Устав Введенского митрополичьего женского монастыря в д. Богуши

Православный монастырь – это христианская община, строго живущая по заповедям Божиим, ищущая духовного совершенства в делах христианской жизни. Основой монашеского духа служат слова Самого Господа Иисуса Христа: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, и следуй за Мной» (Мф. 19, 21), положенные в основу обета нестяжания.

Дающий обет послушания и отречения от своей воли и от своего мудрования должен основывать оный на слове Господнем: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16, 24).

Дающий обет целомудрия должен внимать слову Христову: «Кто может вместить, да вместит» (Мф., 19, 21) и слову Апостольскому: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу» (I Кор. 7, 32).

К верному и неослабному исполнению сих обетов должно побуждать себя словом Христовым: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9, 62).

О благотворности послушания, о потребности духовного руководства, об опасном поползновении жить по своей воле должно вразумлять себя словом премудрого Соломона: «При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует» (Притч. II, 14).

Житие монашеское должно быть благоустроено на незыблемом основании Слова Божия, при пособии наставлений и примеров Святых Отец. Святой Василий Великий в одной из своих бесед дает обстоятельную характеристику монашеского жития:

«Монаху, – говорит он, – должно, прежде всего, стяжать жизнь нестяжательную, телесное уединение, благоприличную наружность, иметь голос умеренный и слово скромное, пищу и питие не причиняющие мятежа, есть в безмолвии; перед старшими молчать, мудрых слушать, к равным иметь любовь, низшим подавать исполненный любви совет; удаляться людей негодных, плотских и суетных, больше думать, а меньше говорить, не быть дерзким в словах, не допускать излишеств в разговоре, избегать смеха, украшаться стыдливостью, взор потуплять долу, а душу возносить горе, на прекословие не отвечать прекословием, быть благопокорным; трудиться своими руками, всегда помнить о смерти, с надеждой радоваться, скорби терпеть, непрестанно молиться, за все благодарить, перед всеми быть смиренным, ненавидеть высокомерие; быть трезвенным и охранять сердце от лукавых помыслов…, заботиться о страждущих, плакать с ними…, вразумлять бесчинных, утешать малодушных, служить недужным…, заботиться о братолюбии».

Монах более полно и совершенно должен стремиться в своей жизни воплотить одну из главнейших заповедей Христовых – заповедь о любви:

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим; …и возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 37-39).

Любовь к Богу инок творит чрез непрестанные молитвы, беседуя с Ним, исповедуя Ему свои немощи, грехи и прославляя Его благость и милосердие во всем. Любовь к ближним монах совершает в терпении их недостатков, в постоянной молитве о них, в различной помощи и милости к ним.

Пока монахи были лишь одиночки, так называемые анахореты, они спасались каждый по правилам, данным им отцами и их наставниками, но с появлением монастырей и многочисленного братства потребовался Устав, который мог бы регулировать монашескую жизнь в них и способствовать к лучшему освоению монашеского духа.

Преподобный Пахомий Великий, подвижник 4-го века, такой общежительный Устав получил от Святого Ангела, и он лег в основу всех остальных монашеских Уставов: преподобного Антония Великого, Святителя Василия Великого, Саввы Освященного и преподобного Феодора Студита (его Устав был принят впоследствии преподобным Феодосием для Киево-Печерского монастыря и стал потом образцом для всех других русских обителей).

 

Глава 1 

УСТРОЙСТВО МОНАСТЫРЯ 

  1. Свято-Введенский женский монастырь общежительный. Он является ставропигиальным и находится в ведении Патриаршего Экзарха всея Белоруссии.
  2. Монастырь может при себе образовывать скиты, подворья, сестричества.
  3. Патриарший Экзарх назначает настоятельницу монастыря, священнослужителей и духовника, осуществляет общее наблюдение за монастырем, с Его благословения настоятельница ведет всю монастырскую жизнь, в том числе и хозяйственную.
  4. По представлению настоятельницы назначает основных должностных лиц монастыря: казначею, благочинную, ризничную, экономку, у которых, в свою очередь, могут быть помощницы.
  5. Патриарший Экзарх преподает благословение на пострижение в монашество готовых к сему послушниц; зачисляет в число насельниц монастыря тех, кого представляет настоятельница; отчисляет лиц, которые грубо нарушают монастырскую дисциплину и злонамеренно выходят из послушания начальствующих, не желая внимать гласу вразумления.
  6. Во главе управления монастырем стоит настоятельница и состоящее при ней правление. Правление собирается для решения важных вопросов жизни монастыря по мере необходимости. В правление входят: настоятельница, казначея, благочинная, ризничная и зав. канцелярией.

 

Глава 2 

ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МОНАСТЫРЯ 

  1. Настоятельница должна хорошо знать все нужды обители, иметь полное представление о своих насельницах, чтобы о всем иметь постоянное попечение. На ней лежит всемерное поддержание в монастыре высокой духовной дисциплины и доброго порядка; забота о духовном делании и совершенствовании насельниц; наблюдение за благолепием и уставностью богослужения в монастырских храмах; попечение о хозяйстве, о внешнем состоянии храмов и других монастырских постройках.
  2. Настоятельница в качестве лица официального принимает разных посетителей: богомольцев, иностранных и отечественных гостей, сотрудников церковных и государственных учреждений, руководствуясь добрыми намерениями и благорассуждением Церкви, что будет служить ко благу и пользе ее монастыря.
  3. Основной заботой настоятельницы является попечение о духовном состоянии сестер, их прилежании к молитве, к богослужению, их усердии в послушании и особенно стремлении к чистоте и святости жизни. Настоятельница постоянно держит связь с духовником монастыря и следит, как часто насельницы приступают к Таинству Святой Исповеди и Причастия Святых Христовых Тайн.
  4. Настоятельница, воспитывая волю насельниц, насаждая в них смирение, проверяет исполнение послушаний, возложенных на каждую, и в случае необходимости по-матерински делает замечания, а то и строгие выговоры, вплоть до епитимий, в целях вразумления и исправления согрешающей сестры, добиваясь благоразумным образом признания и покаяния в допущенных ошибках.
  5. Хотя настоятельница должна быть ко всем сестрам благорасположена и о всех попечительна, однако преимущественно добрые в поведении, верные в исполнении предписанных правил и подвизающиеся успевать в жизни духовной, естественно, будут преимущественно пользоваться ее благорасположением, попечением, доверием и уважением, и сие должно быть средством как для утверждения их на благом пути, так и для доставления им полезного и назидательного влияния на других.
  6. От настоятельницы не должно быть скрыто, кто из сестер кому пишет или от кого получает письма. Смотря по обстоятельствам, она может требовать, чтобы письма ей были показаны, и если переписка не представляет ни надобности, ни пользы, велеть прекратить оную.
  7. В случае выезда по делам обители или болезни настоятельницы во временное отправление ее обязанностей вступает казначея или другое должностное лицо по усмотрению Настоятельницы.

Духовник 

  1. Духовник должен быть в зрелых годах, опытный в жизни иеромонах, честного и богоугодного жития и прилежный в монашеском звании или женатый иерей, человеколюбивый, ревностный к церковным богослужениям, хорошо знающий Слово Божие; и святоотеческие писания.
  2. Духовное руководство осуществляется духовником совместно с настоятельницей монастыря.
  3. Основной обязанностью духовника является пастырское попечение о насельницах монастыря и их духовном состоянии. Он способствует тому, чтобы все насельницы монастыря неопустительно проходили исповедь и приобщались Святых Христовых Тайн.

Казначея 

  1. На обязанности казначеи лежит внимательное наблюдение за поступлением и расходом монастырской казны и ведение приходо-расходных книг с соблюдением правил финансовой отчетности.
  2. Казначея также следит за состоянием и движением всех видов материальных ценностей монастыря, она ведет архив важнейших монастырских документов, как хозяйственных, так и финансовых, и следит за состоянием и хранением описей монастырского имущества и ценностей, поступающих в монастырь.
  3. В последних числах месяца казначея в присутствии двух-трех старших сестер вскрывает церковные кружки, считает деньги и общую сумму заносит в кассовую книгу.

Благочинная 

  1. На обязанности благочинной лежит надзор за сохранением внешнего порядка и нравственным поведением монашествующих. Она следит, чтобы во время богослужений в храме соблюдалась полная тишина и строгий порядок.
  2. Благочинная имеет право на вход в кельи монашествующих во всякое время, следит за их порядком и чистотой, смотрит, чтобы монашествующие не проводили время в праздности, а в свободные часы упражнялись в чтении, труде и молитве; заботится о том, чтобы в монастырских кельях не находились посторонние лица.
  3. Благочинная по благословению настоятельницы ежедневно назначает сестер на послушания; следит, чтобы они исполнялись с молитвой, добросовестно.
  4. Благочинная должна не того искать, что приятно сестрам, и не о том заботиться, чтобы заслужить их благосклонность, но быть справедливой и твердой в своих действиях и в случае нарушений дисциплины кем-либо из сестер по-матерински вразумлять и делать наставление, а в особых случаях докладывать настоятельнице.

Ризничная 

  1. На обязанности ризничной лежит заведование церковной утварью, облачением и всем храмовым имуществом, а также их бережное хранение и использование по прямому назначению.
  2. Ризничая выдает облачение для священнослужения, следит за тем, чтобы вещи, требующие починки или стирки, своевременно исправлялись и стирались, а по необходимости шились новые.
  3. Пришедшее в негодность облачение, покровцы, покрывала, полотенца и другое по рассмотрении настоятельницей или казначеей уничтожаются, на что составляется акт.

Экономка 

  1. На обязанности экономки лежит заведование и надзор за хозяйственной и строительной частью монастыря. Она печется о храмах, часовнях, как первых святынях монастыря, а также заботится о состоянии сестринских корпусов и всех подсобных помещений.
  2. В распоряжении экономки находятся наемные рабочие, которых она назначает в нужное время для производства различного рода работ и следит за качеством их исполнения,
  3. Если в монастырском хозяйстве экономка находит нужным и полезным осуществить какие-либо улучшения, то ей предоставляется право изложить свои соображения настоятельнице и после одобрения и благословения она может приступить к осуществлению своих планов.
  4. На экономке лежит особое монастырское послушание — вести работы по строительству и хозяйству, с минимальными затратами, оберегая монастырскую казну, тщательно охраняя и экономно расходуя хоз. материалы.
  5. Работы в монастырском хозяйстве начинаются и оканчиваются молитвой.

Келарша 

  1. Под наблюдением келарши находится монастырская кухня, все погреба и склады с продовольствием, в которых должна соблюдаться чистота и опрятность.
  2. Келарша отвечает за приготовление пищи соответственно монастырскому Уставу, заботится о своевременной заготовке овощей, фруктов и прочего на зимний период.

Уставщица 

  1. Обязанности уставщицы заключаются в неукоснительном наблюдении за чином всех церковных служб, дабы таковые совершались в соответствии с Типиконом и местным монастырским обычаем.
  2. Уставщица следит за суточными чтецами, за их правильным и уставным отправлением часов, тропарей, кондаков, кафизм и иных чтений, кои должны исполняться без ошибок, благоговейно, отчетливо и безыскусственно.
  3. Новоначальных и мало знающих чтецов уставщице следует обучать правильному церковному чтению.
  4. Уставщица поручает канонарше заблаговременно просмотреть тексты стихир, чтобы она могла канонаршить внятно и отчетливо, делая смысловые остановки между фразами.
  5. Уставщица должна следить за состоянием церковных богослужебных книг, а пришедшие в негодность своевременно реставрировать.

Регентша

  1. Обязанности регентши состоят в управлении монастырским хором и в установлении образцового порядка на клиросе.
  2. Хор должен петь стройно и молитвенно, чтобы пение трогало, умиляло и приносило духовную пользу всем молящимся.
  3. Ни регентша, ни певчие не должны допускать на клиросе шуток, смеха, ссор, празднословия и шума.
  4. Регентша должна подбирать репертуар сугубо церковный, избегая светскости в монастырском пении, и представлять его настоятельнице на утверждение.
  5. Регентша обязана систематически организовывать спевки хора, в которых должны принимать участие все певчие.

Алтарница 

  1. Алтарницей должна быть только мантийная монахиня, ее обязанности требуют весьма внимательного к себе отношения, так как послушание это сопряжено с прислуживанием в алтаре близ Святого Престола и Жертвенника, при которых недопустимы праздные разговоры, смех, шутки и всё непристойное этому святому месту.
  2. Алтарница должна заблаговременно приходить в алтарь, чтобы подготовить его для службы, а затем прислуживать за богослужением, возжигать светильники и кадило, приготовлять просфоры, вино, воду, теплоту и др., относящееся к богослужению.
  3. На алтарнице лежит обязанность смотреть за чистотой в алтаре и храме, чистить кадило, подсвечники, снимать пыль и паутину с окон, икон, смотреть за коврами, проветривать и подметать алтарь, воду с умывальника выливать в специально отведенное и устроенное для этого место.
  4. По окончании службы алтарница тщательно проверяет алтарь на предмет пожарной безопасности. Обычно боковые двери алтаря запирает и открывает сама алтарница.

Звонарка 

  1. Звонарка с благословения настоятельницы в положенное время производит благовест к богослужению.
  2. Благовест или трезвон производится в соответствии с Уставом и обычаем данного монастыря. Характер звонов должен отвечать установившимся традициям церковных звуков.
  3. Звонарка не должна допускать посторонних лиц на колокола ню без благословения и надобности.

Библиотекарша 

  1. Библиотекарша своевременно отдает в реставрацию поврежденные книги, наблюдает за помещением книгохранилища, следит за внутренним режимом и особенно за пожарной безопасностью.

Просфорница 

  1. Просфорница отвечает за качество и своевременность изготовления просфор, особенно богослужебных.
  2. Просфора выпекается из чистой, свежей пшеничной муки самого высшего сорта.
  3. Сама просфорница должна жить в чистоте и благоговении, пребывая в молитве, наипаче же во время работы в просфорне, где недопустимы посторонние разговоры, смех, шутки, так как выпекается святой хлеб для таинства Божественной Евхаристии.
  4. Помещение просфорни следует содержать в надлежащей чистоте и порядке.

Трапезница-повар 

  1. На обязанности трапезницы-повара лежит ответственность за приготовление вкусной и питательной пищи, которая должна приготавливаться в чистом и подготовленном помещение, с соблюдением правил санитарной гигиены. Накрывать на стол и убирать посуду после трапезы может помогать специально назначенная или дежурная сестра.

 

Глава 3. 

УСЛОВИЯ ПРИЕМА В МОНАСТЫРЬ 

  1. Кто ради Бога отрицается мира и вступает в иночество, тот становится на путь духовной жизни. Побуждение к ней у христианина появляется вследствие его веры и внутреннего стремления к духовному совершенству, которое основано на отречении зла и страстей, как первого условия спасения души.
  2. Никакой прежний моральный образ жизни в миру не препятствует христианину вступить в монастырь с целью спасения души, как о том сказано в 43 правиле VI Вселенского Собора.
  3. В монастырь не могут быть приняты лица, не достигшие совершеннолетия; родители, имеющие малолетних детей, требующих их опеки; муж при живой жене и жена при живом муже; супруги, скрепленные церковным браком, могут поступить в монастырь при условии, что на новый образ жизни возьмут благословение у архиерея и одновременно поступят каждый в свой монастырь.
  4. Поступающая в монастырь должна подать на имя настоятельницы прошение, автобиографию с приложением паспорта и соответствующих документов. Желательно представить рекомендацию духовного лица.
  5. Новоначальную через месяц одевают в черную одежду – хитон. Постриг в мантию принято совершать в обители не ранее 30 лет от рождения, но в иных случаях есть исключения.
  6. Монашествующих, самовольно ушедших из других монастырей, принимать не следует, ибо сказано: «Монаха, постриженника иного монастыря, недостоит прияти в другий монастырь, по 40-му Правилу, иже в Халкидоне, святаго собора. Аще ли же игумен приимет сицеваго, лишается игуменства» (Иером. Серафим. Женские иноческие уставы, т. 3, Москва,1910 г., стр. 134.
  7. Лица пенсионного возраста, поступающие в монастырь свою пенсию ежемесячно вносят в монастырскую кассу.

 

Глава 4. 

ПОВЕДЕНИЕ НОВОНАЧАЛЬНЫХ 

  1. Новоначальная, прежде всего, должна внимательно прочитать и усвоить монастырский Устав, чтобы при первых же шагах своего пребывания в обители не нарушить заведенного в ней порядка и дисциплины.
  2. Новоначальная дает подписку в том, что она обязуется свято выполнять все изложенное в нем; в случае же нарушения Устава она подлежит соответствующему взысканию со стороны настоятельницы, в целях вразумления и покаяния, а при упорном непослушании может быть удалена из обители.
  3. Новоначальная должна всемерно стремиться к духовной жизни как первой цели своего звания, оставляя светские привычки, помня наставление святого Василия Великого к начинающим инокам: «Походку иметь скромную, не говорить громогласно, соблюдать в беседе благочиние, употреблять пищу и питие благоговейно, хранить молчание при старших, быть внимательным к мудрым, послушным к начальствующим, иметь к равным и меньшим нелицемерную любовь, удаляться от злых, мало говорить, тщательно собирать познания, не многословить, не быть скорым на смех, украшаться скромностью».
  4. По отношению к настоятельнице и насельницам монастыря новоначальная должна оказывать смиренную почтительность, при встрече с настоятельницей следует брать благословение, а насельниц при встрече приветствовать почтительным поклоном.
  5. Входить в чужую келью следует с молитвой и только когда будет получен ответ «Аминь».
  6. После вечернего правила всякие праздные разговоры и прогулки воспрещаются.
  7. Подобает беспрекословно повиноваться настоятельнице, начальствующим монастыря, помня, что и Сам Христос сказал о Себе: «Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6, 38). Распоряжения настоятельницы по монастырю не принято монашествующими обсуждать, критиковать, но с молитвою и смирением выполнять. Если какая-то сестра не согласна с распоряжениями начальствующих, она с кротостью и наедине вполне может высказать свое мнение давшему это распоряжение на его дальнейшее усмотрение.
  8. Усердное и прилежное послушание для новоначальных – залог их будущего духовного возрастания и спасения. Следует избегать своеволия, ничего не делать без благословения вышестоящих, даже похвального, чтобы не впасть в соблазн, гордость и прелесть.
  9. Новоначальная должна находиться в постоянном мире и любви со всеми сестрами обители, стараясь быть со всеми приветливой и услужливой.
  10. Никто не должен без благословения старших брать себе в келью какую-либо вещь, даже самую необходимую, помня, что всякое такое приобретение без благословения – есть кража.
  11. Монашествующим не должно заводить в келье лишних вещей, впадать в грех мшелоимства. Лучшим украшением иноческой кельи служат святые иконы и книги Священного Писания, а также творения Святых Отцов. Келья монаха содержит крайний минимум всего, без чего нельзя обойтись в ней. Келья должна быть красной не вещами, а духом веры и молитвы живущей в ней инокини. Светские и чисто мирские вещи и принадлежности не должны иметь места в келье.
  12. Одежда должна быть чистой и простой. Цвет монашеской одежды всегда только черный и никакой другой. Для послушаний он может быть серый, коричневый или какой-нибудь еще, но не яркий.
  13. Курение, употребление спиртных напитков и сквернословие категорически воспрещаются, нарушение сего древнего правила влечет за собой серьезное наказание, вплоть до исключения из обители.
  14. Целомудрие или чистота души состоит не только в хранении себя от порочных дел и поступков, но и от, нечистых помыслов, как первых поводов к греху.
  15. Везде и всегда прилично монаху воздерживаться от празднословия, помня слова Господа: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 36).
  16. Если кто-либо из новоначальных постоянно нарушает правила иноческой жизни, то таковая берется под особое наблюдение старших сестер, ее увещевают и наставляют с целью исправления, а в случае упорства ее в своих грехах, следует такую нарушительницу отсечь от общества иночествующих, как поврежденный член тела.

 

Глава 5. 

О ДУХОВНОМ РУКОВОДСТВЕ 

  1. Согласно Уставов женских обителей, духовное руководство осуществляется настоятельницей совместно с духовником монастыря.
  2. Новоначальную сестру настоятельница поручает более опытной насельницы монастыря.
  3. Самое драгоценное для насельниц есть причащение Святых Христовых Тайн. Еженедельно в воскресный день, на Божественной литургии все сестры имеют возможность очистить свою совесть в таинстве исповеди и причаститься Святых Христовых Тайн. Приступая к исповеди, сестры с поклоном испрашивают прощения и благословения у настоятельницы. После этого, испросив прощения друг у друга и у всех собравшихся в храме подходят к иерею, принимающему исповедь.
  4. Без благословения настоятельницы не должны ничего предпринимать в духовном деле спасения по своей только мысли и воле, например, налагать на себя пост сверх положенного Уставом или что-то другое, дабы не впасть в прелесть и не повредить своему спасению.

5 .Если между сестрами произойдет какое-нибудь недоразумение, ссора, необходимо поспешить погасить их обоюдным прощением и смирением и тотчас восстановить мир и любовь, помня завет: «Солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4, 26).

6 .Сестра, нарушающая монастырскую дисциплину, может подвергнуться духовному взысканию через наложение епитимий, на которую следует смотреть не как на карающий бич, а как на необходимое врачевство, исцеляющее духовные болезни и немощи.

  1. Если больные считают врачей за благодетелей, хотя они и дают им горькие лекарства, то и согрешающий должен смотреть на епитимий, которые ему даются, и принимать их, как доброе врачевство и знак милосердия для спасения души (Св. Василий Великий, правило 52).
  2. Каждой согрешившей дается епитимия сообразно ее духовному устроению и ее немощи. Как нельзя телесные болезни лечить одним и тем же лекарством, так и духовные прещения должны носить разнообразный характер. «Как нет одного врачевания для телесных недугов, так нет и для душевных», – говорит Исаак Сирин.
  3. В качестве исправления могут быть употреблены следующие меры: поставление на поклоны; снятие монашеской одежды; перевод из кельи в другую, менее удобную; перевод с одного послушания на другое, более трудное; отмена выезда из обители.

 

Глава 6. 

О БОГОСЛУЖЕНИИ 

  1. Важнейшим моментом монашеской жизни является церковное богослужение, общее молитвенное бдение и потому участие в оных должно быть первейшею заботою и стремлением всех, живущих в обители.
  2. Уклонение или нерадивое отношение к храмовой молитве, к этому священнейшему делу, должно считаться важным нарушением распорядка духовной жизни монастыря.

Молитвы, полунощница, утреня, часы, обедница. Вечерняя служба начинается в 18.00.

  1. Каждая из сестер должна стараться придти в церковь без опоздания, до начала богослужения. Никому также не следует уходить из храма прежде окончания службы, если нет неотложного дела по послушанию.
  2. Некоторые из сестер в силу своего особого послушания по монастырю не могут быть ежедневно на богослужениях, на что они получают благословение от настоятельницы. Такое послушание вменяется им как молитва в храме.
  3. Читающие и поющие в церкви должны исполнять свое дело с неослабным вниманием, без поспешности, «со страхом и трепетом» и не нарушая монастырского Устава.
  4. По пути в церковь и из церкви не должно останавливаться с посторонними и входить с ними в разговоры, а если от кого будут спрошены о чем-либо, то нужно ограничиться кратким ответом.
  5. В церкви нельзя разговаривать, оглядываться по сторонам, но быть сосредоточенным, внимать Богу, богослужению и себе.
  6. Ввиду того, что монастырские храмы посещаются не только монашествующими, но и богомольцами, для них могут быть совершаемы требы: молебны, панихиды, отпевания, а также таинства соборования и крещения (венчание в монастыре совершать не положено).
  7. Священнослужители ни под каким видом не должны брать деньги себе, но отдавать их в монастырскую казну.
  8. Монашествующие должны являться к богослужению в полной форме.

 

Глава 7. 

О МОНАШЕСКОЙ ТРАПЕЗЕ 

  1. Общая трапеза поставляется три раза в день: завтрак после утреннего богослужения, обед в полдень и ужин после вечернего богослужения.
  2. Получив благословение у настоятельницы, трапезница ударяет 12 раз в трапезный колокол и сестры, не медля, без опоздания, собираются на трапезу, которая начинается и оканчивается положенными молитвословиями. Трапеза в монастыре носит священный характер и требует от каждой сестры особого к ней отношения.
  3. Перед трапезой поется «Отче наш», а в двунадесятые праздники прибавляется тропарь праздника. В продолжение трапезы сестры сохраняют безмолвие, слушая предлагаемое чтение из Жития Святых, Прологов и др. душеполезного чтения. После трапезы поется «Благодарим Тя, Христе Боже наш».
  4. Монашествующий должен со смирением вкушать поданную пищу и не говорить: «Это не вкусно, а то — мне вредно». Свои пожелания и скорби по этому поводу можно потом высказать настоятельнице, не распространяя их далее и взять благословение, если это необходимо, на особое, диетическое питание.
  5. Позднее вхождение в трапезную или исхождение из нее прежде окончания трапезы без благословения настоятельницы признается нарушением дисциплины и достойно порицания.

 

Глава 8. 

О КЕЛЕЙНОМ ПРЕБЫВАНИИ 

  1. Время, оставшееся от церковного богослужения и исполнения послушания, проводимое монашествующими в келии, должно быть употреблено весьма благоразумно и бережно, с желанием приобрести как можно больше духовной пользы.
  2. Молитва келейная, чтение Святого Евангелия и псалтири гасят многие страсти души и тела, освещают ум и очищают сердце, приносят мир душе. По учению святых отцов, ум никогда не должен быть праздным. Полезными занятиями могут быть: келейное правило по Уставу; чтение душеполезных книг; упражнение в пении и чтении, изучение нотной азбуки, церковно-славянского языка, церковного Устава и приготовление к церковной службе.
  3. Среди духовно-нравственной литературы могут быть рекомендованы к келейному чтению Жития Святых, Патерики Киевский, Афонский и др., Прологи, а также творения святых отцов и сочинения подвижников благочестия: Аввы Дорофея, Василия Великого, Иоанна Лествичника, Ефрема Сирина, Макария Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Тихона Задонского, Димитрия Ростовского, Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, Исаака Сирина, Варсонофия Великого и писания, собранные в книге «Добротолюбие» но не без надзора и руководства опытнейших, особенно последние, дабы неблаговременно предпринятое высокое чтение не сделалось для неопытной случаем к неправильному пониманию и к мечтательности вместо истинного успеха. Все, что говорится в святоотеческих писаниях о «старцах» в женских монастырях относится к «старицам» (Маргарит, или избранные душеспасительные изречения, руководящие к вечному блаженству. Москва, I9II г., стр. 169).
  4. Без благословения настоятельницы в келью посторонние лица не допускаются, никто не имеет права оставлять у себя в келье посторонних лиц на ночлег, никто из сестер не имеет права ночевать в чужой келье.

 

Глава 9. 

КЕЛЕЙНОЕ МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО (для монахинь) 

В Свято-Введенском ставропигиальном женском монастыре для исполнения келейного молитвенного правила для монахинь используется: 

ПРАВИЛО ПЯТИСОТНИЦЫ 

совершаемое братией Козельской Введенской Оптиной Пустыни в келиях

Боже, милостив буди мне грешному (поклон).

Боже, очисти грехи моя и помилуй мя (поклон).

Создавый мя, Господи, помилуй. Без числа согреших, Господи, прости мя (поклон).

Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (поклон).

Начало:

Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный. Трисвятое. Слава и ныне. Пресвятая Троице. Отче наш. Господи, помилуй (12 раз). Слава, и ныне.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

Псалом 50-й: «Помилуй мя, Боже» и «Верую во Единаго Бога…». Затем произносится

ПЕРВАЯ СОТНИЦА (100) молитв Иисусовых:

 Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

При этом на первых 10-ти молитвах должно полагать по земному поклону на каждой, на следующих 20-ти молитвах – по поясному поклону на каждой, а остальные 70 молитв совершаются без поклонов.

По окончании их, т.е. по совершении первой сотницы молитв, должно полагать земной поклон.

Затем произносится молитва:

Пресвятая Владычице моя, Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами, отжени от мене смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления, от окаяннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего: и погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен. И избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий, и от всех действ злых свобода мя: яко благословенна еси от всех родов и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь.

После сей молитвы – земной поклон. 

ВТОРАЯ СОТНИЦА молитв Иисусовых 

Совершается таким же порядком, как и первая, т. е. 10 молитв – с земными поклонами, 20 – с поясными и 70 молитв – без поклонов. По окончании оных – земной поклон, а затем произносится молитва: «Пресвятая Владычице моя, Богородице…», а после – земной поклон. 

ТРЕТЬЯ СОТНИЦА молитв Иисусовых 

Совершается таким же порядком, как и первые две сотницы.

По совершении сих трех сотниц молитв Иисусовых, произносится таким же порядком: 

СОТНИЦА МОЛИТВ Пресвятой Богородице: 

Пресвятая Владычице моя, Богородице, спаси мя грешнаго.

На первых 10-ти молитвах должно полагать по земному поклону на каждой молитве; на следующих 20 – по поясному, а остальные 70 молитв – без поклонов.

По окончании сей сотницы молитв должно полагать земнойпоклон, и затем произносить молитву: «Пресвятая Владычице моя, Богородице…» и после оной земной поклон.

Затем произносится

ПЯТЬДЕСЯТ МОЛИТВ св. Ангелу Хранителю:

Святый Ангеле Божий, Хранителю мой, моли Бога о мне грешном.

На первых 5-ти молитвах должно полагать по земному поклону на каждой; на следующих 10-ти молитвах – по поясному, а остальные 35 молитв совершаются без поклонов.

По окончании сих 50-ти молитв должно полагать земной поклон, а затем произносит молитву: «Пресвятая Владычице моя, Богородице», и после оной – земной поклон.

Затем произносится

ПЯТЬДЕСЯТ МОЛИТВ всем Святым:

Вси Святии, молите Бога о мне грешном.

Совершаются сии 50 молитв точно в таком же порядке, как и молитвы св. Ангелу Хранителю, т. е. первые 5 молитв с земными поклонами; следующие 10 – с поясными, а остальные 35 – без поклонов. По окончании их – земной поклон.

Затем «Достойно есть…» и после оной – земной поклон. Слава и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови, и отпуст: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, и святаго Ангела Хранителя и всех Святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко благ и человеколюбец. Аминь. 

ПРИМЕЧАНИЕ: 

1) Совершение сего ежедневного келейного правила обязательно для монахинь. 2) При совершении пятисотницы ЗЕМНЫЕ ПОКЛОНЫ ЗАМЕНЯЮТСЯ ПОЯСНЫМИ: а) в дни св. Пятидесятницы; б) в навечерия, предпразднств, попразднств, полиелейных и субботних дней и в) в других случаях, когда в церковной молитве земные поклоны заменяются поясными.

3) ПРАВИЛО СИЕ ВОВСЕ ОСТАВЛЯЕТСЯ: а) в дни, когда в обители совершаются всенощные церковные бдения (в навечериях великих Господских и Богородичных праздников и проч.); б) в навечерия воскресных дней во весь: год, хотя бы при этом не совершалось всенощное бдение, а только вечерня и утреня, как это бывает в пустыни с 14 сентября по 24 декабря; в) в последние два дня Страстной седмицы; г) во всю Светлую седмицу и д) в продолжении 15 дней, начиная с навечерия праздника Рождества Христова, т. е. с 24 декабря и включительно по 7-е января следующего новолетия. 

Если келейное молитвенное правило остается неисполненным, это не должно смущать сестру, дается оно для навыкновения к непрестанной молитве, но ввиду трудовой жизни в Обители потребна большая осмотрительность; правило исполняется по мере возможности, при усиленных работах малосильным сестрам дозволяется сокращать земные поклоны. В таких случаях надо особенно нудить себя держать в сердце молитву к Богу и на послушаниях, прилежа для этого молчанию и имея смирение, самоукорение и самоотвержение, быть на страже своих помыслов и вспоминать о смерти. Святые отцы советуют проходить умную молитву хотя по получасу утром и вечером, сидя на кровати или на низкой скамье.

При постриге в мантию молитвенное правило полностью исполняется в течение 40 дней.

Сокращать молитвенное правило разрешает настоятельница или старица, ею назначенная.

Старицы советуют рясофорным и мантийным монахиням ночью по возможности вставать и прочитывать тропарь «Се Жених…», полагая три поклона. 

КЕЛЕЙНОЕ МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО ДЛЯ ПОСЛУШНИЦ: 

Боже, милостив буди мне грешному (поклон).

Боже, очисти грехи моя и помилуй мя (поклон).

Создавый мя, Господи, помилуй. Без числа согреших, Господи, прости мя (поклон).

Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (поклон).

Начало:

Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный. Трисвятое. Слава и ныне. Пресвятая Троице. Отче наш. Господи, помилуй (12 раз). Слава и ныне.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

Псалом 50-й: «Помилуй мя, Боже» и «Верую во Единаго Бога…» Затем произносится 

50 молитв Иисусовых: из них – 10 с земным поклоном, 20-с поясным и 20-без поклонов.

Следующие 50 молитв состоят из 20 молитв Богородице (5-земных, 10-поясных и 5-без поклонов), Ангелу-Хранителю (3-земных, 5-поясных и 7-без поклонов), Всем Святым (3-земных, 5-поясных и 7-без поклонов).

Окончание правила обычное: «Достойно есть…» Слава и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови, и отпуст: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, и святаго Ангела Хранителя и всех Святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко благ и человеколюбец. Аминь.

Также ежедневно прочитывается одна глава из Евангелия и две главы из Апостола.

Примечание см. выше. 

 

Глава 10. 

УСЛОВИЯ ОТЛУЧЕК ИЗ МОНАСТЫРЯ 

  1. Выход из монастыря может быть двояким: ради послушания, по должностной необходимости, или по уважительной причине.
  2. Если кому-либо из монашествующих потребуется в дневные часы отлучиться на короткое время из обители, то для этого достаточно устного разрешения благочинной, поездки же в иные селения и города, даже на самый незначительный период, благословляются настоятельницей, причем в таких случаях надо писать прошение с указанием причины, точного адреса своей поездки и времени возвращения.
  3. В случае же болезни или иных важных причин сестра может получить и более продолжительный отпуск, но в каждом отдельном случае настоятельница имеет специальное суждение, чтобы время, проведенное сестрой за стенами обители, не повредило ей в духовном плане.
  4. Направленные в виде особой нужды на послушание в город или другие места вне стен монастыря должны немедленно возвращаться в обитель по окончании этого послушания.
  5. В летние месяцы позволяется ходить в леса за ягодами и грибами с благословения настоятельницы и возвращаться до вечерней службы.
  6. Монашествующие всячески должны избегать оставления своей обители, даже на самое короткое время, помня, что стены и дух монастыря — это лучшая защита от разных соблазнов и искушений. Каждая инокиня, побывав в миру, возвращается в свою келью в духовном плане худшей, чем из нее вышла: так учат святые подвижники. Понудим же себя, сестры, стяжать благой навык к терпеливому пребыванию в монастыре, выходя из него только по крайней нужде.

Антоний Великий по этому поводу когда-то сказал: «Как рыбы, оставаясь на суше, умирают, так и монахи, пребывая с мирскими людьми, вне монастыря, теряют расположение к безмолвию. Как рыба стремится в море, так и мы должны стремиться в свои кельи, дабы, замедляя вне ее, не забыть о внутреннем хранении» (Алфавитный Патерик).

 

Глава 11. 

УСЛОВИЯ УВОЛЬНЕНИЯ ИЗ МОНАСТЫРЯ 

  1. Если послушница или монахиня изменила своим обетам и по своей воле хочет оставить монастырь, то таковую, по надлежащем увещании, как неисцелимую и вносящую соблазн в среду монашествующих, подобает, по Божественным Святых Отец преданиям, отпускать из монастыря (уволить).
  2. Причиной ухода из обители является непостоянство воли, собственные греховные страсти, нерадение о трудах, неосновательность и нетвердость суждений. (Иером. Серафим. Женские иноческие уставы, т. 3, Москва,1910 г., стр. 143).
  3. По слову святого Василия Великого, кто оставил свой иноческий обет, не избежит суда за то, что оставил Христа, точно так же, как и воин царя земного за измену или побег подвергается строжайшему наказанию. А также святый Иоанн Златоуст, почитая монашеские обеты священным приношением, благоприятною жертвою Богу, нарушение их называет тяжким святотатством и обманом Бога и угрожает страхом казни, постигшей Ананию и Сапфиру за то, что, дав обет посвятить все свое имение Богу, утаили от цены за проданное село (Иером. Серафим. Женские иноческие уставы, т. 3, Москва,1910 г., стр. 52).
  4. Уволенная из монастыря должна сдать благочинной монастырские вещи, книги и всю монашескую одежду и только в мирской одежде удалиться из обители, никак не допуская брать с собой иноческое одеяние.
  5. Если сестра, уволенная или самовольно оставившая обитель, раскаявшись, возвратиться и будет проситься обратно, то таковую можно, по рассмотрении ее дела, принять, но уже в разряд вновь поступающих, и потребовать от нее письменного обещания впредь вести жизнь, согласную с Евангелием и монастырским Уставом.
  6. В случае смерти сестры все ее имущество по описи передается на склад и является общим монастырским достоянием.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

  1. Данный монастырский Устав как руководство для иночествующих должен с молитвой и усердием, по мере сил, проводиться в жизнь ради спасения и духовного возрастания.
  2. Предлагаемый Устав не является порождением схоластическим или творением человеческого ума, но имеет своим источником Святую Библию, учения Святых Отцов и богатый, многовековой опыт наших подвижников и монастырей.
  3. Монашество — это христианская ревность высшей жизни, а монастыри – это маяки среди бурного житейского моря.
  4. Пусть Бог благословит каждого грядущего к Нему путем борьбы с грехом, путем чистоты и целомудрия и в Церкви никогда не оскудеет монашеский чин.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *