Исхождение из монастыря бывает по должностной обязанности, по распоряжению начальства или допускается по уважительной причине.

§ 92. Если кому-либо из братии потребуется в дневные часы (до начала вечернего богослужения) отлучиться в город, за ворота монастыря, то для этого достаточно устного разрешения благочинного. Поездки же за пределы г. Слонима, в иные города, местности, как бы кратковременны они не были, благословляются только наместником (или заменяющим его лицом), причем в таких случаях братья пишут прошение с указанием ясной причины, точного адреса поездки и времени возвращения.

§ 93. В случае болезни или иных важных причин некоторые из братии могут получать и более продолжительный отпуск, но в каждом отдельном случае начальство монастыря по этой причине имеет специальное суждение, дабы время, проведенное на стороне, не повредило брату в его духовном устроении.

§ 94. Братья, направляемые по послушанию для совершения богослужений в приходских или соборных храмах, должны немедленно возвращаться в обитель по окончании своего срока.

§ 95. Монашествующие не должны ходить в мирские дома на похоронные, поминальные обеды и т.д.

§ 96. Отлучающиеся из монастыря должны дать по своем возвращении немедленный отчет лицам, их отпустившим (в том числе и посылаемые по хозяйственной необходимости).

§ 97. Священнослужители монастыря, отпускаемые по благовидным причинам за стены обители и Жировиц, не имеют права священнодействия без разрешения отпускающего их наместника (выдающего соответствующую справку) и правящего епархиального архиерея той местности, где желает священнодействовать отпущенный, или настоятеля той обители, в которой находится временно отпущенный.

§ 98. Иноки во время продолжительного монастырского отпуска не должны носить иноческое одеяние.

 

Условия увольнения из монастыря

 

§ 99. Иноки, изменившие своим обетам, живущие зазорно, подчиняющиеся монастырской дисциплине лишь настолько, чтобы иметь возможность бесплатно пользоваться келлией и столом, и своей неисправностью кладущие пятно на святую обитель, после увещания и принятия дисциплинарных мер, могут быть удалены из обители, как негодные к монашеской жизни и вносящие соблазн в среду братии.

§ 100. Иноки, уволенные из монастыря, должны в кратчайший срок, указанный наместником, сдать эконому келлию и ключи от нее, монашескую одежду и другие монастырские вещи, возвратить принадлежащие монастырю книги, остричь волосы и в мирской одежде удалиться из обители.

§ 101. Если какой-либо брат, уволенный из монастыря или самовольно оставивший обитель и затем, познав свое согрешение, возвратится обратно в нее и будет просить наместника и всю братию принять его снова, обещаясь исправить свою прежнюю жизнь и исполнять положенный Устав, то такого брата можно, по всестороннем рассмотрении его дела, принять. Но прежде принятия он должен засвидетельствовать свое покаяние, и лишь тогда можно зачислить его снова, но в разряд новоначальных, а затем, по долгом испытании – в число братии.

§ 102. В случае смерти кого-либо из братии обители, все его имущество по описи, составленной казначеем, экономом и благочинным, передается на склад и является общим достоянием монастыря. В исключительных случаях с благословения наместника, умирающий брат может и иным образом распорядиться своими личными вещами, составив для этого особое завещание.

Жировицы, 1980 г.

 

 

ОБЩИЕ ПРАВИЛА МОНАШЕСКОЙ ЖИЗНИ

 

Важнейшие обязанности монаха следующие:

1. Любить Бога всем сердцем и всей душой и ближнего своего, как самого себя (Мф. 22:37-40; Ин. 13:34-35; Ин. 4:20-21 и др.) и любовь эту свидетельствовать исполнением заповедей Божиих.

2. Благодетельствовать ради Бога ближнему во всем, искоренять зло как в себе, так и в других, предохраняя их от порочных и преступных дел.

3. Насаждать евангельское благовестие как в себе, так и в других: в себе – прилежным послушанием и чтением слова Божия, слезным покаянием и частым приобщением Святых Христовых Таин, а в других – добрым примером (Мф. 5:16), духовными беседами и усердной к Богу молитвой.

4. Монах должен любить уединение, иметь всегда пред духовными очами Бога, помышляя, что Он все видит и все знает, всегда упражняется в чтении священных и душеполезных книг или в рукоделии.

5. Вне келлии монах должен тщательно оберегать свои чувства, особенно зрение и слух, везде соблюдать монашескую честь и скромность. Если случится беседовать с кем-либо, то говорить о предметах духовных и не допытываться о погрешностях ближнего.

6. Во время молитвы монах должен блюсти себя от рассеяния помыслов и молиться духом и истиной, т.е. со смирением и сокрушением сердца, с разумом и вниманием, и воздыхать о своем несовершенстве и недостоинстве.

7. Во время трапезы монах должен хранить молчание, за столом не занимать высшее место, есть и пить с воздержанием, внимать душеполезному чтению и чрез это насыщать душу духовной пищей.

8. Отходя ко сну, надо испытывать совесть и, если сделано днем что худое, каяться о том с намерением исправиться; усердно молиться, дабы ночь прошла без греха и навета искушения; потом, вручая себя Богу и Ангелу Хранителю, предаться сну. На одре надлежит хранить себя от злых помыслов и, сколько раз не случится проснуться, обращаться к Богу с воздыханием и молитвой.

9. Во время исповеди монах прежде всего должен прилежно испытать свою совесть, искренно скорбеть о согрешениях, грехи свои исповедовать все – ничего не утаивая от духовника – и положить твердое намерение впредь блюстись и от малейших погрешностей.

10. Приступая к совершению Божественной литургии, священноинок должен быть, прежде всего, в мире со всеми, очистив совесть свою покаянием и приготовившись к достойному священнодействию молитвой и воздержанием; приносить бескровную жертву о себе и о людях с подобающим благоговением; причащаться со страхом и верой, памятуя всегда возглашение «Святая святым!».

За совершение Божественной литургии надобно благодарить Бога, как за величайшее Его благодеяние.

11. Необходимо тщательно хранить себя от всякого дела и слова душетленного и от всяких греховных преткновений и внутренним усердием всего себя приносить Богу во всегдашнее служение.

12. Вообще нужно хранить ум от лукавых помыслов, сердце – от злых похотей и возношения, взор – от лукавых прелестей, слух – от суетных и смехотворных бесед и особенно от злословия на ближнего, язык – от осуждения и ропота, чрево – от сластолюбия и пьянства, всего себя – от праздности и свободного обращения с другими лицами. Кроме всего этого, необходимо еще хранить совершенное смирение и кротость духа, бескорыстие, совершенную трезвость и чистоту тела, незлобие, мир и братолюбие.

13. По отношению к братии надо всех любить о Господе, всякого считать лучше себя, недостатки и немощи других сносить терпеливо, никого ничем не оскорблять и молиться друг за друга.

14. Начальствующих обители любить и слушать как отцов и наставников, безропотно и тщательно исполнять порученные ими послушания, сносить терпеливо делаемые ими обличения и наказания и молить о них Бога.

15. Вообще, чтобы достигнуть монашеского совершенства, памятуя слова Христа Спасителя «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48), необходимо ко всем иметь мир и любовь, кротость и тихость, неослабное стремление к подвигам добродетели, постоянную молитвенность (1 Фес. 5:17).

 

(Из «Правил благоустройства монашеских братств в Москве,
составленных Митрополитом Филаретом».
Изд. Гефсиманского скита, 1917).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *