Православный монастырь – это христианская община, строго живущая по заповедям Божиим, ищущая духовного совершенства в делах христианской жизни. Основой монашеского духа служат слова Самого Господа Иисуса Христа: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, и следуй за Мной» (Мф. 19, 21), положенные в основу обета нестяжания.
Дающий обет послушания и отречения от своей воли и от своего мудрования должен основывать оный на слове Господнем: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16, 24).
Дающий обет целомудрия должен внимать слову Христову: «Кто может вместить, да вместит» (Мф., 19, 21) и слову Апостольскому: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу» (I Кор. 7, 32).
К верному и неослабному исполнению сих обетов должно побуждать себя словом Христовым: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9, 62).
О благотворности послушания, о потребности духовного руководства, об опасном поползновении жить по своей воле должно вразумлять себя словом премудрого Соломона: «При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует» (Притч. II, 14).
Житие монашеское должно быть благоустроено на незыблемом основании Слова Божия, при пособии наставлений и примеров Святых Отец. Святой Василий Великий в одной из своих бесед дает обстоятельную характеристику монашеского жития:
«Монаху, – говорит он, – должно, прежде всего, стяжать жизнь нестяжательную, телесное уединение, благоприличную наружность, иметь голос умеренный и слово скромное, пищу и питие не причиняющие мятежа, есть в безмолвии; перед старшими молчать, мудрых слушать, к равным иметь любовь, низшим подавать исполненный любви совет; удаляться людей негодных, плотских и суетных, больше думать, а меньше говорить, не быть дерзким в словах, не допускать излишеств в разговоре, избегать смеха, украшаться стыдливостью, взор потуплять долу, а душу возносить горе, на прекословие не отвечать прекословием, быть благопокорным; трудиться своими руками, всегда помнить о смерти, с надеждой радоваться, скорби терпеть, непрестанно молиться, за все благодарить, перед всеми быть смиренным, ненавидеть высокомерие; быть трезвенным и охранять сердце от лукавых помыслов…, заботиться о страждущих, плакать с ними…, вразумлять бесчинных, утешать малодушных, служить недужным…, заботиться о братолюбии».
Монах более полно и совершенно должен стремиться в своей жизни воплотить одну из главнейших заповедей Христовых – заповедь о любви:
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим; …и возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 37-39).
Любовь к Богу инок творит чрез непрестанные молитвы, беседуя с Ним, исповедуя Ему свои немощи, грехи и прославляя Его благость и милосердие во всем. Любовь к ближним монах совершает в терпении их недостатков, в постоянной молитве о них, в различной помощи и милости к ним.
Пока монахи были лишь одиночки, так называемые анахореты, они спасались каждый по правилам, данным им отцами и их наставниками, но с появлением монастырей и многочисленного братства потребовался Устав, который мог бы регулировать монашескую жизнь в них и способствовать к лучшему освоению монашеского духа.
Преподобный Пахомий Великий, подвижник 4-го века, такой общежительный Устав получил от Святого Ангела, и он лег в основу всех остальных монашеских Уставов: преподобного Антония Великого, Святителя Василия Великого, Саввы Освященного и преподобного Феодора Студита (его Устав был принят впоследствии преподобным Феодосием для Киево-Печерского монастыря и стал потом образцом для всех других русских обителей).
Глава 1
УСТРОЙСТВО МОНАСТЫРЯ
- Свято-Введенский женский монастырь общежительный. Он является ставропигиальным и находится в ведении Патриаршего Экзарха всея Белоруссии.
- Монастырь может при себе образовывать скиты, подворья, сестричества.
- Патриарший Экзарх назначает настоятельницу монастыря, священнослужителей и духовника, осуществляет общее наблюдение за монастырем, с Его благословения настоятельница ведет всю монастырскую жизнь, в том числе и хозяйственную.
- По представлению настоятельницы назначает основных должностных лиц монастыря: казначею, благочинную, ризничную, экономку, у которых, в свою очередь, могут быть помощницы.
- Патриарший Экзарх преподает благословение на пострижение в монашество готовых к сему послушниц; зачисляет в число насельниц монастыря тех, кого представляет настоятельница; отчисляет лиц, которые грубо нарушают монастырскую дисциплину и злонамеренно выходят из послушания начальствующих, не желая внимать гласу вразумления.
- Во главе управления монастырем стоит настоятельница и состоящее при ней правление. Правление собирается для решения важных вопросов жизни монастыря по мере необходимости. В правление входят: настоятельница, казначея, благочинная, ризничная и зав. канцелярией.
Глава 2
ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МОНАСТЫРЯ
- Настоятельница должна хорошо знать все нужды обители, иметь полное представление о своих насельницах, чтобы о всем иметь постоянное попечение. На ней лежит всемерное поддержание в монастыре высокой духовной дисциплины и доброго порядка; забота о духовном делании и совершенствовании насельниц; наблюдение за благолепием и уставностью богослужения в монастырских храмах; попечение о хозяйстве, о внешнем состоянии храмов и других монастырских постройках.
- Настоятельница в качестве лица официального принимает разных посетителей: богомольцев, иностранных и отечественных гостей, сотрудников церковных и государственных учреждений, руководствуясь добрыми намерениями и благорассуждением Церкви, что будет служить ко благу и пользе ее монастыря.
- Основной заботой настоятельницы является попечение о духовном состоянии сестер, их прилежании к молитве, к богослужению, их усердии в послушании и особенно стремлении к чистоте и святости жизни. Настоятельница постоянно держит связь с духовником монастыря и следит, как часто насельницы приступают к Таинству Святой Исповеди и Причастия Святых Христовых Тайн.
- Настоятельница, воспитывая волю насельниц, насаждая в них смирение, проверяет исполнение послушаний, возложенных на каждую, и в случае необходимости по-матерински делает замечания, а то и строгие выговоры, вплоть до епитимий, в целях вразумления и исправления согрешающей сестры, добиваясь благоразумным образом признания и покаяния в допущенных ошибках.
- Хотя настоятельница должна быть ко всем сестрам благорасположена и о всех попечительна, однако преимущественно добрые в поведении, верные в исполнении предписанных правил и подвизающиеся успевать в жизни духовной, естественно, будут преимущественно пользоваться ее благорасположением, попечением, доверием и уважением, и сие должно быть средством как для утверждения их на благом пути, так и для доставления им полезного и назидательного влияния на других.
- От настоятельницы не должно быть скрыто, кто из сестер кому пишет или от кого получает письма. Смотря по обстоятельствам, она может требовать, чтобы письма ей были показаны, и если переписка не представляет ни надобности, ни пользы, велеть прекратить оную.
- В случае выезда по делам обители или болезни настоятельницы во временное отправление ее обязанностей вступает казначея или другое должностное лицо по усмотрению Настоятельницы.
Духовник
- Духовник должен быть в зрелых годах, опытный в жизни иеромонах, честного и богоугодного жития и прилежный в монашеском звании или женатый иерей, человеколюбивый, ревностный к церковным богослужениям, хорошо знающий Слово Божие; и святоотеческие писания.
- Духовное руководство осуществляется духовником совместно с настоятельницей монастыря.
- Основной обязанностью духовника является пастырское попечение о насельницах монастыря и их духовном состоянии. Он способствует тому, чтобы все насельницы монастыря неопустительно проходили исповедь и приобщались Святых Христовых Тайн.
Казначея
- На обязанности казначеи лежит внимательное наблюдение за поступлением и расходом монастырской казны и ведение приходо-расходных книг с соблюдением правил финансовой отчетности.
- Казначея также следит за состоянием и движением всех видов материальных ценностей монастыря, она ведет архив важнейших монастырских документов, как хозяйственных, так и финансовых, и следит за состоянием и хранением описей монастырского имущества и ценностей, поступающих в монастырь.
- В последних числах месяца казначея в присутствии двух-трех старших сестер вскрывает церковные кружки, считает деньги и общую сумму заносит в кассовую книгу.
Благочинная
- На обязанности благочинной лежит надзор за сохранением внешнего порядка и нравственным поведением монашествующих. Она следит, чтобы во время богослужений в храме соблюдалась полная тишина и строгий порядок.
- Благочинная имеет право на вход в кельи монашествующих во всякое время, следит за их порядком и чистотой, смотрит, чтобы монашествующие не проводили время в праздности, а в свободные часы упражнялись в чтении, труде и молитве; заботится о том, чтобы в монастырских кельях не находились посторонние лица.
- Благочинная по благословению настоятельницы ежедневно назначает сестер на послушания; следит, чтобы они исполнялись с молитвой, добросовестно.
- Благочинная должна не того искать, что приятно сестрам, и не о том заботиться, чтобы заслужить их благосклонность, но быть справедливой и твердой в своих действиях и в случае нарушений дисциплины кем-либо из сестер по-матерински вразумлять и делать наставление, а в особых случаях докладывать настоятельнице.
Ризничная
- На обязанности ризничной лежит заведование церковной утварью, облачением и всем храмовым имуществом, а также их бережное хранение и использование по прямому назначению.
- Ризничая выдает облачение для священнослужения, следит за тем, чтобы вещи, требующие починки или стирки, своевременно исправлялись и стирались, а по необходимости шились новые.
- Пришедшее в негодность облачение, покровцы, покрывала, полотенца и другое по рассмотрении настоятельницей или казначеей уничтожаются, на что составляется акт.
Экономка
- На обязанности экономки лежит заведование и надзор за хозяйственной и строительной частью монастыря. Она печется о храмах, часовнях, как первых святынях монастыря, а также заботится о состоянии сестринских корпусов и всех подсобных помещений.
- В распоряжении экономки находятся наемные рабочие, которых она назначает в нужное время для производства различного рода работ и следит за качеством их исполнения,
- Если в монастырском хозяйстве экономка находит нужным и полезным осуществить какие-либо улучшения, то ей предоставляется право изложить свои соображения настоятельнице и после одобрения и благословения она может приступить к осуществлению своих планов.
- На экономке лежит особое монастырское послушание — вести работы по строительству и хозяйству, с минимальными затратами, оберегая монастырскую казну, тщательно охраняя и экономно расходуя хоз. материалы.
- Работы в монастырском хозяйстве начинаются и оканчиваются молитвой.
Келарша
- Под наблюдением келарши находится монастырская кухня, все погреба и склады с продовольствием, в которых должна соблюдаться чистота и опрятность.
- Келарша отвечает за приготовление пищи соответственно монастырскому Уставу, заботится о своевременной заготовке овощей, фруктов и прочего на зимний период.
Уставщица
- Обязанности уставщицы заключаются в неукоснительном наблюдении за чином всех церковных служб, дабы таковые совершались в соответствии с Типиконом и местным монастырским обычаем.
- Уставщица следит за суточными чтецами, за их правильным и уставным отправлением часов, тропарей, кондаков, кафизм и иных чтений, кои должны исполняться без ошибок, благоговейно, отчетливо и безыскусственно.
- Новоначальных и мало знающих чтецов уставщице следует обучать правильному церковному чтению.
- Уставщица поручает канонарше заблаговременно просмотреть тексты стихир, чтобы она могла канонаршить внятно и отчетливо, делая смысловые остановки между фразами.
- Уставщица должна следить за состоянием церковных богослужебных книг, а пришедшие в негодность своевременно реставрировать.
Регентша
- Обязанности регентши состоят в управлении монастырским хором и в установлении образцового порядка на клиросе.
- Хор должен петь стройно и молитвенно, чтобы пение трогало, умиляло и приносило духовную пользу всем молящимся.
- Ни регентша, ни певчие не должны допускать на клиросе шуток, смеха, ссор, празднословия и шума.
- Регентша должна подбирать репертуар сугубо церковный, избегая светскости в монастырском пении, и представлять его настоятельнице на утверждение.
- Регентша обязана систематически организовывать спевки хора, в которых должны принимать участие все певчие.
Алтарница
- Алтарницей должна быть только мантийная монахиня, ее обязанности требуют весьма внимательного к себе отношения, так как послушание это сопряжено с прислуживанием в алтаре близ Святого Престола и Жертвенника, при которых недопустимы праздные разговоры, смех, шутки и всё непристойное этому святому месту.
- Алтарница должна заблаговременно приходить в алтарь, чтобы подготовить его для службы, а затем прислуживать за богослужением, возжигать светильники и кадило, приготовлять просфоры, вино, воду, теплоту и др., относящееся к богослужению.
- На алтарнице лежит обязанность смотреть за чистотой в алтаре и храме, чистить кадило, подсвечники, снимать пыль и паутину с окон, икон, смотреть за коврами, проветривать и подметать алтарь, воду с умывальника выливать в специально отведенное и устроенное для этого место.
- По окончании службы алтарница тщательно проверяет алтарь на предмет пожарной безопасности. Обычно боковые двери алтаря запирает и открывает сама алтарница.
Звонарка
- Звонарка с благословения настоятельницы в положенное время производит благовест к богослужению.
- Благовест или трезвон производится в соответствии с Уставом и обычаем данного монастыря. Характер звонов должен отвечать установившимся традициям церковных звуков.
- Звонарка не должна допускать посторонних лиц на колокола ню без благословения и надобности.
Библиотекарша
- Библиотекарша своевременно отдает в реставрацию поврежденные книги, наблюдает за помещением книгохранилища, следит за внутренним режимом и особенно за пожарной безопасностью.
Просфорница
- Просфорница отвечает за качество и своевременность изготовления просфор, особенно богослужебных.
- Просфора выпекается из чистой, свежей пшеничной муки самого высшего сорта.
- Сама просфорница должна жить в чистоте и благоговении, пребывая в молитве, наипаче же во время работы в просфорне, где недопустимы посторонние разговоры, смех, шутки, так как выпекается святой хлеб для таинства Божественной Евхаристии.
- Помещение просфорни следует содержать в надлежащей чистоте и порядке.
Трапезница-повар
- На обязанности трапезницы-повара лежит ответственность за приготовление вкусной и питательной пищи, которая должна приготавливаться в чистом и подготовленном помещение, с соблюдением правил санитарной гигиены. Накрывать на стол и убирать посуду после трапезы может помогать специально назначенная или дежурная сестра.
Глава 3.
УСЛОВИЯ ПРИЕМА В МОНАСТЫРЬ
- Кто ради Бога отрицается мира и вступает в иночество, тот становится на путь духовной жизни. Побуждение к ней у христианина появляется вследствие его веры и внутреннего стремления к духовному совершенству, которое основано на отречении зла и страстей, как первого условия спасения души.
- Никакой прежний моральный образ жизни в миру не препятствует христианину вступить в монастырь с целью спасения души, как о том сказано в 43 правиле VI Вселенского Собора.
- В монастырь не могут быть приняты лица, не достигшие совершеннолетия; родители, имеющие малолетних детей, требующих их опеки; муж при живой жене и жена при живом муже; супруги, скрепленные церковным браком, могут поступить в монастырь при условии, что на новый образ жизни возьмут благословение у архиерея и одновременно поступят каждый в свой монастырь.
- Поступающая в монастырь должна подать на имя настоятельницы прошение, автобиографию с приложением паспорта и соответствующих документов. Желательно представить рекомендацию духовного лица.
- Новоначальную через месяц одевают в черную одежду – хитон. Постриг в мантию принято совершать в обители не ранее 30 лет от рождения, но в иных случаях есть исключения.
- Монашествующих, самовольно ушедших из других монастырей, принимать не следует, ибо сказано: «Монаха, постриженника иного монастыря, недостоит прияти в другий монастырь, по 40-му Правилу, иже в Халкидоне, святаго собора. Аще ли же игумен приимет сицеваго, лишается игуменства» (Иером. Серафим. Женские иноческие уставы, т. 3, Москва,1910 г., стр. 134.
- Лица пенсионного возраста, поступающие в монастырь свою пенсию ежемесячно вносят в монастырскую кассу.
Глава 4.
ПОВЕДЕНИЕ НОВОНАЧАЛЬНЫХ
- Новоначальная, прежде всего, должна внимательно прочитать и усвоить монастырский Устав, чтобы при первых же шагах своего пребывания в обители не нарушить заведенного в ней порядка и дисциплины.
- Новоначальная дает подписку в том, что она обязуется свято выполнять все изложенное в нем; в случае же нарушения Устава она подлежит соответствующему взысканию со стороны настоятельницы, в целях вразумления и покаяния, а при упорном непослушании может быть удалена из обители.
- Новоначальная должна всемерно стремиться к духовной жизни как первой цели своего звания, оставляя светские привычки, помня наставление святого Василия Великого к начинающим инокам: «Походку иметь скромную, не говорить громогласно, соблюдать в беседе благочиние, употреблять пищу и питие благоговейно, хранить молчание при старших, быть внимательным к мудрым, послушным к начальствующим, иметь к равным и меньшим нелицемерную любовь, удаляться от злых, мало говорить, тщательно собирать познания, не многословить, не быть скорым на смех, украшаться скромностью».
- По отношению к настоятельнице и насельницам монастыря новоначальная должна оказывать смиренную почтительность, при встрече с настоятельницей следует брать благословение, а насельниц при встрече приветствовать почтительным поклоном.
- Входить в чужую келью следует с молитвой и только когда будет получен ответ «Аминь».
- После вечернего правила всякие праздные разговоры и прогулки воспрещаются.
- Подобает беспрекословно повиноваться настоятельнице, начальствующим монастыря, помня, что и Сам Христос сказал о Себе: «Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6, 38). Распоряжения настоятельницы по монастырю не принято монашествующими обсуждать, критиковать, но с молитвою и смирением выполнять. Если какая-то сестра не согласна с распоряжениями начальствующих, она с кротостью и наедине вполне может высказать свое мнение давшему это распоряжение на его дальнейшее усмотрение.
- Усердное и прилежное послушание для новоначальных – залог их будущего духовного возрастания и спасения. Следует избегать своеволия, ничего не делать без благословения вышестоящих, даже похвального, чтобы не впасть в соблазн, гордость и прелесть.
- Новоначальная должна находиться в постоянном мире и любви со всеми сестрами обители, стараясь быть со всеми приветливой и услужливой.
- Никто не должен без благословения старших брать себе в келью какую-либо вещь, даже самую необходимую, помня, что всякое такое приобретение без благословения – есть кража.
- Монашествующим не должно заводить в келье лишних вещей, впадать в грех мшелоимства. Лучшим украшением иноческой кельи служат святые иконы и книги Священного Писания, а также творения Святых Отцов. Келья монаха содержит крайний минимум всего, без чего нельзя обойтись в ней. Келья должна быть красной не вещами, а духом веры и молитвы живущей в ней инокини. Светские и чисто мирские вещи и принадлежности не должны иметь места в келье.
- Одежда должна быть чистой и простой. Цвет монашеской одежды всегда только черный и никакой другой. Для послушаний он может быть серый, коричневый или какой-нибудь еще, но не яркий.
- Курение, употребление спиртных напитков и сквернословие категорически воспрещаются, нарушение сего древнего правила влечет за собой серьезное наказание, вплоть до исключения из обители.
- Целомудрие или чистота души состоит не только в хранении себя от порочных дел и поступков, но и от, нечистых помыслов, как первых поводов к греху.
- Везде и всегда прилично монаху воздерживаться от празднословия, помня слова Господа: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 36).
- Если кто-либо из новоначальных постоянно нарушает правила иноческой жизни, то таковая берется под особое наблюдение старших сестер, ее увещевают и наставляют с целью исправления, а в случае упорства ее в своих грехах, следует такую нарушительницу отсечь от общества иночествующих, как поврежденный член тела.
Глава 5.
О ДУХОВНОМ РУКОВОДСТВЕ
- Согласно Уставов женских обителей, духовное руководство осуществляется настоятельницей совместно с духовником монастыря.
- Новоначальную сестру настоятельница поручает более опытной насельницы монастыря.
- Самое драгоценное для насельниц есть причащение Святых Христовых Тайн. Еженедельно в воскресный день, на Божественной литургии все сестры имеют возможность очистить свою совесть в таинстве исповеди и причаститься Святых Христовых Тайн. Приступая к исповеди, сестры с поклоном испрашивают прощения и благословения у настоятельницы. После этого, испросив прощения друг у друга и у всех собравшихся в храме подходят к иерею, принимающему исповедь.
- Без благословения настоятельницы не должны ничего предпринимать в духовном деле спасения по своей только мысли и воле, например, налагать на себя пост сверх положенного Уставом или что-то другое, дабы не впасть в прелесть и не повредить своему спасению.
5 .Если между сестрами произойдет какое-нибудь недоразумение, ссора, необходимо поспешить погасить их обоюдным прощением и смирением и тотчас восстановить мир и любовь, помня завет: «Солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4, 26).
6 .Сестра, нарушающая монастырскую дисциплину, может подвергнуться духовному взысканию через наложение епитимий, на которую следует смотреть не как на карающий бич, а как на необходимое врачевство, исцеляющее духовные болезни и немощи.
- Если больные считают врачей за благодетелей, хотя они и дают им горькие лекарства, то и согрешающий должен смотреть на епитимий, которые ему даются, и принимать их, как доброе врачевство и знак милосердия для спасения души (Св. Василий Великий, правило 52).
- Каждой согрешившей дается епитимия сообразно ее духовному устроению и ее немощи. Как нельзя телесные болезни лечить одним и тем же лекарством, так и духовные прещения должны носить разнообразный характер. «Как нет одного врачевания для телесных недугов, так нет и для душевных», – говорит Исаак Сирин.
- В качестве исправления могут быть употреблены следующие меры: поставление на поклоны; снятие монашеской одежды; перевод из кельи в другую, менее удобную; перевод с одного послушания на другое, более трудное; отмена выезда из обители.
Глава 6.
О БОГОСЛУЖЕНИИ
- Важнейшим моментом монашеской жизни является церковное богослужение, общее молитвенное бдение и потому участие в оных должно быть первейшею заботою и стремлением всех, живущих в обители.
- Уклонение или нерадивое отношение к храмовой молитве, к этому священнейшему делу, должно считаться важным нарушением распорядка духовной жизни монастыря.
Молитвы, полунощница, утреня, часы, обедница. Вечерняя служба начинается в 18.00.
- Каждая из сестер должна стараться придти в церковь без опоздания, до начала богослужения. Никому также не следует уходить из храма прежде окончания службы, если нет неотложного дела по послушанию.
- Некоторые из сестер в силу своего особого послушания по монастырю не могут быть ежедневно на богослужениях, на что они получают благословение от настоятельницы. Такое послушание вменяется им как молитва в храме.
- Читающие и поющие в церкви должны исполнять свое дело с неослабным вниманием, без поспешности, «со страхом и трепетом» и не нарушая монастырского Устава.
- По пути в церковь и из церкви не должно останавливаться с посторонними и входить с ними в разговоры, а если от кого будут спрошены о чем-либо, то нужно ограничиться кратким ответом.
- В церкви нельзя разговаривать, оглядываться по сторонам, но быть сосредоточенным, внимать Богу, богослужению и себе.
- Ввиду того, что монастырские храмы посещаются не только монашествующими, но и богомольцами, для них могут быть совершаемы требы: молебны, панихиды, отпевания, а также таинства соборования и крещения (венчание в монастыре совершать не положено).
- Священнослужители ни под каким видом не должны брать деньги себе, но отдавать их в монастырскую казну.
- Монашествующие должны являться к богослужению в полной форме.
Глава 7.
О МОНАШЕСКОЙ ТРАПЕЗЕ
- Общая трапеза поставляется три раза в день: завтрак после утреннего богослужения, обед в полдень и ужин после вечернего богослужения.
- Получив благословение у настоятельницы, трапезница ударяет 12 раз в трапезный колокол и сестры, не медля, без опоздания, собираются на трапезу, которая начинается и оканчивается положенными молитвословиями. Трапеза в монастыре носит священный характер и требует от каждой сестры особого к ней отношения.
- Перед трапезой поется «Отче наш», а в двунадесятые праздники прибавляется тропарь праздника. В продолжение трапезы сестры сохраняют безмолвие, слушая предлагаемое чтение из Жития Святых, Прологов и др. душеполезного чтения. После трапезы поется «Благодарим Тя, Христе Боже наш».
- Монашествующий должен со смирением вкушать поданную пищу и не говорить: «Это не вкусно, а то — мне вредно». Свои пожелания и скорби по этому поводу можно потом высказать настоятельнице, не распространяя их далее и взять благословение, если это необходимо, на особое, диетическое питание.
- Позднее вхождение в трапезную или исхождение из нее прежде окончания трапезы без благословения настоятельницы признается нарушением дисциплины и достойно порицания.
Глава 8.
О КЕЛЕЙНОМ ПРЕБЫВАНИИ
- Время, оставшееся от церковного богослужения и исполнения послушания, проводимое монашествующими в келии, должно быть употреблено весьма благоразумно и бережно, с желанием приобрести как можно больше духовной пользы.
- Молитва келейная, чтение Святого Евангелия и псалтири гасят многие страсти души и тела, освещают ум и очищают сердце, приносят мир душе. По учению святых отцов, ум никогда не должен быть праздным. Полезными занятиями могут быть: келейное правило по Уставу; чтение душеполезных книг; упражнение в пении и чтении, изучение нотной азбуки, церковно-славянского языка, церковного Устава и приготовление к церковной службе.
- Среди духовно-нравственной литературы могут быть рекомендованы к келейному чтению Жития Святых, Патерики Киевский, Афонский и др., Прологи, а также творения святых отцов и сочинения подвижников благочестия: Аввы Дорофея, Василия Великого, Иоанна Лествичника, Ефрема Сирина, Макария Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Тихона Задонского, Димитрия Ростовского, Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, Исаака Сирина, Варсонофия Великого и писания, собранные в книге «Добротолюбие» но не без надзора и руководства опытнейших, особенно последние, дабы неблаговременно предпринятое высокое чтение не сделалось для неопытной случаем к неправильному пониманию и к мечтательности вместо истинного успеха. Все, что говорится в святоотеческих писаниях о «старцах» в женских монастырях относится к «старицам» (Маргарит, или избранные душеспасительные изречения, руководящие к вечному блаженству. Москва, I9II г., стр. 169).
- Без благословения настоятельницы в келью посторонние лица не допускаются, никто не имеет права оставлять у себя в келье посторонних лиц на ночлег, никто из сестер не имеет права ночевать в чужой келье.
Глава 9.
КЕЛЕЙНОЕ МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО (для монахинь)
В Свято-Введенском ставропигиальном женском монастыре для исполнения келейного молитвенного правила для монахинь используется:
ПРАВИЛО ПЯТИСОТНИЦЫ
совершаемое братией Козельской Введенской Оптиной Пустыни в келиях
Боже, милостив буди мне грешному (поклон).
Боже, очисти грехи моя и помилуй мя (поклон).
Создавый мя, Господи, помилуй. Без числа согреших, Господи, прости мя (поклон).
Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (поклон).
Начало:
Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный. Трисвятое. Слава и ныне. Пресвятая Троице. Отче наш. Господи, помилуй (12 раз). Слава, и ныне.
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.
Псалом 50-й: «Помилуй мя, Боже» и «Верую во Единаго Бога…». Затем произносится
ПЕРВАЯ СОТНИЦА (100) молитв Иисусовых:
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.
При этом на первых 10-ти молитвах должно полагать по земному поклону на каждой, на следующих 20-ти молитвах – по поясному поклону на каждой, а остальные 70 молитв совершаются без поклонов.
По окончании их, т.е. по совершении первой сотницы молитв, должно полагать земной поклон.
Затем произносится молитва:
Пресвятая Владычице моя, Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами, отжени от мене смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления, от окаяннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего: и погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен. И избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий, и от всех действ злых свобода мя: яко благословенна еси от всех родов и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь.
После сей молитвы – земной поклон.
ВТОРАЯ СОТНИЦА молитв Иисусовых
Совершается таким же порядком, как и первая, т. е. 10 молитв – с земными поклонами, 20 – с поясными и 70 молитв – без поклонов. По окончании оных – земной поклон, а затем произносится молитва: «Пресвятая Владычице моя, Богородице…», а после – земной поклон.
ТРЕТЬЯ СОТНИЦА молитв Иисусовых
Совершается таким же порядком, как и первые две сотницы.
По совершении сих трех сотниц молитв Иисусовых, произносится таким же порядком:
СОТНИЦА МОЛИТВ Пресвятой Богородице:
Пресвятая Владычице моя, Богородице, спаси мя грешнаго.
На первых 10-ти молитвах должно полагать по земному поклону на каждой молитве; на следующих 20 – по поясному, а остальные 70 молитв – без поклонов.
По окончании сей сотницы молитв должно полагать земнойпоклон, и затем произносить молитву: «Пресвятая Владычице моя, Богородице…» и после оной земной поклон.
Затем произносится
ПЯТЬДЕСЯТ МОЛИТВ св. Ангелу Хранителю:
Святый Ангеле Божий, Хранителю мой, моли Бога о мне грешном.
На первых 5-ти молитвах должно полагать по земному поклону на каждой; на следующих 10-ти молитвах – по поясному, а остальные 35 молитв совершаются без поклонов.
По окончании сих 50-ти молитв должно полагать земной поклон, а затем произносит молитву: «Пресвятая Владычице моя, Богородице», и после оной – земной поклон.
Затем произносится
ПЯТЬДЕСЯТ МОЛИТВ всем Святым:
Вси Святии, молите Бога о мне грешном.
Совершаются сии 50 молитв точно в таком же порядке, как и молитвы св. Ангелу Хранителю, т. е. первые 5 молитв с земными поклонами; следующие 10 – с поясными, а остальные 35 – без поклонов. По окончании их – земной поклон.
Затем «Достойно есть…» и после оной – земной поклон. Слава и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови, и отпуст: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, и святаго Ангела Хранителя и всех Святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко благ и человеколюбец. Аминь.
ПРИМЕЧАНИЕ:
1) Совершение сего ежедневного келейного правила обязательно для монахинь. 2) При совершении пятисотницы ЗЕМНЫЕ ПОКЛОНЫ ЗАМЕНЯЮТСЯ ПОЯСНЫМИ: а) в дни св. Пятидесятницы; б) в навечерия, предпразднств, попразднств, полиелейных и субботних дней и в) в других случаях, когда в церковной молитве земные поклоны заменяются поясными.
3) ПРАВИЛО СИЕ ВОВСЕ ОСТАВЛЯЕТСЯ: а) в дни, когда в обители совершаются всенощные церковные бдения (в навечериях великих Господских и Богородичных праздников и проч.); б) в навечерия воскресных дней во весь: год, хотя бы при этом не совершалось всенощное бдение, а только вечерня и утреня, как это бывает в пустыни с 14 сентября по 24 декабря; в) в последние два дня Страстной седмицы; г) во всю Светлую седмицу и д) в продолжении 15 дней, начиная с навечерия праздника Рождества Христова, т. е. с 24 декабря и включительно по 7-е января следующего новолетия.
Если келейное молитвенное правило остается неисполненным, это не должно смущать сестру, дается оно для навыкновения к непрестанной молитве, но ввиду трудовой жизни в Обители потребна большая осмотрительность; правило исполняется по мере возможности, при усиленных работах малосильным сестрам дозволяется сокращать земные поклоны. В таких случаях надо особенно нудить себя держать в сердце молитву к Богу и на послушаниях, прилежа для этого молчанию и имея смирение, самоукорение и самоотвержение, быть на страже своих помыслов и вспоминать о смерти. Святые отцы советуют проходить умную молитву хотя по получасу утром и вечером, сидя на кровати или на низкой скамье.
При постриге в мантию молитвенное правило полностью исполняется в течение 40 дней.
Сокращать молитвенное правило разрешает настоятельница или старица, ею назначенная.
Старицы советуют рясофорным и мантийным монахиням ночью по возможности вставать и прочитывать тропарь «Се Жених…», полагая три поклона.
КЕЛЕЙНОЕ МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО ДЛЯ ПОСЛУШНИЦ:
Боже, милостив буди мне грешному (поклон).
Боже, очисти грехи моя и помилуй мя (поклон).
Создавый мя, Господи, помилуй. Без числа согреших, Господи, прости мя (поклон).
Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (поклон).
Начало:
Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный. Трисвятое. Слава и ныне. Пресвятая Троице. Отче наш. Господи, помилуй (12 раз). Слава и ныне.
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.
Псалом 50-й: «Помилуй мя, Боже» и «Верую во Единаго Бога…» Затем произносится
50 молитв Иисусовых: из них – 10 с земным поклоном, 20-с поясным и 20-без поклонов.
Следующие 50 молитв состоят из 20 молитв Богородице (5-земных, 10-поясных и 5-без поклонов), Ангелу-Хранителю (3-земных, 5-поясных и 7-без поклонов), Всем Святым (3-земных, 5-поясных и 7-без поклонов).
Окончание правила обычное: «Достойно есть…» Слава и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови, и отпуст: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, и святаго Ангела Хранителя и всех Святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко благ и человеколюбец. Аминь.
Также ежедневно прочитывается одна глава из Евангелия и две главы из Апостола.
Примечание см. выше.
Глава 10.
УСЛОВИЯ ОТЛУЧЕК ИЗ МОНАСТЫРЯ
- Выход из монастыря может быть двояким: ради послушания, по должностной необходимости, или по уважительной причине.
- Если кому-либо из монашествующих потребуется в дневные часы отлучиться на короткое время из обители, то для этого достаточно устного разрешения благочинной, поездки же в иные селения и города, даже на самый незначительный период, благословляются настоятельницей, причем в таких случаях надо писать прошение с указанием причины, точного адреса своей поездки и времени возвращения.
- В случае же болезни или иных важных причин сестра может получить и более продолжительный отпуск, но в каждом отдельном случае настоятельница имеет специальное суждение, чтобы время, проведенное сестрой за стенами обители, не повредило ей в духовном плане.
- Направленные в виде особой нужды на послушание в город или другие места вне стен монастыря должны немедленно возвращаться в обитель по окончании этого послушания.
- В летние месяцы позволяется ходить в леса за ягодами и грибами с благословения настоятельницы и возвращаться до вечерней службы.
- Монашествующие всячески должны избегать оставления своей обители, даже на самое короткое время, помня, что стены и дух монастыря — это лучшая защита от разных соблазнов и искушений. Каждая инокиня, побывав в миру, возвращается в свою келью в духовном плане худшей, чем из нее вышла: так учат святые подвижники. Понудим же себя, сестры, стяжать благой навык к терпеливому пребыванию в монастыре, выходя из него только по крайней нужде.
Антоний Великий по этому поводу когда-то сказал: «Как рыбы, оставаясь на суше, умирают, так и монахи, пребывая с мирскими людьми, вне монастыря, теряют расположение к безмолвию. Как рыба стремится в море, так и мы должны стремиться в свои кельи, дабы, замедляя вне ее, не забыть о внутреннем хранении» (Алфавитный Патерик).
Глава 11.
УСЛОВИЯ УВОЛЬНЕНИЯ ИЗ МОНАСТЫРЯ
- Если послушница или монахиня изменила своим обетам и по своей воле хочет оставить монастырь, то таковую, по надлежащем увещании, как неисцелимую и вносящую соблазн в среду монашествующих, подобает, по Божественным Святых Отец преданиям, отпускать из монастыря (уволить).
- Причиной ухода из обители является непостоянство воли, собственные греховные страсти, нерадение о трудах, неосновательность и нетвердость суждений. (Иером. Серафим. Женские иноческие уставы, т. 3, Москва,1910 г., стр. 143).
- По слову святого Василия Великого, кто оставил свой иноческий обет, не избежит суда за то, что оставил Христа, точно так же, как и воин царя земного за измену или побег подвергается строжайшему наказанию. А также святый Иоанн Златоуст, почитая монашеские обеты священным приношением, благоприятною жертвою Богу, нарушение их называет тяжким святотатством и обманом Бога и угрожает страхом казни, постигшей Ананию и Сапфиру за то, что, дав обет посвятить все свое имение Богу, утаили от цены за проданное село (Иером. Серафим. Женские иноческие уставы, т. 3, Москва,1910 г., стр. 52).
- Уволенная из монастыря должна сдать благочинной монастырские вещи, книги и всю монашескую одежду и только в мирской одежде удалиться из обители, никак не допуская брать с собой иноческое одеяние.
- Если сестра, уволенная или самовольно оставившая обитель, раскаявшись, возвратиться и будет проситься обратно, то таковую можно, по рассмотрении ее дела, принять, но уже в разряд вновь поступающих, и потребовать от нее письменного обещания впредь вести жизнь, согласную с Евангелием и монастырским Уставом.
- В случае смерти сестры все ее имущество по описи передается на склад и является общим монастырским достоянием.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Данный монастырский Устав как руководство для иночествующих должен с молитвой и усердием, по мере сил, проводиться в жизнь ради спасения и духовного возрастания.
- Предлагаемый Устав не является порождением схоластическим или творением человеческого ума, но имеет своим источником Святую Библию, учения Святых Отцов и богатый, многовековой опыт наших подвижников и монастырей.
- Монашество — это христианская ревность высшей жизни, а монастыри – это маяки среди бурного житейского моря.
- Пусть Бог благословит каждого грядущего к Нему путем борьбы с грехом, путем чистоты и целомудрия и в Церкви никогда не оскудеет монашеский чин.